kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знакомство с поэтом Н.А. Некрасовым и его стихотворением «Не ветер бушует над бором.» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ход урока:

Этап

Цели этапа урока

Деятельность учителя (студента)

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы, дидактические средства, формы организации.

Организационный этап

Проверка готовности учеников к уроку.

 - Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Напоминаю, что меня зовут Алина Ильдаровна.

- Присаживайтесь, проверьте у вас на столах должны лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал. Проверьте свою посадку, спинки держим прямо, ножки вместе, руки на парте.

 - Приветствуют учителя.

- Проверяют свою готовность к уроку.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя.

Подготовка к первичному восприятию.

Создание особенной эмоциональной атмосферы.

- На прошлых урока литературного чтения вы знакомились с новыми стихотворениями и авторами этих стихотворений.

- Сейчас я вам предлагаю соединить стихотворения с его автором.

На слайд: Фёдор Иванович Тютчев – «Листья».

Афанасий Афанасьевич Фет – «Мама! Глянь-ка из окошка».

Иван Саввич Никитин «Встреча зимы».

Иван Захарович Суриков «Детство».

«Не ветер бушует над бором».

- Какое название стихотворения у нас осталось?

 

- Знакомы ли вы с этим стихотворением? Знаете ли вы, кто его написал?

- Я вам дам подсказку о фамилии автора этого стихотворения.

- Посмотрите внимательно на слайд, разгадайте ребус :

На слайд:

- Какая фамилия у вас получилась?

- Верно, автора этого произведения зовут Николай Алексеевич Некрасов.

- Исходя из названия стихотворения, которое у нас осталось и поэта, которого мы разгадали. Какая тема нашего урока?

 

 

- Какие задачи на этот урок мы с вами можем поставить? 

 - Слушают

- Соединяют стихотворение с его автором.

- «Не ветер бушует над бором».

- Нет

- Слушают

- Разгадывают

- Некрасов

- Николай Алексеевич Некрасов «Не ветер бушует над бором».

- 1.Познакомиться с биографией поэта

2. Поработать над содержанием стихотворения.

Форма: фронтальная

Средства: презентация, речь учителя.

Первичное восприятие.

Формирование навыка восприятия текста.

 - Николай Алексеевич Некрасов – русский поэт, писать, публицист и классик русской литературы. Принадлежал к дворянской семье. Любил мать, а вот к отцу относился не очень хорошо. Некрасов старший  хотел его отправить в дворянский полк, но Николай Алексеевич сбежал.

Начал сочинять раннюю поэзию, когда он еще учился в школе.

Тяжелая доля русского народа, жизнь русского крестьянства и городской бедноты – это главные темы, которые охватывают произведения Некрасова.

Поэт писал так же о красоте природы. Много времени проводи на охоте. Интересным фактом является то, что особенно он любил медвежью охоту, а так же он охотился на дичь. Ещё одним интересным фактом о, Николае Алексеевиче является то, что он сильно верил в приметы.

- Сегодняшнее стихотворение – это отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».

- Давайте проверим, что вы запомнили из биографии автора.

- Посмотрите на слайд, здесь пропущены слова, вам необходимо их вставить.

 - Слушают

- Вставляют слова.

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация.

Проверка первичного восприятия

Проверка общих впечатлений.

- У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Я вывела слова на слайд, которые нам встрется в стихотворении.

- И так, давайте прочитаем их определения.

На слайд:

бор – сосновый лес.

Обходит дозором – осматривает, следит за порядком, охраняет.

владенья – хозяйство, то, что принадлежит кому-либо.

палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с толстым концом.

скудеет – становиться бедным.

гранённый – имеющий несколько граней.

казна – деньги, богатство, ценности.

обозы – группа повозок, перевозящих грузы.

Удалая песня – весёлая, озорная песня.

Косматая борода – лохматая борода.

Воевода - должность начальника войска.

(в каком определении необходимо, привожу пример иллюстрацией)

- Слушают

Читают

Форма: фронтальная, индивидуальная

Средства: речь учителя, презентация.

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности изученного материала.

- Давайте послушаем это стихотворение в аудио формате.

- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение?

- Какое же настроение после прослушивания стихотворения?

- Посмотрите ребята, автору удаётся передать настроение всего лишь через слова, но зато, как они передают настрой стихотворения. Можете ли вы мге привести в пример строки, которые помогают вам определиться с настроением этого стихотворения?

- Что нам нужно сделать?

- Продолжим работу с этим стихотворением, откройте учебник на странице 52.

- Давайте прочитаем его ещё раз по 2 четверостишься.

- А сейчас, можете мне сказать, через какие строчки вы понимаете о настроении стихотворения?

- Кто главный герой стихотворения?

- Каким вы себе представили Мороза-воеводу?

- Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.

- Почему поэт называет Мороза воеводой?

- Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?

- Слушают

- очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.

- Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.

- нет

- обратиться к тексту стихотворения.

- Отрывают

- Читают

- приводят пример.

- Мороз-воевода

- Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручей.

- Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде.

- Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.

- Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация, учебник.

Постановка учебной задачи.

Овладение обобщёнными способами действий.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.

- Каким изобразил Мороза художник?

- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

- Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

- Но перед тем, как вы приступите к работе, я хочу у вас спросить. А с каким настроением нужно читать песню? С какой интонацией?

- Кто готов нам прочитать песню Мороза?

- Какая предстала картина?

- Какое настроение почувствовали в этих строках?

- Поэт употребил метафору «упрячу под гнёт». Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки?

-  Как понять выражение:

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро?

- Смотрят

- с радостным настроением, с гордостью.

- Читает

- Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством.

- Радостное, светлое, счастливое.

- под лёд

- красота снега сравнивается с алмазами, жемчугом и серебром, с приходом снега автором, как будто убирает всю природу в алмазы, жемчуг, серебро

Форма: фронтальная

Средства: презентация, речь учителя.

Перечитывание и анализ произведения.

Установление причинно-следственной связи в развитии сюжета.

- Нам нужно вспомнить средства художественной выразительности.

- Давайте для начала вспомни, что это?

- Какие средства художественно выразительности вы знаете?

- Что такое эпитет?

- На какие вопросы отвечает?

- Что такое олицетворение? 

- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах, давайте вспомнил правила при работе в парах?

- У вас на столах лежат карточки, вам необходимо из этого произведения найти и выписать средства художественной выразительности, такие как: олицетворение, эпитеты. Мы сегодня с вами их вспоминали. Выписываете их на карточку, далее проверяем

- Давайте проверим

- Слушают

 - это приёмы, которые автор использует при создании художественного произведения.

- эпитет, сравнение, олицетворение.

- это красочное образное определение, которое передаёт предметам особую образность, эмоциональность.

- Какой? Какая? Какие?

- перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённый предмет.

- вспоминают

- Работают

- Эпитеты: мороз-воевода, лесные тропы, голой земли, пушисты вершины, красив узор, яркое солнце, косматой бороде, удалую, хвастливую песню.

Олицетворения: ветер бушует, дозором обходит, глядит, солнце играет, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

Форма: фронтальная, парная

Средства: презентация, речь учителя, раздаточный материал.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знакомство с поэтом Н.А. Некрасовым и его стихотворением «Не ветер бушует над бором.» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).»

ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»



Ф.И.О. практикантки:

Башкировой Алина Ильдаровны

Группа ПНК-4А



Конспект урока литературного чтения





Место проведения: МБОУ СШ № 39, 3 “Б” класс

Дата проведения: 13.10.23г.



Учитель: Залетнева Виктория Вячеславовна

(подпись)


Методист: Исаева Светлана Александровна

(подпись)



Дзержинск-2023



Цель занятия: Знакомство с поэтом Н.А. Некрасовым и его стихотворением «Не ветер бушует над бором..» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»).

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать знание о биографии и интересных фактах из жизни поэта Н.А. Некрасова.

2. Формировать умение находить в тексте стихотворения сравнение, эпитеты, олицетворения и определять их роль в создании поэтического образа.

3. Формировать умение правильно и выразительно читать стихотворение.

Развивающие:

  1. Развивать умение формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе прочитанного.

2. Развивать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

3. Развивать умение устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.



Планируемые результаты:

Предметные:

1. Перечисляют интересные факты из жизни поэта Н.А. Некрасова.

2. Находят в тексте стихотворения сравнение, эпитеты, олицетворения и определяют их роль в создании поэтического образа.

3. Правильно и выразительно читают стихотворение.

Метапредметные:

ПУУД: Формулируют выводы и подкрепляют их доказательствами на основе прочитанного.

КУУД: Строят речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей.

РУУД: Устанавливают причины успеха (неудач) учебной деятельности.

Личностные:

  1. Формулируют оценочные высказывания о том, как красива природа.






Форма проведения: урок литературного чтения

План проведения: (45 мин)

1. Орг. момент (1 мин)

2. Подготовка к первичному восприятию. (5 минут)

3. Первичное восприятие. (5 минут)

4. Проверка первичного восприятия. (10 мин)

5. Постановка учебной задачи. (10 мин)

6. Перечитывание и анализ произведения. (10 мин)

7. Обобщение (2 мин)

8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности. Информация о домашнем задании. (2 мин)



















Ход урока:

Этап

Цели этапа урока

Деятельность учителя (студента)

Деятельность учащихся

Методы и приёмы работы, дидактические средства, формы организации.

Организационный этап

Проверка готовности учеников к уроку.

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Напоминаю, что меня зовут Алина Ильдаровна.

- Присаживайтесь, проверьте у вас на столах должны лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал. Проверьте свою посадку, спинки держим прямо, ножки вместе, руки на парте.

- Приветствуют учителя.




- Проверяют свою готовность к уроку.

Формы: фронтальная.

Средства: речь учителя.

Подготовка к первичному восприятию.

Создание особенной эмоциональной атмосферы.

- На прошлых урока литературного чтения вы знакомились с новыми стихотворениями и авторами этих стихотворений.

- Сейчас я вам предлагаю соединить стихотворения с его автором.

На слайд: Фёдор Иванович Тютчев – «Листья».

Афанасий Афанасьевич Фет – «Мама! Глянь-ка из окошка».

Иван Саввич Никитин «Встреча зимы».

Иван Захарович Суриков «Детство».

«Не ветер бушует над бором».

- Какое название стихотворения у нас осталось?


- Знакомы ли вы с этим стихотворением? Знаете ли вы, кто его написал?

- Я вам дам подсказку о фамилии автора этого стихотворения.

- Посмотрите внимательно на слайд, разгадайте ребус :

На слайд:

- Какая фамилия у вас получилась?

- Верно, автора этого произведения зовут Николай Алексеевич Некрасов.

- Исходя из названия стихотворения, которое у нас осталось и поэта, которого мы разгадали. Какая тема нашего урока?



- Какие задачи на этот урок мы с вами можем поставить?

- Слушают





- Соединяют стихотворение с его автором.







- «Не ветер бушует над бором».


- Нет


- Слушают



- Разгадывают






- Некрасов





- Николай Алексеевич Некрасов «Не ветер бушует над бором».


- 1.Познакомиться с биографией поэта

2. Поработать над содержанием стихотворения.

Форма: фронтальная

Средства: презентация, речь учителя.










Первичное восприятие.

Формирование навыка восприятия текста.

- Николай Алексеевич Некрасов – русский поэт, писать, публицист и классик русской литературы. Принадлежал к дворянской семье. Любил мать, а вот к отцу относился не очень хорошо. Некрасов старший хотел его отправить в дворянский полк, но Николай Алексеевич сбежал.

Начал сочинять раннюю поэзию, когда он еще учился в школе.

Тяжелая доля русского народа, жизнь русского крестьянства и городской бедноты – это главные темы, которые охватывают произведения Некрасова.

Поэт писал так же о красоте природы. Много времени проводи на охоте. Интересным фактом является то, что особенно он любил медвежью охоту, а так же он охотился на дичь. Ещё одним интересным фактом о, Николае Алексеевиче является то, что он сильно верил в приметы.

- Сегодняшнее стихотворение – это отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос».

- Давайте проверим, что вы запомнили из биографии автора.

- Посмотрите на слайд, здесь пропущены слова, вам необходимо их вставить.

- Слушают


























- Вставляют слова.

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация.

Проверка первичного восприятия

Проверка общих впечатлений.





- У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Я вывела слова на слайд, которые нам встрется в стихотворении.

- И так, давайте прочитаем их определения.

На слайд:

бор – сосновый лес.

Обходит дозором – осматривает, следит за порядком, охраняет.

владенья – хозяйство, то, что принадлежит кому-либо.

палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с толстым концом.

скудеет – становиться бедным.

гранённый – имеющий несколько граней.

казна – деньги, богатство, ценности.

обозы – группа повозок, перевозящих грузы.

Удалая песня – весёлая, озорная песня.

Косматая борода – лохматая борода.

Воевода - должность начальника войска.

(в каком определении необходимо, привожу пример иллюстрацией)

- Слушают


























Читают

Форма: фронтальная, индивидуальная

Средства: речь учителя, презентация.

Первичная проверка понимания.

Установление правильности и осознанности изученного материала.

- Давайте послушаем это стихотворение в аудио формате.

- Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение?



- Какое же настроение после прослушивания стихотворения?



- Посмотрите ребята, автору удаётся передать настроение всего лишь через слова, но зато, как они передают настрой стихотворения. Можете ли вы мге привести в пример строки, которые помогают вам определиться с настроением этого стихотворения?

- Что нам нужно сделать?


- Продолжим работу с этим стихотворением, откройте учебник на странице 52.

- Давайте прочитаем его ещё раз по 2 четверостишься.

