Технологическая карта учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку в 5 классе "Имя существительное - часть речи удивительная" на основе произведения "Двенадцать месяцев" (обобщение изученного) по учебно-методическому комплесу Е.А.Быстровой.
Цель урока
Организовать среду для обобщения, систематизации знаний, применения умений, приобретённых при изучении русского языка.
Задачи урока
- Обучающие: обучение применению правил на определение разрядов, числа, рода, падежа имен существительных, совершенствование навыков морфологического разбора.
- Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать.
- Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка.
I. Организационный этап.
Цель: Организация детей на учебное занятие.
II. Ситуация неожиданности.
Цель: вызвать познавательный интерес к предмету
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: определить содержательные рамки урока
IV. Обобщение знаний об имени существительном.
Цель: Морфологический разбор имени существительного.
- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться.
А мы сегодня с вами пойдём ещё дальше. И от имени существительного, которое найдём в реплике, попробуем написать автобиографию по образцу:
Падчерица: Ох, кто там? Снеговая шапка(1) упала, а мне уж почудилось, будто на меня кто с дерева(2) прыгнул... А кому быть здесь в такую пору(3)? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу(4)...
Я, ____, - имя существительное, так как обозначаю ____и отвечаю на вопрос ____.
1. Моя начальная форма: ____.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - ___(собственное-нарицательное), ___(одушевленное-неодушевленное), ___(рода), ___(склонения);
б) непостоянные: стою в форме ___(числа), ___(падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль ___(подлежащего, дополнения…)
V . Выявление места и причины затруднения
Цель: Выявление места и причины затруднения построение проекта выхода из затруднения.
V I . Обобщение знаний об имени существительном.
Цель: Творческое представление изученной части речи.
Каким вы представляете существительное
1 группа (теоретики) – синквейн о существительном
2 группа (математики) - о существительном в цифрах
3 группа (художники) – о существительном в красках
4 группа (поэты или прозаики) – ода существительному
VII. Творческая работа.
Цель: Устное рисование картины природы на основе поэтических строк. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.Описание иллюстрации с максимальным использованием существительных.
Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. Какие картины могут «нарисовать» существительные?
1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)
2. Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.(В. М а я к о в с к и й.)
3. Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий серый свод небес. (С. А к с а к о в.)
4.Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)
VIII. Рассуждать - не спорить!!!
Цель: умение отстаивать свою точку зрения, слушать и уважать мнение одноклассника.
IХ. Домашнее задание.
Варианты задания:
1. Сочинение «Существительное – часть речи удивительная»;
2. Нарисовать портрет Имени существительного.
Цель: Объяснение домашнего задания.
Х. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Цель: Подведение итогов работы на уроке. Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.
Всему название дано –
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
А.Шибаев.