kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"-тся и -ться в глаголах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе по теме «-ТСЯ и –ТЬСЯ». П.84

 

  1. (Слайд №1)  Оргмомент. Стихотворение Н.Заболоцкого «Не позволяй душе лениться”.

                Не позволяй душе лениться!

                Чтоб в ступе  воду не толочь,

                Душа обязана трудиться

                И день, и ночь, и день, и ночь!

                Не разрешай ей спать в постели

                При свете утренней звезды,

                Держи лентяйку в черном теле

                И не снимай с нее узды!

                Коль дать ей вздумаешь поблажку,

                Освобождая от забот,

                Она последнюю рубашку

                С тебя без жалости сорвет!

 

 2. ( Слайд № 2) Запись в тетрадях темы урока.

 

 3. (Слайд  №3) Повторим пройденное.  Как пишутся глаголы в неопределенной форме после буквы Ч?

 Выберите строчку с Ь:

       1. Береч…, свеж…, горяч…, чувствуеш…

       2. Смотриш…, задач…, печеш…, рощ…

       3. Реж…,увлеч…, леч…, сжеч…

       4. Стереч…, похож…, задач…, помощ…

 

 

 4. (Слайд № 4).

                           Бросит?ся

                           Нравит?ся

                           Удивит?ся

                           Вернут?ся.

- Что мы должны написать на месте пропусков?

- От чего зависит написание –тся и –ться в глаголах ?

 

5.(Слайд №5) Работа по алгоритму. Рассказываю по алгоритму.

                         Затем слушаем у доски ответ ученицы.

 

 

 

6.(Слайд № 6) Замените существительные глаголами, поставив их в неопределенной форме:

                      Увлечение, удивление, наслаждение.

7. Работа в парах. «Собери пословицы».Запиши их, вставляя пропущенные буквы:

1. От безделья дурь  наживается, в труде воля закаляется.

2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

3.Кто упорно трудится, тот всему научится.

4. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.

5. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

6. Трудолюбивый ест, что нравится ему, ленивый – что достанется ему.

7. Нам знанье не рождением дается, ученьем и терпением дается.

8. Кто преуспеть в трудах не пытается, от тех и сам Аллах отрекается.

9. Не надо хвалиться, если не знаешь, как рожь родится.

10.Не трудиться, так и хлеба не добиться.

     (Е?бекпен тап?ан нан т?тті) – на казахском языке.

11.Человек с коротким умом обзаводится длинным языком.

12.Кто умеет веселиться, того и горе боится.

13.С тобой разговориться - что меду напиться.

14. Криком дом не строится,  шумом дело не делается.

15. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

 

8. Индивидуальные задания в карманчиках «дерева».

    Спиши, вставляя пропущенные буквы:

Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.

Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его лучи.

Путешественники долго не могли успокоиться.

Не забывай о том, что, пока ты учишься, кто-то трудится, добывая тебе хлеб.

Туман начинает клубиться над водой.

Хорошее, доброе, долго помнится, а плохое, к счастью, забывается.

Попробуй напиться из родника -  и ты почувствуешь силу земли.

 

9.(Слайд № 7). «Узнай произведения»

    1. « И на розовом кусте, на самом верхнем побеге, начала распускаться         великолепная роза». («Соловей и роза»). ( Б?лб?л мен раушан).

    2. «Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и    погладила его по затылку». («Кладовая солнца»).

 3. «Пруд был окружен живой изгородью, но в одном месте дикие олени

    проломали для себя проход, и Элиза могла спуститься к самой воде».(        «Дикие лебеди»).

    4. «Жемчуга и гранаты не могут купить любовь, и она не выставляется на рынке». («Соловей и роза»).

 5. «Тогда, движимая лишь велением сердечной доброты, стала спускаться Эрна в пропасть». («Синяя звезда»). (К?к жулдыз).

 

10. (Слайд №8). Физминутка!

 

А сейчас все тихо встали,

Глазки наши ведь устали,

Глазки видят все вокруг,

Обведем мы ими круг.

Глазкам видеть все дано:

Где окно, а где кино,

Обведем мы ими круг,

Поглядим на мир вокруг,

Поморгаем,

Тихо сядем.

 

11. Работа по учебнику. Опережающее творческое задание.

    Упр.№   930. По данным опорным словосочетаниям составь сочинение – миниатюру, используя глаголы на –тся и – ться.

     Разжигать костер, расположиться в палатке, высушить вещи, сварить обед, готовиться ко сну, услышать шорох, испугаться.

 

12. Опережающее творческое задание: записать народные приметы на изучаемую орфограмму. «Народные приметы».

    1. Если по небу быстро движутся черные облака или небо покрывается светло-серыми облаками – это к продолжительным осадкам.

    2. Если маленькие тучи начинают разрастаться – это к дождю с юга.

    3.Если ветер усиливается к ночи -  к ухудшению погоды.

    4.Если в ясный день облака начинают быстро подниматься вверх - это к                        дождю.

 

13.(Слайд № 9) Прочитай. Определи стиль текста. Вставь пропущенные буквы.

   Пыльная буря в степи. Горячий ветер непрерывно гонит все, что попадает…ся на его пути. Среди пыли то и дело показывают…ся какие-то крупные шары.

Они мчат…ся по степи. Когда ветер стихает, они останавливают…ся где – нибудь под кустиком.

   Это растение – перекати – поле, стебли и веточки которых извивают…ся и тянут…ся внутрь – получает…ся шар, который перекатывает…ся по степи.

 

14. Итоги урока, оценки.

 

15. Дома: Упр.№ 929.

 

16. (Слайд № 10) Спасибо за урок!

 

 

17.Отгадай загадки:

 

Стучит, вертится, ходит весь век – а не человек (часы).

Без рук, без ног, под окном стучится, в дом просится (ветер).

Вокруг носа вьется, а в руку не дается (муха).

Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).

                                                               

                                                                Н.И.  Энзе  

                                                               Северо – Казахстанская область,

                                                               район имени Габита Мусрепова,

                                                               с. Новоишимское

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"-тся и -ться в глаголах" »

« Не позволяй душе лениться» Н. Заболоцкий

« Не позволяй душе лениться»

Н. Заболоцкий

Правописание –тся и – ться.   § 84.

Правописание –тся и – ться. § 84.

Выбери строчку с Ь : 1. Береч…, свеж…, горяч, чувствуеш…  2. Смотриш…, задач…, печеш…, рощ…  3. Реж…, увлеч…, леч…, сжеч…  4. Стереч…, похож…, задач…, помощь…

Выбери строчку с Ь :

1. Береч…, свеж…, горяч, чувствуеш…

2. Смотриш…, задач…, печеш…, рощ…

3. Реж…, увлеч…, леч…, сжеч…

4. Стереч…, похож…, задач…, помощь…

Бросит? ся нравит? ся удивит? ся вернут? ся Что мы должны написать на месте пропусков? От чего зависит написание – тся и –ться в глаголах?

Бросит? ся

нравит? ся

удивит? ся

вернут? ся

Что мы должны написать на месте пропусков?

От чего зависит написание – тся и –ться в глаголах?

Замените существительные глаголами, поставив их в неопределенной форме:   Увлечение удивление  наслаждение

Замените существительные глаголами, поставив их в неопределенной форме:

Увлечение

удивление

наслаждение

Узнай произведения. Выпиши глаголы на –тся и –ться:

Узнай произведения. Выпиши глаголы на –тся и –ться:

  • И на розовом кусте, на самом верхнем побеге, начала распускат…ся великолепная роза. ( ? )
  • Настя, заметив, что брат начинает сердит…ся, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку.(?)
  • Жемчуга и гранаты не могут купить любовь, и она не выставляет…ся на рынке. ( ? )
  • Пруд был окружен живой изгородью, но в одном месте дикие олени проломали для себя проход, и Элиза могла спустит…ся к самой воде. ( ? )
Физминутка!!!

Физминутка!!!

Прочитай. Определи стиль текста .  Вставь пропущенные буквы в глаголы и объясни:     Пыльная буря в степи. Горячий ветер непрерывно гонит все, что попадает…ся на его пути. Среди пыли то и дело показывают…ся какие-то крупные шары. Они мчат…ся по степи. Когда ветер стихает, они останавливают…ся где – нибудь под кустиком.  Это растение – перекати- поле, стебли и веточки которых извивают…ся и тянут…ся внутрь - получает…ся шар, который перекатывает…ся по степи.

Прочитай. Определи стиль текста . Вставь пропущенные буквы в глаголы и объясни:

Пыльная буря в степи. Горячий ветер непрерывно гонит все, что попадает…ся на его пути. Среди пыли то и дело показывают…ся какие-то крупные шары. Они мчат…ся по степи. Когда ветер стихает, они останавливают…ся где – нибудь под кустиком.

Это растение – перекати- поле, стебли и веточки которых извивают…ся и тянут…ся внутрь - получает…ся шар, который перекатывает…ся по степи.

Спасибо за урок!!!

Спасибо за урок!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
"-тся и -ться в глаголах"

Автор: Энзе Наталья Ивановна

Дата: 24.06.2014

Номер свидетельства: 108186

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "конспект урока русского языка по теме "Правописание глаголов на -тся, -ться""
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-ghlagholov-na-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "310081"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458921422"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Правописание -ться- и -тся- в глаголах" "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-4-klassie-po-tiemie-pravopisaniie-t-sia-i-tsia-v-ghlagholakh"
    ["file_id"] => string(6) "229921"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441907021"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Правописание глаголов с -тся, -ться"
    ["seo_title"] => string(37) "pravopisaniie_ghlagholov_s_tsia_t_sia"
    ["file_id"] => string(6) "382184"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485028780"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться "
    ["seo_title"] => string(78) "znakomstvo-s-vozvratnoi-formoi-ghlaghola-pravopisaniie-ghlagholov-s-tsia-t-sia"
    ["file_id"] => string(6) "232778"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442919077"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок русского языка в 8 классе «Правописание глаголов с –тся, -ться.»"
    ["seo_title"] => string(65) "urok_russkogo_iazyka_v_8_klasse_pravopisanie_glagolov_s_tsia_tsia"
    ["file_id"] => string(6) "499614"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1550059256"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства