9 класс
Тема: Бессоюзное сложное предложение (слайд 1)
Цель урока:
обучающая: дать понятие БСП (бессоюзное сложное предложение), формировать умение различать БСП от других видов сложных предложений;
развивающая: обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки связанной устной и письменной речи с использованием БСП;
воспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к истории и культуре своего народа, его традициям и обычаям.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Форма организации урока: беседа, работа с интерактивной доской, работа по группам, индивидуальная работа.
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, таблицы, раздаточный материал.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку.
3. Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация
1. Повторение темы СП. (слайд 2-3)
2. Беседа. (слайд 2-3)
III. Формирование новых понятий и способов действия (слайд 4, 5, 6)
1. Словарная работа: танец –
предки -
мимика -
жест –
2. Задания: а) составьте с данными словами словосочетания (слайд 7)
б) подберите синонимы и антонимы к данным словам
в) составьте предложения, используя новые слова, на тему: «Казахские обычаи и традиции».
Камажай – национальный казахский танец. Мимика и жесты во время этого танца играли большую роль.
– Теперь эти простые предложения мы изменим следующим образом:
изменим знаки препинания в конце предложения, заменим точки на запятые.
- Дети, изменился ли смысл этих предложений?
- Нет, он остался тот же.
- А что изменилось?
- Во-первых, эти три предложения влились в одно СП и в нем нет союзов.
- Во-вторых, изменилась интонация в конце предложений.
- А чем эти СП отличаются от тех предложений, что мы с вами уже прошли? (в них нет союзов)
- Правильно! Оно так и называется «Бессоюзное сложное предложение».
IV. Применение. Формирование умений и навыков
1) Работа с текстом.
- А теперь прочитайте текст на странице 137.
1. Чтение текста вслух учащимися по цепочке.
2. Беседа:
- Какие значения имеет слово би в казахском языке?
- Откуда пришло в казахский язык слово би? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
- В чем специфика казахского народного танца?
- Какой случай произошел с автором рассказа? С кем ему довелось познакомиться?
- Найдите в тексте слова и обороты, выражающие восхищение автора танцором.
- Какие казахские национальные танцы вы знаете?
3. Творческое задание.
- Разбейте текст на смысловые части, озаглавьте его. (слайд 8)
- Найдите в тексте БСП. (слайд 9-10)
• Он был одет просто, на ногах красовались легкие ичиги, на голове плотно сидела тюбетейка.
• У него быстро двигались ноги, руки, одновременно он легко подпрыгивал, подчиняясь ритму танца.
• Тюбетейка его опускалась почти до бровей и тут же поднималась над широким лбом, уши заметно двигались вверх и вниз.
- Используя наше правило на стр.139, ответьте на вопросы.
- Какое значение имеет первое предложение (пояснение)
- Какое значение имеет второе предложение (одновременность)
- Какое значение имеет третье предложение (одновременность)
Подтвердите свой ответ, докажите, что это БСП.
4. Грамматические задания.
1) Найдите грамматическую основу предложения
2) Разбить предложение на простые, заменив знаки препинания в конце предложения.
5. Синтаксический разбор предложения.
- Подведение итогов урока. (слайд 11, 12, 13, 14)
Дать оценку работе класса и отдельных учащихся.
VI. Домашнее задание: правило на стр. 139-140, упр. 230 (слайд 15)
Объяснение (инструктаж) по его выполнению.
- Перед дождем солнце садилось в тучи дым припадал к земле ласточки летали низко без времени голосили по дворам петухи облака вытягивались по небу длинными туманными прядями. (Пауст.)
- Перед дождем солнце садилось в тучи, дым припадал к земле, ласточки летали низко, без времени голосили по дворам петухи, облака вытягивались по небу длинными туманными прядями. (Пауст.) (одноврем.).
VII. Рефлексия. (слайд 16)
- Ребята, посмотрите на это древо познаний! Листья на нём – это знания, которые вы получаете каждый день. Так появились ли сегодня на нём новые листочки?