Ход урока:
Этап | Цели этапа урока | Деятельность учителя (студента) | Деятельность учащихся | Методы и приёмы работы, дидактические средства, формы организации. |
Организационный этап | Проверка готовности учеников к уроку. | - Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Напоминаю, что меня зовут Алина Ильдаровна. - Присаживайтесь, проверьте у вас на столах должны лежать дневник, учебник, тетрадь, пенал. Проверьте свою посадку, спинки держим прямо, ножки вместе, руки на парте. | - Приветствуют учителя. - Проверяют свою готовность к уроку. | Формы: фронтальная. Средства: речь учителя. |
Подготовка к первичному восприятию. | Создание особенной эмоциональной атмосферы. | - На прошлых урока литературного чтения вы знакомились с новыми стихотворениями и авторами этих стихотворений. - Сейчас я вам предлагаю соединить стихотворения с его автором. На слайд: Фёдор Иванович Тютчев – «Листья». Афанасий Афанасьевич Фет – «Мама! Глянь-ка из окошка». Иван Саввич Никитин «Встреча зимы». Иван Захарович Суриков «Детство». «Не ветер бушует над бором». - Какое название стихотворения у нас осталось?
- Знакомы ли вы с этим стихотворением? Знаете ли вы, кто его написал? - Я вам дам подсказку о фамилии автора этого стихотворения. - Посмотрите внимательно на слайд, разгадайте ребус : На слайд: - Какая фамилия у вас получилась? - Верно, автора этого произведения зовут Николай Алексеевич Некрасов. - Исходя из названия стихотворения, которое у нас осталось и поэта, которого мы разгадали. Какая тема нашего урока?
- Какие задачи на этот урок мы с вами можем поставить? | - Слушают - Соединяют стихотворение с его автором. - «Не ветер бушует над бором». - Нет - Слушают - Разгадывают - Некрасов - Николай Алексеевич Некрасов «Не ветер бушует над бором». - 1.Познакомиться с биографией поэта 2. Поработать над содержанием стихотворения. | Форма: фронтальная Средства: презентация, речь учителя. |
Первичное восприятие. | Формирование навыка восприятия текста. | - Николай Алексеевич Некрасов – русский поэт, писать, публицист и классик русской литературы. Принадлежал к дворянской семье. Любил мать, а вот к отцу относился не очень хорошо. Некрасов старший хотел его отправить в дворянский полк, но Николай Алексеевич сбежал. Начал сочинять раннюю поэзию, когда он еще учился в школе. Тяжелая доля русского народа, жизнь русского крестьянства и городской бедноты – это главные темы, которые охватывают произведения Некрасова. Поэт писал так же о красоте природы. Много времени проводи на охоте. Интересным фактом является то, что особенно он любил медвежью охоту, а так же он охотился на дичь. Ещё одним интересным фактом о, Николае Алексеевиче является то, что он сильно верил в приметы. - Сегодняшнее стихотворение – это отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос». - Давайте проверим, что вы запомнили из биографии автора. - Посмотрите на слайд, здесь пропущены слова, вам необходимо их вставить. | - Слушают - Вставляют слова. | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, презентация. |
Проверка первичного восприятия | Проверка общих впечатлений. | - У каждого автора есть необычные и загадочные слова. Все они украшают любое произведение, показывают точность, выразительность, красоту. Я вывела слова на слайд, которые нам встрется в стихотворении. - И так, давайте прочитаем их определения. На слайд: бор – сосновый лес. Обходит дозором – осматривает, следит за порядком, охраняет. владенья – хозяйство, то, что принадлежит кому-либо. палица – старинное оружие, тяжёлая дубинка с толстым концом. скудеет – становиться бедным. гранённый – имеющий несколько граней. казна – деньги, богатство, ценности. обозы – группа повозок, перевозящих грузы. Удалая песня – весёлая, озорная песня. Косматая борода – лохматая борода. Воевода - должность начальника войска. (в каком определении необходимо, привожу пример иллюстрацией) | - Слушают Читают | Форма: фронтальная, индивидуальная Средства: речь учителя, презентация. |
Первичная проверка понимания. | Установление правильности и осознанности изученного материала. | - Давайте послушаем это стихотворение в аудио формате. - Какое первое впечатление оставило у вас стихотворение? - Какое же настроение после прослушивания стихотворения? - Посмотрите ребята, автору удаётся передать настроение всего лишь через слова, но зато, как они передают настрой стихотворения. Можете ли вы мге привести в пример строки, которые помогают вам определиться с настроением этого стихотворения? - Что нам нужно сделать? - Продолжим работу с этим стихотворением, откройте учебник на странице 52. - Давайте прочитаем его ещё раз по 2 четверостишься. - А сейчас, можете мне сказать, через какие строчки вы понимаете о настроении стихотворения? - Кто главный герой стихотворения? - Каким вы себе представили Мороза-воеводу? - Найдите и прочитайте, как описывается шествие Мороза. - Почему поэт называет Мороза воеводой? - Что хотел подчеркнуть поэт, изображая Мороза как воеводу? | - Слушают - очень понравилось: оно интересное, красивое, торжественное. - Бодрое, сердитое, хмурое, задумчивое, весёлое, радостное, волшебное, сказочное. - нет - обратиться к тексту стихотворения. - Отрывают - Читают - приводят пример. - Мороз-воевода - Мощным, сильным, суровым, с ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручей. - Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде. - Мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняются. - Чтобы показать шумное, грозное шествие Мороза | Форма: фронтальная Средства: речь учителя, презентация, учебник. |
Постановка учебной задачи. | Овладение обобщёнными способами действий. | - Посмотрите внимательно на иллюстрацию к стихотворению. - Каким изобразил Мороза художник? - Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? - Найдите песню Мороза, прочитайте ее и подготовьтесь выразительно прочитать вслух. - Но перед тем, как вы приступите к работе, я хочу у вас спросить. А с каким настроением нужно читать песню? С какой интонацией? - Кто готов нам прочитать песню Мороза? - Какая предстала картина? - Какое настроение почувствовали в этих строках? - Поэт употребил метафору «упрячу под гнёт». Как вы думаете, под какой гнёт он собирается упрятать реки? - Как понять выражение: Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро? | - Смотрят - с радостным настроением, с гордостью. - Читает - Радостная, счастливая, Мороз восхищается своим царством и богатством. - Радостное, светлое, счастливое. - под лёд - красота снега сравнивается с алмазами, жемчугом и серебром, с приходом снега автором, как будто убирает всю природу в алмазы, жемчуг, серебро | Форма: фронтальная Средства: презентация, речь учителя. |
Перечитывание и анализ произведения. | Установление причинно-следственной связи в развитии сюжета. | - Нам нужно вспомнить средства художественной выразительности. - Давайте для начала вспомни, что это? - Какие средства художественно выразительности вы знаете? - Что такое эпитет? - На какие вопросы отвечает? - Что такое олицетворение? - А сейчас я вам предлагаю поработать в парах, давайте вспомнил правила при работе в парах? - У вас на столах лежат карточки, вам необходимо из этого произведения найти и выписать средства художественной выразительности, такие как: олицетворение, эпитеты. Мы сегодня с вами их вспоминали. Выписываете их на карточку, далее проверяем - Давайте проверим | - Слушают - это приёмы, которые автор использует при создании художественного произведения. - эпитет, сравнение, олицетворение. - это красочное образное определение, которое передаёт предметам особую образность, эмоциональность. - Какой? Какая? Какие? - перенесение признаков и свойств человека на неодушевлённый предмет. - вспоминают - Работают - Эпитеты: мороз-воевода, лесные тропы, голой земли, пушисты вершины, красив узор, яркое солнце, косматой бороде, удалую, хвастливую песню. Олицетворения: ветер бушует, дозором обходит, глядит, солнце играет, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю. | Форма: фронтальная, парная Средства: презентация, речь учителя, раздаточный материал. |