Тренинг по пунктуации. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Задание 17
Тренинг по пунктуации. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Задание 17
Данный материал предназначен для интенсивной подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Цель разработки - не отрываясь от теории, отработать до автоматизма практические навыки выполнения задания по пунктуации при вводных словах и конструкциях. Предлагаются методические приёмы по выбору правильного ответа. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Тестовый материал подобран в соответствии с представленным тренировочным вариантом в двух частях. В заключение указаны использованные источники. Разработка поможет максимально сэкономить временные затраты на подготовку к экзамену.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг по пунктуации. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Задание 17 »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»
Рыбно-Слободского муниципального района
Республики Татарстан
Подготовка к ЕГЭ
по русскому языку в 11 классе. Задание 17
подготовила
учитель русского языка и литературы
Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна
с. Балыклы-Чукаево
2015
Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Задание 17
Задание 17. «Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями,
грамматически не связанными с членами предложения»
Что должен знать ученик, выполняя задание 17: правила постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения; группы вводных слов, выделяемые по значению; какие слова никогда не являются вводными, но нередко ошибочно принимаются за таковые; как различать вводные слова и схожие с ними по звучанию члены предложения.
Повторяем правило.
Вводные слова – слова, припомощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает, т.е. они вводят дополнительную (часто побочную) информацию в текст. Вводные слова не являются членом предложения.
Различайте!
Всегда выделяются запятыми
с двух сторон!
Не выделяйте запятыми!
Не являются вводными словами
Три главных признака:
1. легко убираются из текста, т.е. их можно изъять из предложения, и смысл его не изменится;
2. нельзя задать вопрос от других слов;
3. заменяются синонимичными вводными словами и конструкциями.
•Запомните ложные вводные слова!
авось, будто, буквально, вдобавок, вряд ли, всё-таки, вдруг, ведь, в конечном счёте, даже, едва ли, именно, исключительно, как будто, лишь, между тем, наверняка, непременно, обязательно, примерно, притом, причём, поистине, по-прежнему, просто, пусть, решительно, словно, тем не менее, только, якобы и др.(частицы, наречия)
• Различайте! Слова однако, наконец, значит, главным образом могут быть вводными и обычными.
Не вводные, если:
однако = но (это союз, соединяет однородные члены)
наконец = под конец, напоследок, после чего, в результате всего (наречие)
значит = означает (глагол)
главным образом = в первую очередь, больше всего (наречие)
Примечание.Многие слова могут быть вводными и членами предложения.
1)Левитан решил изгнать со своих холстов тёмные тона, правда, это не всегда ему удавалось. (Вводное слово правда можно изъять из предложения, и смысл его не изменится).
2) Всё меняется, одна правдаостаётся. (Слово правда является подлежащим, его невозможно убрать).
3) Бабушка, казалось, дремала. (Слово казалось легко извлекается из предложения. К нему нельзя задать вопрос, можно заменить синонимичным ему вводным словом со значением меньшей степени уверенности «видимо». Делаем вывод: на письме казалось выделяется запятыми).
4) Мне всё это лишь казалось. (Слово казалось не убирается, оно является сказуемым и не может быть заменено вводным словом со значением меньшей степени уверенности).
Основные разряды вводных слов
Вводные слова выражают
«Узнай их в лицо»
Степень достоверности сообщаемого (уверенность/неуверенность, предположение)
конечно, разумеется, естественно, безусловно, действительно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, вероятно, по всей вероятности, видимо, по-видимому, возможно, может быть, должно быть, кажется, наверное, пожалуй
Различные чувства и эмоции
(радость, сожаление, удивление)
к счастью, к несчастью, к сожалению, на беду,
к удивлению, к нашему удивлению, в самом деле
Источник сообщения
говорят, сообщают, передают, по словам…,
по сведениям…, по сообщению…, по мнению…,
по преданию, по слухам, по-моему, на мой взгляд, помнится, слышно, дескать, мол, как известно, по выражению…
Порядок явлений или мыслей и связь между ними
во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, значит, таким образом, итак, так, например, напротив, наоборот, в частности, между прочим, подчёркиваю, повторяю, наконец, впрочем, кстати, стало быть, в общем, с одной стороны, с другой стороны, главное, кроме того
Способ оформления мыслей
Одним словом, иными словами, иначе говоря,
короче говоря, грубо говоря, мягко выражаясь, так сказать
1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
А.С. Пушкин назвал М.В. Ломоносова «первым нашим университетом». Все свои научные достижения М.В. Ломоносов (1) как правило (2) старался применить на практике. Так (3) например (4) он, занимаясь изготовлением разноцветного стекла, создал мозаику «Полтавская битва».
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Глазунов (1) буквально (2) преображался, дирижируя оркестром. Он (3) говорят(4) сливался с музыкой, вёл её и шёл за нею.
4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Яркие иллюстрации в книге (1) конечно (2) привлекают внимание читателя.
Мнение известного критика (3) казалось (4) убедительным.
5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Достоевский очень гордился тем, что изобрёл или (1) лучше сказать (2) ввёл в русский язык глагол «стушеваться». Он настолько гордился этим, что написал (3) как известно (4) целую главу об этом в «Дневнике писателя».
6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Около восьми часов вечера (1) гости стали собираться домой. Промозглый осенний дождик на улице (2) между тем (3) превратился в настоящий ливень. Друзья (4) к счастью (5) захватили с собой зонты, поэтому не рисковали промокнуть.
7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть.
Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас.
8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Писательство (1) вероятно (2) возникает в человеке как душевное состояние гораздо раньше, чем он начинает (3) например (4) исписывать стопы бумаг.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Никогда прежде не приходилось мне видеть, как белка пьёт воду, и (1) надо признаться (2)
я сильно сомневался в том, что она пьёт воду (3) именно (4) из ручья.
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Если я нахожу в записных книжках известных людей интересное (1) на мой взгляд (2) наблюдение, остроумное или смешное замечание, неужели нужно отказываться от их воспроизведения только потому, что они выражены в десяти – пятнадцати или (3) например (4) в двух-трёх строках?
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Эта книга очень полезна учащимся, а (1) значит (2) её нельзя читать поверхностно.
Что (3) значит (4) это заявление?
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Я (1) вероятно (2) не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга (3) как будто (4) открывает передо мною окно в новый, неведомый мир.
15.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Этические искания Льва Толстого (1) конечно (2) до сих пор сохраняют своё значение. Сейчас (3) на мой взгляд (4) особенно важно сделать всеобщим достоянием толстовский принцип нравственного самовоспитания.
2 часть
16.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
По мнению специалистов (1) иноязычные слова, попадая в наш язык, постепенно ассимилируются: например (2) они приспосабливаются к звуковой системе русского языка, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, утрачивая (3) постепенно (4) черты своего нерусского происхождения.
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
После чтения стихов Блока не каждого (1) может быть (2) подхватит светлая волна, но
(3) возможно (4) по прошествии нескольких дней вдруг зазвучат в душе строки того или иного стихотворения.
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Осенний день в Сокольниках» – единственная (1) по всей видимости (2) картина Левитана, в которой присутствует человек. Это пейзаж, где серая осень (3) поистине (4) оживает.
19.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Звуки музыки из распахнутых окон флигеля лились робко, неуверенно: они (1) словно (2) искали, силились выразить что-то. Вот-вот (3) казалось (4) будет схвачена тема.
20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
И снова такая тишина, что слышно (1) кажется (2) малейшее шуршание хвои за окном.
И (3) кажется (4) что иней слетает с хвои и осторожно потрескивает.
21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин – типичный молодой дворянин начала ХIХ века. Но главный герой (3) без сомнения (4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.
22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Ружье для подводной охоты (1) может быть (2)помповым либо на резиновой тяге. Размеры у того и у другого (3) разумеется (4) одинаковые, однако (5) помповое ружье намного мощней.
23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Новая книга известного писателя-публициста (1) может быть (2) вам понравится.
Солнце в жаркий июльский день (3) казалось (4) изжелта-красным.
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя – свиристели, ведь глагол «свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Брат (1) вероятно (2) будет программистом.
Существенное изменение климата (3) возможно (4) в ближайшее время.
26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.
27.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни (1) например (2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) напротив (4) начинают вести себя агрессивно.
28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Звуковая организация стиха (1) разумеется (2) всегда была фактором смысловым, оказывающим сильнейшее воздействие на значение слов. Особенно (3) очевидно (4) это в стихах Бальмонта.
29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.
30.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые?
Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
Ответы Задания 17 ЕГЭ
№ п/п
Ответ
№
п/п
Ответ
1 часть
2 часть
1
12
16
12
2
1234
17
1234
3
34
18
12
4
12
19
34
5
1234
20
124
6
45
21
1234
7
12
22
34
8
1234
23
12
9
12
24
1234
10
1234
25
12
11
12
26
1234
12
34
27
1234
13
1234
28
12
14
12
29
1234
15
1234
30
34
Список использованной литературы
1. Волкова О.В., Алексеева Я.В. Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку
(рабочая тетрадь для учащихся). – Казань: ГБУ «Республиканский центр мониторинга
качества образования», 2014.
2. Драбкина С.В., Субботин Д.И. Государственная итоговая аттестация выпускников
9 классов в новой форме. Русский язык. 2014. Успешная подготовка. Разбор заданий.
Алгоритмы. Тесты. Учебное пособие. – М.: «Интеллект-Центр», 2014.
3. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011: учебно-методическое пособие.
– Ростов н/Д: «Легион», 2010.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. ЕГЭ. Русский язык. Пунктуация. http://www.fipi.ru