kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Творчество Лермонтова и Абая

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Лермонтов и Абай 

Цели урока:

-систематизация знаний о пройденном материале;

-краткий автобиографический обзор жизни и творчества Лермонтова и Абая

-начальное понятие о сопоставительном анализе  поэтического текста;

-значение переводческого  творчества Абая

Тип урока: интегрированный

Оборудование урока:

Интерактивная доска с иллюстрациями портреты поэтов,

книжная  выставка, ученические работы (буклеты, рефераты)

Эпиграф  урока:

Переводы – это не способ  ознакомления с отдельными произведениями,

а средство общения культур и народов. Б.Пастернак.

Ход урока:

1. Организованный этап

Сообщение темы и целей урока.

2. Проверка домашнего задания

Разгадывание кроссворда:

1. Полное имя Лермонтова.

2. Бабушка поэта, у которой он воспитывался.

3. Место, где прошло его детство.

4. Имя матери поэта.

5. Город, где он родился.

6. Поэт, гибели которого он посвятил стихотворение «Смерть поэта».

7. Стихотворение Лермонтова.

8. Русский поэт, поддержавший бабушку Лермонтова в прошении к царю о возвращении внука из ссылки.

9. Место ссылки Лермонтова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Творчество Лермонтова и Абая»

Лермонтов и Абай Цели урока: -систематизация знаний о пройденном  материале; -краткий автобиографический обзор жизни и творчества Лермонтова и Абая -начальное понятие о сопоставительном анализе поэтического текста; -значение переводческого  творчества Абая

Лермонтов и Абай

Цели урока:

-систематизация знаний о пройденном

материале;

-краткий автобиографический обзор

жизни и творчества Лермонтова и Абая

-начальное понятие о сопоставительном

анализе поэтического текста;

-значение переводческого

творчества Абая

Тип урока :  интегрированный  Оборудование урока:  Интерактивная доска с иллюстрациями портреты поэтов, книжная выставка, ученические работы ( буклеты, рефераты) Ход урока: 1.Организованный этап Сообщение темы и  целей урока. 2. Проверка домашнего задания Разгадывание кроссворда:    Эпиграф урока: Переводы – это не способ  ознакомления с отдельными произведениями, а средство  общения культур и народов. Б.Пастернак.

Тип урока : интегрированный

Оборудование урока:

Интерактивная доска

с иллюстрациями

портреты поэтов,

книжная выставка,

ученические работы

( буклеты, рефераты)

Ход урока:

1.Организованный этап

Сообщение темы и

целей урока.

2. Проверка домашнего

задания

Разгадывание кроссворда:

Эпиграф урока:

Переводы – это не способ

ознакомления с отдельными

произведениями, а средство

общения культур и народов.

Б.Пастернак.

2. Проверка домашнего задания Разгадывание кроссворда М А Р И Х С А Е И Н П Ь Л Т А Е У В Р Ш М Х К М А О А Ж А И С Н У Р Н У К К К Т Ы И Е В А Я О В С А В К С К А З И Й

2. Проверка домашнего задания

Разгадывание кроссворда

М

А

Р

И

Х

С

А

Е

И

Н

П

Ь

Л

Т

А

Е

У

В

Р

Ш

М

Х

К

М

А

О

А

Ж

А

И

С

Н

У

Р

Н

У

К

К

К

Т

Ы

И

Е

В

А

Я

О

В

С

А

В

К

С

К

А

З

И

Й

1. Полное имя Лермонтова. 2. Бабушка поэта, у которой он воспитывался. 3. Место, где прошло его детство. 4. Имя матери поэта. 5. Город, где он родился. 6. Поэт, гибели которого он посвятил  стихотворение «Смерть поэта». 7. Стихотворение Лермонтова. 8. Русский поэт, поддержавший бабушку Лермонтова  в прошении к царю о возвращении внука из ссылки. 9. Место ссылки Лермонтова.

1. Полное имя Лермонтова.

2. Бабушка поэта, у которой он воспитывался.

3. Место, где прошло его детство.

4. Имя матери поэта.

5. Город, где он родился.

6. Поэт, гибели которого он посвятил

стихотворение «Смерть поэта».

7. Стихотворение Лермонтова.

8. Русский поэт, поддержавший бабушку Лермонтова

в прошении к царю о возвращении внука из ссылки.

9. Место ссылки Лермонтова.

3. Конструирование рассказа По опорным словам составьте устно связной рассказ  об основных датах жизни поэта Родился в _____ году, в городе. В ______ году умерла мать поэта и он воспитывался у _____ . Детство прошло в ______ . С раннего детства к мальчику была приставлена няня - ____ , а затем _____ . Он был болезненным ребенком, поэтому чтобы укрепить здоровье внука, Арсеньева трижды возила его на _____ , в _____ , _____ , _____ гг. Весной _____ года  Арсеньева решила переехать из Тархан в Москву для того, чтобы подготовить внука к поступлению в _____ . 1 сентября _____ года его зачислили на 1 курс _______ . За годы учения в пансионе и в университете он написал около _____ стихотворений, ____ поэм, _____ драмы.

3. Конструирование рассказа

По опорным словам составьте устно связной рассказ

об основных датах жизни поэта

Родился в _____ году, в городе. В ______ году умерла мать

поэта и он воспитывался у _____ . Детство прошло в ______ .

С раннего детства к мальчику была приставлена няня - ____ ,

а затем _____ . Он был болезненным ребенком, поэтому

чтобы укрепить здоровье внука, Арсеньева трижды возила

его на _____ , в _____ , _____ , _____ гг. Весной _____ года

Арсеньева решила переехать из Тархан в Москву для того,

чтобы подготовить внука к поступлению в _____ .

1 сентября _____ года его зачислили на 1 курс _______ .

За годы учения в пансионе и в университете он написал

около _____ стихотворений, ____ поэм, _____ драмы.

4. Выразительное чтение 5. Слово учителя  Учащиеся читают стихотворение «Утес», «На севере диком стоит одиноко…» Именно эти мотивы одиночества, страдания задумчивости, грусти были так близки сыну казахского  народа,  великому Абаю. Вопрос к классу: Какая основная мысль объединяет эти два стихотворение? Ответ: Мотив одиночества, задумчивости, грусти, страдания и т.д. Это форма  протеста против современной  поэту действительности.

4. Выразительное чтение

5. Слово учителя

Учащиеся читают стихотворение «Утес»,

«На севере диком стоит одиноко…»

Именно эти

мотивы

одиночества,

страдания

задумчивости,

грусти были

так близки сыну

казахского

народа,

великому Абаю.

Вопрос к классу:

Какая основная мысль

объединяет эти два стихотворение?

Ответ:

Мотив одиночества, задумчивости,

грусти, страдания и т.д. Это форма

протеста против современной

поэту действительности.

На интерактивной доске портрет Абая. Звучит фонограмма кюя. Биограф дает краткую автобиографическую справку о жизни и творчестве Абая. Абай испытывал идейное родство и духовную близость с такими русскими  писателями как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Крылов, Салтыков-Щедрин, Бунин и переводил произведения писателей-классиков на казахский язык, знакомя родной народ с литературой и культурой русского народа. Далее внимание учащихся обращается к эпиграфу  урока на интерактивной доске Абай очень серьезна относился к переводам произведений русских поэтов. Прежде всего он стремился проникнуть в их смысл. И в художественном  отношении его переводы максимально приближаются к оригиналу. Особенно был близок Абаю Лермонтов. Абай перевел около 30 стихотворений Лермонтова которые были идейно близки и Абаю. Среди них «Кинжал», «Выхожу один я на дорогу…», «Парус», «И скучно и грустно…»,  «Молитва», «Бородино», «Утес», «Из Гете» и др.

На интерактивной доске портрет Абая. Звучит фонограмма кюя.

Биограф дает краткую автобиографическую справку о жизни и

творчестве Абая.

Абай испытывал идейное родство и духовную близость с такими русскими

писателями как Пушкин, Лермонтов, Толстой, Крылов, Салтыков-Щедрин,

Бунин и переводил произведения писателей-классиков на казахский язык,

знакомя родной народ с литературой и культурой русского народа.

Далее внимание учащихся обращается к эпиграфу

урока на интерактивной доске

Абай очень серьезна относился к переводам произведений русских поэтов.

Прежде всего он стремился проникнуть в их смысл. И в художественном

отношении его переводы максимально приближаются к оригиналу. Особенно

был близок Абаю Лермонтов. Абай перевел около 30 стихотворений

Лермонтова которые были идейно близки и Абаю. Среди них «Кинжал»,

«Выхожу один я на дорогу…», «Парус», «И скучно и грустно…»,

«Молитва», «Бородино», «Утес», «Из Гете» и др.

На интерактивной доске стихотворения Лермонтова «Горные вершины» и перевод Абая. Учитель выразительно читает стихотворения. Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой. Қараңғы түнде тау қалғып, Ұйқыға кетер балбырап, Даланы жым-жырт дел-сал ғып Түн басады салбырап. Вопрос к классу:  Каким настроением проникнуто стихотворение? Ответ: Стихотворение проникнуто покоем тишиной,  оно успокаивает, навевает печаль. Учащиеся слушают народную песню « Қараңғы түнде тау қалғып... »

На интерактивной доске стихотворения

Лермонтова «Горные вершины» и перевод Абая.

Учитель выразительно читает стихотворения.

Горные вершины

Спят во тьме ночной;

Тихие долины

Полны свежей мглой.

Қараңғы түнде тау қалғып,

Ұйқыға кетер балбырап,

Даланы жым-жырт дел-сал ғып

Түн басады салбырап.

Вопрос к классу:

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Ответ: Стихотворение проникнуто покоем тишиной,

оно успокаивает, навевает печаль.

Учащиеся слушают народную песню

« Қараңғы түнде тау қалғып... »

7. Беседа по вопросам 1.Какое настроение создает стихотворения Лермонтова «Горные вершины»? 2. Какой вы представляете природу по песне Абая? Сохранил  ли Абай главную мысль стихотворения Лермонтова? 3.Какие художественно-выразительные  средства использовал Лермонтов в своем стихотворении? 4. Какова основная  мысль стихотворения? Учащиеся еще раз выразительно читают стихи,  затем учитель просить ответить на вопросы: 8. Сопоставительный анализ Какая разница в описании ночи у русского и казахского поэтов?  Учащимся предлагается выступить в роли литературоведов и сравнить картину ночи в казахском и русском переводе стихотворения Гете. Задаются вопросы: 2. Как глаголы помогают Лермонтову  и Абаю передать картину ночи? 3.Как воспринимает эту картину читатель  русского и казахского переводов? Вывод: У Лермонтова картина ночи как бы застывшая, а Абай ее «оживил»,  придав ей динамизм (движение)

7. Беседа по вопросам

1.Какое настроение создает стихотворения

Лермонтова «Горные вершины»? 2. Какой вы

представляете природу по песне Абая? Сохранил

ли Абай главную мысль стихотворения

Лермонтова? 3.Какие художественно-выразительные

средства использовал Лермонтов в своем

стихотворении? 4. Какова основная

мысль стихотворения?

Учащиеся еще раз

выразительно читают стихи,

затем учитель просить

ответить на вопросы:

8. Сопоставительный анализ

  • Какая разница в описании ночи
  • у русского и казахского поэтов?

Учащимся предлагается выступить в

роли литературоведов и сравнить картину

ночи в казахском и русском переводе

стихотворения Гете. Задаются вопросы:

2. Как глаголы помогают Лермонтову

и Абаю передать картину ночи?

3.Как воспринимает эту картину читатель

русского и казахского переводов?

Вывод: У Лермонтова картина ночи как

бы застывшая, а Абай ее «оживил»,

придав ей динамизм (движение)

9. Составление кластера Опираясь на таблицу, учащиеся составляют  кластер-диаграмму картины ночи У Лермонтова Глубокая ночь У Абая Постепенное наступление ночи Состояние ночи передает Один глагол - спят Приход, наступление ночи передается с помощью нескольких глаголов: дремлют горы, погружаясь в ночь; ночь обволакивает степь Видим ночь Чувствуем, как надвигается ночь постепенное наступление ночи  глубокая ночь Мотив тишины,  покоя У Лермонтова У Абая чувствуем, как надвигается ночь  видим ночь

9. Составление кластера

Опираясь на таблицу, учащиеся составляют

кластер-диаграмму картины ночи

У Лермонтова

Глубокая ночь

У Абая

Постепенное наступление ночи

Состояние ночи передает

Один глагол - спят

Приход, наступление ночи передается с помощью нескольких глаголов: дремлют горы, погружаясь в ночь; ночь обволакивает степь

Видим ночь

Чувствуем, как надвигается ночь

постепенное наступление ночи

глубокая ночь

Мотив тишины,

покоя

У Лермонтова

У Абая

чувствуем, как надвигается ночь

видим ночь

10. Подведение итогов 1-2 уровни: «Литературный бой» (учащиеся задают друг другу вопросы по творчеству Лермонтова и Абая). 3 уровень: (творческое задание)написать эссе «Значение перевода Абая» 11. Домашнее задание Выучить наизусть стихотворение  Лермонтова «Горные вершины…». Нарисуйте устно рисунок  к стихотворению Лермонтова.

10. Подведение итогов

1-2 уровни:

«Литературный бой»

(учащиеся задают друг

другу вопросы по

творчеству

Лермонтова и Абая).

3 уровень: (творческое

задание)написать эссе

«Значение перевода Абая»

11. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение

Лермонтова «Горные вершины…».

Нарисуйте устно рисунок

к стихотворению Лермонтова.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Творчество Лермонтова и Абая

Автор: Сайдахметова Дильназ Халхожаевна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Урок литературы в 9 классе "Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев "
    ["seo_title"] => string(130) "urok-litieratury-v-9-klassie-traditsii-liermontova-v-russkoi-i-kazakhskoi-litieraturie-xix-vieka-m-iu-liermontov-i-abai-kunanbaiev"
    ["file_id"] => string(6) "184112"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425997792"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Традиции Лермонтова в русской и зарубежной литературе XIX – XX века."
    ["seo_title"] => string(63) "traditsiiliermontovavrusskoiizarubiezhnoilitieraturiexixxxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "273214"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452172293"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Диалог культур.Лермонтов и Абай."
    ["seo_title"] => string(33) "dialogh-kul-tur-liermontov-i-abai"
    ["file_id"] => string(6) "251667"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447261896"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Нить притяжения" Мотивы лирики русских поэтов в творчестве Абая"
    ["seo_title"] => string(70) "nit-pritiazhieniia-motivy-liriki-russkikh-poetov-v-tvorchiestvie-abaia"
    ["file_id"] => string(6) "255442"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447935775"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства