kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Имя существительное - часть речи удивительная!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку в 5 классе "Имя существительное - часть речи удивительная" на основе произведения "Двенадцать месяцев" (обобщение изученного) по учебно-методическому комплесу Е.А.Быстровой.

Цель урока

Организовать среду для обобщения, систематизации знаний, применения умений, приобретённых при изучении русского языка.

Задачи урока

  • Обучающие: обучение применению правил на определение разрядов, числа, рода, падежа имен существительных, совершенствование навыков морфологического разбора.
  • Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать.
  • Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к  изучению русского языка.

I. Организационный этап.

Цель: Организация детей на учебное занятие.

II. Ситуация неожиданности.

Цель: вызвать познавательный интерес к предмету

III.  Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: определить содержательные рамки урока 

IV. Обобщение знаний об имени существительном.

Цель: Морфологический разбор имени существительного.

- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться.

А мы сегодня с вами пойдём ещё дальше. И от имени существительного, которое найдём в реплике, попробуем написать автобиографию по образцу:

 Падчерица: Ох, кто там? Снеговая шапка(1) упала, а мне уж почудилось, будто на меня кто с дерева(2) прыгнул... А кому быть здесь в такую пору(3)? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу(4)...

Я, ____, - имя существительное, так как обозначаю ____и отвечаю на вопрос ____.

1. Моя начальная форма: ____.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - ___(собственное-нарицательное), ___(одушевленное-неодушевленное), ___(рода), ___(склонения);

б) непостоянные: стою в форме ___(числа), ___(падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль ___(подлежащего, дополнения…)

V . Выявление места и причины затруднения

Цель: Выявление места и причины затруднения построение проекта выхода из затруднения.

V I . Обобщение знаний об имени существительном.

Цель: Творческое представление изученной части речи.

Каким вы представляете существительное

1 группа (теоретики) – синквейн о существительном

2 группа (математики) - о существительном в цифрах

3 группа (художники) – о существительном в красках

4 группа (поэты или прозаики) – ода существительному

VII. Творческая работа.

Цель: Устное рисование картины природы на основе поэтических строк. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.Описание иллюстрации с максимальным использованием  существительных.

Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. Какие картины могут «нарисовать» существительные? 

1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)
2. Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.(В. М а я к о в с к и й.)
3. Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес. (С. А к с а к о в.)

4.Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)

VIII. Рассуждать - не спорить!!!

Цель: умение отстаивать свою точку зрения, слушать и уважать мнение одноклассника.

IХ. Домашнее задание.

Варианты задания:

1. Сочинение «Существительное – часть речи удивительная»;

2. Нарисовать портрет Имени существительного.

Цель: Объяснение домашнего задания.

Х. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: Подведение итогов работы на уроке. Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

А.Шибаев.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Имя существительное - часть речи удивительная!" »


Технологическая карта урока


Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имя существительное – часть речи удивительная!


Цель урока

Организовать среду для обобщения, систематизации знаний, применения умений, приобретённых при изучении русского языка.

Задачи урока


  • Обучающие: обучение применению правил на определение разрядов, числа, рода, падежа имен существительных, совершенствование навыков морфологического разбора.

  • Развивающие: развитие речи, мышления, внимания, наблюдательности, умения анализировать.

  • Воспитательные: воспитание гигиенических правил письма; повышение уровня познавательного интереса к изучению русского языка.


Микроцель этапа урока

Ход занятия

Что получат ученики

Комментарии

I. Организационный этап.

II. Ситуация неожиданности.

Цель: вызвать познавательный интерес к предмету


Учитель обращает внимание на корзинку с подснежниками.

Почему именно подснежники?

Дети рассуждают (ранняя весна, первые цветы, сказка «Двенадцать месяцев»)


III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

определить содержательные рамки урока



Мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.


IV. Обобщение знаний об имени существительном

Цель: Морфологический разбор имени существительного













- У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться.

А мы сегодня с вами пойдём ещё дальше. И от имени существительного, которое найдём в реплике, попробуем написать автобиографию по образцу:

Падчерица: Ох, кто там? Снеговая шапка(1) упала, а мне уж почудилось, будто на меня кто с дерева(2) прыгнул... А кому быть здесь в такую пору(3)? Звери и те по своим норам попрятались. Одна я в лесу(4)...

Я, ____, - имя существительное, так как обозначаю ____и отвечаю на вопрос ____.

1. Моя начальная форма: ____.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - ___(собственное-нарицательное), ___(одушевленное-неодушевленное), ___(рода), ___(склонения);

б) непостоянные: стою в форме ___(числа), ___(падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль ___(подлежащего, дополнения…)

Да, это морфологический разбор.


Дети пишут автобиографию по ОБРАЗЦУ:

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю __ и отвечаю на вопрос __.

1. Моя начальная форма: ____.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - ____, ____, ____, _____;

б) непостоянные: стою в форме ____, ___.

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль ____.



V . Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Построение проекта выхода из затруднения


Итак, друзья мои, сложилась затруднительная ситуация. Возникла проблема – склонение имён существительных.

А что мы должны сделать, чтобы решить эту проблему?


Находят решение данной проблемы – вспоминают правило, используя опорный материал со слайда презентации


V I . Обобщение знаний об имени существительном

Творческое представление изученной части речи


Каким вы представляете существительное

1 группа (теоретики) – синквейн о существительном

2 группа (математики) - о существительном в цифрах

3 группа (художники) – о существительном в красках

4 группа (поэты или прозаики) – ода существительному




VII. Творческая работа

Устное рисование картины природы на основе поэтических строк.

Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.















Описание иллюстрации с максимальным использованием существительных.


Прочитайте отрывки из стихотворений поэтов. Какие картины могут «нарисовать» существительные? (задания даны на слайде №___ по группам)


1. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья. (А.Фет)

2. Вечер. Поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.(В. М а я к о в с к и й.)

3. Опять дожди, опять туманы,
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,

И низкий серый свод небес. (С. А к с а к о в.)


4.Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)


Дети открывают на слайде №___ иллюстрацию к произведению С.Я.Маршака и описывают картину с помощью существительных (у каждой группы – своя иллюстрация – разное время года)




Примерные ответы детей:

Удивительная, чудесная, тихая и спокойная ночь, картина ночного пейзажа.


Дальняя дорога, проходящая рядом с полем, вдали огоньки села, на который опустился вечер.



Поздняя грустная, дождливая, серая осень. За туманом и дождём не видно даже красоты листопада.



Ночные тени не только меняют картину природы, но и как будто вносят волшебство и очарование в лицо близкого человека


Работа записывается в тетради.
























Учитель проверяет в это время тесты учащихся

VIII. Рассуждать - не спорить!!!

Цель: умение отстаивать свою точку зрения, слушать и уважать мнение одноклассника


Какое время года лучше?




Конечно, каждый из вас останется при своём мнении. А вот на досуге можете подумать над словами (если есть время,- на уроке)

Прелесть весны познается только зимою… Генрих Гейне




IХ. Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.


Варианты задания:

1. Сочинение «Существительное – часть речи удивительная»;

2. Нарисовать портрет Имени существительного;


Дети выбирают одно из заданий


Х. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Подведение итогов работы на уроке. Обмен мнениями, впечатлениями по уроку.





Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи?


Фиксация затруднений как направление для работы на следующих уроках.


Учитель высказывает своё мнение по уроку, выставляет оценки.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных - нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

А.Шибаев.

На этом урок закончен.

Ответы на вопросы.

Оценивание своей деятельности на уроке, деятельности товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки.







Учитель предлагает отдельным учащимся (если есть такая необходимость) доработать данную тему в дополнительное время.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Имя существительное - часть речи удивительная!"

Автор: Зубко Любовь Николаевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Интегрированный урок по теме "Имя существительное - часть речи удивительная""
    ["seo_title"] => string(87) "intieghrirovannyi-urok-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-chast-riechi-udivitiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "295470"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455814884"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Повторение и обобщение материала по разделу «Имя существительное» «Имя существительное - часть речи удивительная». "
    ["seo_title"] => string(134) "povtorieniie-i-obobshchieniie-matieriala-po-razdielu-imia-sushchiestvitiel-noie-imia-sushchiestvitiel-noie-chast-riechi-udivitiel-naia"
    ["file_id"] => string(6) "219718"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434353142"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Имя существительное – часть речи удивительная"
    ["seo_title"] => string(54) "imia_sushchiestvitiel_noie_chast_riechi_udivitiel_naia"
    ["file_id"] => string(6) "463912"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1522214412"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Роль имен существительных в речи."
    ["seo_title"] => string(40) "rol_imien_sushchiestvitiel_nykh_v_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "353798"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477917649"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства