- Назовите буквы с такими же элементами. Пропишите буквы: П, Т, Р.
III. Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.
Прослушайте четверостишье:
Солнце садится, струится водица,
Птица синица в водицу глядится.
Чистой водицы синица напьётся –
Славно сегодня звенится – поётся.
Что необычного вы услышали в этом стихотворении? (повторяется ца)
- Назовите слова, в которых вы услышали сочетание ца. Прочитайте слова, написанные на доске:
пти[ца] гляди[ца] струит[ца] звенит[ца]
сини[ца] напьёт[ца] поёт[ца]
- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
птица глядится струится звенится
синица напьётся поётся
Послушайте ещё четверостишье:
Меж грибами мухомор
Красотой гордится.
Нечего гордиться –
Для супа не годится.
Назовите слова, в которых слышится ца. Прочитайте слова, написанные на доске:
горди[ца] годи[ца]
- Давайте посмотрим, как пишутся эти слова.
гордится гордиться годи[ца]
Почему слово гордится написано два раза? (в одном случае пишется -тся, а в другом -ться )
- Давайте сформулируем тему урока. (правописание -тся или -ться)
- Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем делать?
(Мы будем определять, когда пишется ца, когда тся или ться)
III. Выдвижение предположений и обоснование гипотезы
1. Сначала, определим, в каких словах пишется слог ца.
- Сравните слова двух первых столбиков. Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
Понаблюдайте, что слышится и что пишется на конце имён существительных.
Вывод: на конце имён существительных слышится [ца] и пишется ца.
Открывается запись:
Работа в парах. Выписать слова, в которых слышится и пишется ца.
Фронтальная проверка.
Физкультминутка
2. Следующее задание. Прочитайте слова, которые остались. Что общего у этих слов? (это глаголы).
Как мы должны написать эти слова?
Версии детей.
- Чтобы понять, когда пишется -ться, а когда -тся, нужно определить в какой форме стоят глаголы.
Прочитайте правило на стр. 115.
- Определите, в какой форме стоят глаголы 2 столбика, сделайте вывод.
Вывод: если глагол употреблён в начальной форме (отвечает на вопрос что делать? что сделать?) на конце пишется -ться.
Открывается запись.
- В какой форме стоят глаголы 3 столбика. (В форме 3 лица, единственного числа.)
Вывод: если глагол употреблён в формах 3-го лица, единственного или множественного числа (отвечает на вопросы что делает? чтоделают, что сделает? что сделают?) на конце пишется -тся.
Открывается запись
IV. Отработка написания слов с данной орфограммой
Работа у доски. Записать слова в два столбика:1-глаголы в начальной форме, 2- глаголы в форме 3-го лица.
Упражнение 2, стр. 116.
Красна деви[ца], любит учи[ца], нужно торопи[ца], спутни[ца], удивляе[ца], удивля[ца], красави[ца], улыбае[ца], улыба[ца], больни[ца], случае[ца], может случи[ца].
Работа в группах. Запишите нужное слово.
I группа
Сердится - сердиться
Если я опоздаю к обеду, бабушка будет __________ .
Собака__________ и рычит на кошку.
II группа
Учиться - учится
Катя_________ на одни пятёрки.
Мне очень нравится___________ в школе.
III группа
Ссориться - ссорится
Я больше никогда ни с кем не буду___________ .
Вася часто ____________ с одноклассниками.
Взаимопроверка. Ответы открываются на доске.
Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе «Пишем грамотно».
Стр. 37 упр. 2. Вставить орфограмму -ться, -тся.
- Чтобы правильно выполнить задание, что мы должны помнить? (правило стр. 115)