kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку"»

Задание 6 ЕГЭ

Задание 6

ЕГЭ

Формулировка 1: Исключите лишнее слово  (Из демоверсии  ЕГЭ :)

Формулировка 1: Исключите лишнее слово (Из демоверсии  ЕГЭ :)

  • Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово. В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.
Нарушение лексической сочетаемости слов

Нарушение лексической сочетаемости слов

  • Лексическая сочетаемость слов  – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитывать значение слов, может возникнуть лексическая несочетаемость. Например, слова могут не сочетаться из-за их лексической несовместимости (Облокотиться спиной, потерпеть победу, состоялось вооруженное столкновение и т.д.) 
Употребление фразеологизмов. Фразеологизм  – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу) Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются: замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля») совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)
  • Употребление фразеологизмов.
  • Фразеологизм  – лексически неделимое, устойчивое словосочетание (манна небесная, зарубить на носу)
  • Типичными ошибками в использовании фразеологизмов являются:
  • замена слова («львиная часть» вместо «львиная доля»)
  • совмещение двух оборотов («играет большое значение» вместо «играет роль» или «имеет большое значение»)
Плеоназм. Употребление лишних слов. Плеоназмы  – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие). 
  • Плеоназм. Употребление лишних слов.
  • Плеоназмы  – словосочетания, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова. (главная суть, свободная вакансия, моя автобиография, строгое табу и другие). 
Тавтология Употребление однокоренных слов в близком контексте  (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение).   ***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется.   В кабинете висели русские писатели (портреты).  В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
  • Тавтология
  • Употребление однокоренных слов в близком контексте  (тавтология) – повторение однокоренных или одинаковых слов (организовать организацию, спросить вопрос, предложить предложение). ***Помимо избыточности слов, к лексическим ошибкам относится и недостаточность слов, но в задании 6 это не проверяется. В кабинете висели русские писатели (портреты). В читальный зал в одежде не входить! (в верхней одежде).
  Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов. Синонимы  – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.)   Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова.   Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза).  Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)
  •   Неправильное употребление синонимов, антонимов, омонимов.
  • Синонимы  – слова одной и той же части речи, близкие или тождественные по значению (друг – товарищ – приятель, молодость – юность, умный – толковый, работать вкалывать и тд.) Синонимы не всегда могут заменять друг друга в речи, особенно стилистически разные слова. Она пошла к врачу, потому что у нее болели очи (вместо глаза). Адвокат добивался, чтобы его подзащитного обелили (вместо оправдали)
Антонимы  – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг).   В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»).   Омонимы  – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция).   На  олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
  • Антонимы  – слова, одной части речи противоположные по своему лексическому значению (холодный – горячий, друг – враг). В силу слабости своей позиции ему трудно было защищаться (неуместное использование антонимов «сила» и «слабость»). Омонимы  – слова, совпадающие по форме (в произношении, на письме), но разные по значению (лук – растение / оружие, брак – супружество / некачественная продукция). На  олимпиаде по русскому языку я потерял очки из-за невнимательности (очки – баллы или очки – оптический прибор, защищающий глаза).
  Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов.   Устаревшие слова  в зависимости от причин устаревания делятся на две группы:   Историзмы  - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д)   Архаизмы  – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер).   ***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
  •   Неоправданное и неуместное использование устаревшей лексики, неологизмов, профессионализмов, жаргонизмов, диалектизмов, заимствованных слов, многозначных слов. 
  • Устаревшие слова  в зависимости от причин устаревания делятся на две группы: Историзмы  - это слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия (кольчуга, треуголка, барщина и т.д) Архаизмы  – слова, устаревшие по языковой причине, вышли из употребления, так как были заменены синонимами (ланиты – щёки, очи – глаза, лицедей - актер). ***Историзмы и архаизмы употребляются в текстах, в которых речь идет о прошлом (художественная литература, исторические исследования).
Неологизмы  – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник).   Диалектизмы  - лексическая единица, употребление которой ограниче-но определенной территорией.  Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свёклы)
  • Неологизмы  – новые слова, ещё не занявшие место в активной лексике. Неологизмы появляются в языке вместе с обозначаемыми реалиями (комбайн, космонавт, спутник). Диалектизмы  - лексическая единица, употребление которой ограниче-но определенной территорией. Своевременная и качественная прополка бураков способствует хорошему урожаю. (свёклы)
Заимствованные слова  – слова, пришедшие в язык из других языков.  Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками)  Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот».   Многозначные слова  – слова, имеющие несколько значений.    Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке.  У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье).  Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии) 
  • Заимствованные слова  – слова, пришедшие в язык из других языков. Его представили этаким полиглотом: он и физик, и математик, и поэт. (Полиглот – человек, владеющий многими языками) Лексическая ошибка связана с непониманием значения заимствованного слова «полиглот». Многозначные слова  – слова, имеющие несколько значений.   Как правило, контекст помогает разграничить, в каком именно значении употреблено слово. Однако такое наблюдается далеко не всегда, что также может привести к речевой ошибке. У него было низкое здоровье (в значении плохое здоровье). Наша спортсменка отстала от соперницы в развитии. (шахматный термин – развитие партии) 

Для успешного выполнения задания необходимо: понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением; учитывать особенности сочетаемости слов; правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы; избегать речевой избыточности; не допускать речевой недостаточности; учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.
  • Для успешного выполнения задания необходимо:
  • понимать лексическое значение слова и употреблять его в соответствии с данным значением;
  • учитывать особенности сочетаемости слов;
  • правильно употреблять синонимы, антонимы и омонимы;
  • избегать речевой избыточности;
  • не допускать речевой недостаточности;
  • учитывать сферу употребления лексики и стилистическую окраску.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Теория к заданию №6 ЕГЭ по русскому языку"

Автор: Рулева Надежда Анатольевна

Дата: 08.11.2023

Номер свидетельства: 639503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Контрольно-измерительные материалы по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(59) "kontrol-no-izmieritiel-nyie-matierialy-po-russkomu-iazyku-1"
    ["file_id"] => string(6) "215617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432740711"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Тренинг по пунктуации. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Задание 17 "
    ["seo_title"] => string(87) "trieningh-po-punktuatsii-podghotovka-k-iege-po-russkomu-iazyku-v-11-klassie-zadaniie-17"
    ["file_id"] => string(6) "164587"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422657203"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства