kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тропы как средства художественной выразительности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Тропы как средства художественной выразительности" предназначена для подготовки выпускников 9-ых и 11-х классов к основному государственному экзамену и единому государственному экзамену по русскому языку (задание №24). Презентацию можно использовать также при подготовке к экзамену по литературе. Презентация содержит информацию об основных тропах, имеется иллюстративный материал (примеры из литературных и фольклорных произведений, репродукция, примеры из речи)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тропы как средства художественной выразительности»

ТРОПЫ как средства  художественной выразительности

ТРОПЫ как средства художественной выразительности

оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности троп  -  греч.  t ropos – поворот

оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности

троп -

греч. t ropos – поворот

ТРОПЫ

ТРОПЫ

  • аллегория
  • гипербола
  • литота
  • метафора
  • олицетворение
  • метонимия
  • ирония
  • сравнение
  • эпитет
  • перифраз
Аллегория  (греч. «иносказание»)   - троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа (чаще в баснях, сказках) Например: хитрость – в образе лисы жадность – в образе волка коварство – в образе змеи

Аллегория (греч. «иносказание»)

- троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа

(чаще в баснях, сказках)

Например: хитрость – в образе лисы

жадность – в образе волка

коварство – в образе змеи

Аллегория Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»

Аллегория

Э.Делакруа «Свобода на баррикадах»

Гипербола   - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения или иного признака предмета, явления. Автор усиливает впечатление, подчеркивая то, что прославляет, или то, что высмеивает. Например: «В сто сорок солнц закат пылал»

Гипербола

- образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения или иного признака предмета, явления.

Автор усиливает впечатление, подчеркивая то, что прославляет, или то, что высмеивает.

Например:

«В сто сорок солнц закат пылал»

Литота   образное выражение, содержащее художественное преуменьшение размера, силы, значения изображаемого предмета или явления. Например:

Литота

  • образное выражение, содержащее художественное преуменьшение размера, силы, значения изображаемого предмета или явления.

Например:

  • мальчик с пальчик
  • мужичок с ноготок
  • «Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить» (Н.Некрасов)
Метафора   употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (скрытое сравнение) Например: крыло самолёта,  заря жизни, льётся речь, ножка стола, нос корабля

Метафора

  • употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

(скрытое сравнение)

Например: крыло самолёта,

заря жизни, льётся речь,

ножка стола, нос корабля

Олицетворение   - троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, явлению придаются качества или действия, присущие человеку Например:

Олицетворение

- троп, состоящий в том, что неодушевлённому предмету, явлению придаются качества или действия, присущие человеку

Например:

  • «Играло море с берегами» (А.Пушкин)
  • бежит река
  • спит роща
  • плачет ива
Метонимия   - употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности)

Метонимия

- употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (смежности)

Метонимия   Связь может быть: 1) между предметом и материалом

Метонимия

Связь может быть:

1) между предметом и материалом

  • кушать на серебре
  • выиграть бронзу
  • одеваться в шелка
  • носить золото
Метонимия   Связь может быть: 2) между содержимым и содержащим (содержанием и формой)

Метонимия

Связь может быть:

2) между содержимым и содержащим

(содержанием и формой)

  • съесть ещё тарелочку
  • выпить целый стакан
  • выгрузить вагон
Метонимия   Связь может быть: 3) между целым и частью

Метонимия

Связь может быть:

3) между целым и частью

  • Он - его правая рука.
  • Где был, дурная голова?
  • Она ездит за рулём.
  • Оркестр в сборе, ждём только уже скрипку.
Метонимия   Связь может быть: 4) между автором и его произведением

Метонимия

Связь может быть:

4) между автором и его произведением

  • читал Пушкина
  • играть Мусоргского
  • люблю Васнецова
  • купить Лермонтова
Метонимия   Связь может быть: 5) между местом и людьми, находящимися на этом месте - «Тих был наш бивак» (Лермонтов) -город вышел на субботник -зал аплодировал

Метонимия

Связь может быть:

5) между местом и людьми, находящимися на этом месте

- «Тих был наш бивак» (Лермонтов)

-город вышел на субботник

-зал аплодировал

Ирония   - троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» /в обращении к ослу/  (Крылов )

Ирония

- троп, состоящий в употреблении слова или выражения, содержащего в себе оценку того, что осмеивается

«Отколе, умная, бредёшь ты, голова?» /в обращении к ослу/ (Крылов )

Сравнение

Сравнение

  • троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака
Сравнение   Сравнительные союзы: как, словно, как будто, точно, будто, что Например:

Сравнение

Сравнительные союзы:

как, словно, как будто, точно, будто, что

Например:

  • «Лес, словно терем расписной»
  • «Принакрылась снегом, точно серебром»
  • «Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь…»
Сравнение   При помощи слов: похожий, подобный Например:

Сравнение

При помощи слов:

похожий, подобный

Например:

  • «Её любовь к сыну подобна безумию» (Горький)
  • «Тополя похожи на траурные кипарисы» (Серафимович)
Эпитет   - художественное, образное определение Например:

Эпитет

- художественное, образное определение

Например:

  • мёртвая тишина
  • Весёлый ветер
  • Мороз-воевода
  • Гордо реет Буревестник
Постоянный эпитет   - художественное, образное определение, часто встречающееся в поэтическом творчестве Например:

Постоянный эпитет

- художественное, образное определение, часто встречающееся в поэтическом творчестве

Например:

  • солнце красное
  • поле чистое
  • добрый молодец
  • тучи чёрные
Перифраз (перифраза)  парафраз (парафраза)   - троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описательным оборотом, содержащим их существенный признак или указание на их характерные черты

Перифраз (перифраза) парафраз (парафраза)

- троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описательным оборотом, содержащим их существенный признак или указание на их характерные черты

Перифраз (перифраза)  парафраз (парафраза)

Перифраз (перифраза) парафраз (парафраза)

  • Царь зверей
  • Царь птиц
  • Туманный Альбион
  • Северная столица
  • Страна восходящего солнца
  • Пишущий эти строки
  • Автор «Мёртвых душ»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Тропы как средства художественной выразительности

Автор: Козлов Василий Васильевич

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 205211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Открытый урок русского языка с использованием  интерактивной  технологии  вотум в 8 классе "Средства художественной выразительности""
    ["seo_title"] => string(125) "otkrytyiurokrusskoghoiazykasispolzovaniiemintieraktivnoitiekhnologhiivotumv8klassiesriedstvakhudozhiestviennoivyrazitielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "283953"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453905375"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Знакомство с поэтом Н.А. Некрасовым и его стихотворением «Не ветер бушует над бором.» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»)."
    ["seo_title"] => string(80) "znakomstvo_s_poetom_n_a_nekrasovym_i_ego_stikhotvoreniem_ne_veter_bushuet_nad_bo"
    ["file_id"] => string(6) "647478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1710879671"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "А.С. Пушкин «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».6 класс.docx"
    ["seo_title"] => string(68) "a_s_pushkin_ia_pamiatnik_siebie_vozdvigh_nierukotvornyi_6_klass_docx"
    ["file_id"] => string(6) "374167"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482936046"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока русского языка в 11 классе "Лингвистические задания в комплексном анализе текста" "
    ["seo_title"] => string(106) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-11-klassie-linghvistichieskiie-zadaniia-v-komplieksnom-analizie-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "215408"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432665121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства