Урок литературы в 9 классе по теме: «Традиции Лермонтова в русской и казахской литературе XIX века. М. Ю. Лермонтов и Абай Кунанбаев»
26 января 2015 г.
Цель урока: Пробуждение интереса учащихся к исследованию личности и творчества двух великих поэтов путем сопоставительного анализа переводов.
Задачи урока:
1.Продолжить ознакомление учащихся с биографическими данными поэтов, раскрыть идейное содержание переводов;
2. Развивать монологическую и диалогическую речь, развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности, развить речевые навыки;
3.Воспитывать интерес к творчеству поэтов других народов, умения дружить, уважать; быть любознательным и всесторонним человеком.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, анализ художественного текста
Организационная форма: интегрированный урок, урок-практикум
Предварительная подготовка (стимул): чтение наизусть стихотворения «Горные вершины» на русском (Лермонтов), на казахском (Абай), на английском языках.
Межпредметная связь: Русский язык, казахский язык, казахская литература, английский язык, история, музыка
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Слово учителя:
- Добрый день, уважаемые ребята! Я рада Вас приветствовать на уроке литературы, который поможет нам окунуться в волшебный мир слова! (Запись в тетрадях, определение цели и задач) – 3 минуты
II. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний. – Стадия вызова
- «Солнышко ассоциаций» (1 сущ., 2 глагола, 3 прил., 1 предложение) – 2 минуты
- «Инсерт» - 7 минут
Природа одарила Лермонтова многими талантами: он обладал редкими музыкальными способностями, хорошо рисовал, легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Но самым большим его увлечением была литература. С детских лет Михаил Юрьевич любил русские сказки, народные песни, предания, интересовался героическим прошлым своего народа и не мог оставаться равнодушным к тому, что царило вокруг.
Сложной была эпоха, в которой жил и творил поэт: с одной стороны, ещё живы воспоминания о войне 1812 года, о победе над Наполеоном, а с другой – разгром восстания декабристов. Отражая сложности эпохи, Лермонтов в своем творчестве отдает предпочтение смелой личности, жаждущей полнокровной жизни, стремящейся к активной борьбе за свои человеческие права. Именно этот мотив был близок Абаю
Великий казахский поэт, гениальный мыслитель, талантливый композитор Абай – феноменальное явление не только казахской, но и мировой литературы. Просвещенный ум, тревожная ищущая мысль, удивительная цельность взгляда на мир отличали его поэзию, насыщенную философскими раздумьями о чаяниях родного народа, о гуманистической сущности человеческого бытия. Идеи торжества разума, непреходящей значимости нравственности, неизмеримой ценности знания были определяющими в его многогранном творчестве. Абай был открыт восприятию культурных ценностей восточной и западной цивилизаций. Обогатив свой поэтический мир народным творчеством, казахский поэт связал прошлое с современностью, создав сплав из лучшего, что было в мировых культурах.
Абай имел смелость сказать во весь голос:
Если русский даст совет,
Тот совет хорош всегда…
В “Назиданиях” эта мысль изложена с удивительной ясностью и целеустремленностью:
“ Нужно овладеть русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык– значит открыть глаза на мир. Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне”.
С огромной тщательностью и особой любовью переводил Абай стихи Лермонтова. Отрывки из “Демона” до сих пор остаются непревзойденными по мастерству среди переводов русских классиков на казахский. Поэту близка гражданская позиция Лермонтова в обществе, в поэзии. Абай перевел на казахский язык более 30 стихотворений Лермонтова.
Лермонтов |
Абай |
“ И скучно и грустно” |
“ ?м жабы?тым, ?м жалы?тым” |
“Выхожу один я на дорогу” |
“Жол?а шы?тым бір жым жырт т?нде.” |
“Плененный рыцарь” |
“Т?т?ында?ы батыр” |
“Горные вершины” |
“?ара??ы т?нде тау ?ал?ып” |
“ Парус” |
“Жалау” |
“Демон” |
“Шайтан” |
“Дума” |
“Ой” |
“Не верь себе” |
“?зі?е сенбе” |
“Кинжал” |
“?анжар” |
Именно через лермонтовские поэтические переводы он познакомился сам и познакомил свой народ с европейской поэзией – Гете, Байроном
- Заполнение таблицы
Отметка |
Количество |
V (уже знал) |
|
+ (новое для меня, не знал) |
|
? (не понял, есть вопросы) |
- Обсуждение материала – 3 минуты
III. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений – Стадия осмысления
- Чтение наизусть стихотворения «Горные вершины» на трех языках (индивидуальное задание) - 3 минуты
- Работа с текстом стихотворения – сравнительный анализ переводов Абая и Лермонтова (текст с примерным планом заранее лежит на партах. Ученики работают в группах, анализируют стихотворения. Далее следуют выступления групп. По ходу выступления выводы записываются учениками в тетрадь.) – 10 минут
М. Ю. Лермонтов. Горные вершины |
Абай. ?ара??ы т?нде тау ?ал?ып, |
Автор стихотворения |
Название стихотворения |
Тема и идея стихотворения |
Объем стихотворения оригинала и перевода (количество строк) |
Размер, рифма |
Средства художественной выразительности (эпитет, олицетворение, звукопись и т.д.) |
Образная система |
М. Ю. Лермонтов |
«Горные вершины» |
|||||
Абай Кунанбаев |
«Карангы тунде тау калгып» |
Физминутка «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): - 1 минута
Закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку, пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты. – 1 минута
- Обсуждение анализа – 4 минуты
- Тест на закрепление - 2 минуты
Тест
- Назовите годы жизни М. Ю. Лермонтова
А. 1812-1851г. г.; В. 1814-1841г. г.; С. 1799-1837 г. г.
2. Произведение М. Ю. Лермонтова
А. «Муму»; В. «Станционный смотритель»; С. «Мцыри».
3. Стихотворение «Горные вершины» - перевод Лермонтова какого писателя
А. И. Гёте; В. Д. Байрон; С. Д. Свифт.
4. Назовите годы жизни Абая Кунанбаева
А. 1854-1906 г. г.; В. 1845-1904 г. г. С. 1841-1901 г. г.
5. Сколько переводов стихотворений Лермонтова сделал Абай Кунанбаев
А. менее 10; В. более 30; С. 21.
IV. Итог урока, выставление оценок и их комментирование – Стадия рефлексии
- Комментирование оценок – 5 минут
- «Синквейн» или дополнение «Солнышка» - 5 минут
V. Домашнее задание – 1 минута
- Написать письмо из XXI века Лермонтову и Абаю
- Провести социологический опрос в В Контакте – «Нужно ли современному школьнику изучать творчество Лермонтова и Абая?» (на выбор)