- А сейчас, можете мне сказать, через какие строчки вы понимаете о настроении стихотворения?

- Кто главный герой стихотворения?

- Каким вы себе представили Мороза-воеводу?



- Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза.



- Почему поэт называет Мороза воеводой?



- Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу?


- Слушают



- очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное.

- Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное.







- нет

- обратиться к тексту стихотворения.



- Отрывают


- Читают



- приводят пример.

- Мороз-воевода

- Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручей.


- Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде.

- Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются.


- Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация, учебник.

Постановка учебной задачи.

Овладение обобщёнными способами действий.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению.

- Каким изобразил Мороза художник?

- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев?

- Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух.

- Но перед тем, как вы приступите к работе, я хочу у вас спросить. А с каким настроением нужно читать песню? С какой интонацией?


- Кто готов нам прочитать песню Мороза?

- Какая предстала картина?




- Какое настроение почувствовали в этих строках?


- Поэт употребил метафору «упрячу под гнёт». Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки?

- Как понять выражение:

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро?

- Смотрят










- с радостным настроением, с гордостью.

- Читает

- Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством.


- Радостное, светлое, счастливое.



- под лёд



- красота снега сравнивается с алмазами, жемчугом и серебром, с приходом снега автором, как будто убирает всю природу в алмазы, жемчуг, серебро

Форма: фронтальная

Средства: презентация, речь учителя.

Перечитывание и анализ произведения.

Установление причинно-следственной связи в развитии сюжета.

- Нам нужно вспомнить средства художественной выразительности.

- Давайте для начала вспомни, что это?





- Какие средства художественно выразительности вы знаете?


- Что такое эпитет?





- На какие вопросы отвечает?

- Что такое олицетворение?




- А сейчас я вам предлагаю поработать в парах, давайте вспомнил правила при работе в парах?

- У вас на столах лежат карточки, вам необходимо из этого произведения найти и выписать средства художественной выразительности, такие как: олицетворение, эпитеты. Мы сегодня с вами их вспоминали. Выписываете их на карточку, далее проверяем

- Давайте проверим

- Слушают


- это приёмы, которые автор использует при создании художественного произведения.


- эпитет, сравнение, олицетворение.

- это красочное образное определение, которое передаёт предметам особую образность, эмоциональность.

- Какой? Какая? Какие?

- перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённый предмет.



- вспоминают






- Работают


- Эпитеты: мороз-воевода, лесные тропы, голой земли, пушисты вершины, красив узор, яркое солнце, косматой бороде, удалую, хвастливую песню.

Олицетворения: ветер бушует, дозором обходит, глядит, солнце играет, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

Форма: фронтальная, парная

Средства: презентация, речь учителя, раздаточный материал.

Обобщение.

Обобщить и систематизировать полученные знания в систему.

- Какая зима у Некрасова?




- Да, она созвучна с настроением поэта, и мы это увидели.

- А о каком морозе нам рассказал поэт?

- Мороз-воевода. Какой он?

- Менялось ли настроение в стихотворении?

- Почему?


- Прочитаем весь отрывок выразительно, соблюдая правила выразительного чтения, можно при помощи мимики и жестов.

- Кто готов нам прочитать?

- Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю? Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?





- Да, за суетой мы не всегда замечаем красоту окружающей природы. Некрасов говорил: «Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты, и в обычном увидишь необычное».

- живая, сказочная, волшебная, очеловеченная, до всего как будто можно дотянуться, дотронуться.



- О Морозе-воеводе.



- Да

- Разные картины – разное настроение.




- Читают



- Что природа и зимой тоже красива, несмотря на морозы, вьюги и метели; посмотри вокруг – и увидишь чудо.






- Слушают

Форма: фронтальная.

Средства: презентация, речь учителя.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Инструктаж о домашнем задании.

Подведение итогов

Обеспечить понимание домашнего задания.

- С каким поэтом мы сегодня познакомились?


- Что вы запомнили из его биографии, интересные факты?

- Какие стихотворение мы сегодня изучали?

- Кто был главным героем этого стихотворения?

- Все ли задачи мы с вами реализовали?

- Закончите предложения на слайде:

1. Я сегодня узнал …

2. Я почувствовал, что…

3. Я научился …

- Запишите ваше домашнее задание.

- Подготовиться к проверочной работе по данному разделу.

- Сегодня на уроке оценки получают …

- Николай Алексеевич Некрасов


- Отвечают


- «Не ветер бушует над бором».


- Мороз-воевода.

- Да

Форма: фронтальная

Средства: речь учителя, презентация.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Башкирова Алина Ильдаровна

Дата: 19.03.2024

Номер свидетельства: 647478


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства