kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки - помочь преподавателю в подготовке студентов-первокурсников к сдаче экзамена. Содержание программы по русскому языку на 1-ом курсе СПО соответствует содержанию программы 11-го класса общеобразовательной школы.

КИМы содержат 10 вариантов тестов, разработанных в соответствии с требованиями государственных стандартов по аналогии с тестами ЕГЭ, ответы к заданиям, критерии оценивания обучающихся.

Данные КИМы  могут использоваться для индивидуального и группового контроля знаний и умений обучающихся в области теории и практики русского языка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по русскому языку »

ГБОУСПО

«Светлоградский педагогический колледж»













Контрольно-измерительные материалы

по русскому языку


(Автор-составитель: Богданова Н.Я.,

преподаватель филологических дисциплин)



Методическая разработка

предназначена для студентов 1-го курса и преподавателей СПО.























Светлоград, 2015




От составителя


Цель данной разработки – помочь преподавателю подготовить студентов к экзамену по русскому языку за 1 курс.

Методическая разработка содержит пояснительную записку, 10 вариантов тестов, ответы к ним и критерии оценивания обучающихся.


Особенность изучения русского языка на 1-ом курсе заключается в закреплении, углублении, систематизации, обобщении знаний и умений, полученных на базе основного (общего) образования.

Данные контрольно-измерительные материалы универсальны: их можно использовать, работая с любыми учебниками и пособиями по русскому языку как для СПО, так и для 11 класса общеобразовательной школы, которые соответствуют программе образовательного учреждения и включены в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ к использованию в школе и СПО.

КИМы разработаны в соответствии с государственными образовательными стандартами и нормативно-методическими документами по аналогии с новейшими КИМами ЕГЭ и предназначены для осуществления индивидуального и группового контроля при проверке уровня сформированности языковой (лингвистической) компетенции обучающихся. Тесты, включённые в данные КИМы, можно использовать и при составлении заданий для конкурсов и олимпиад по русскому языку.

За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Общая сумма баллов за один вариант составляет 20 баллов. При выставлении оценки преподаватель может пользоваться традиционной пятибалльной системой, учитывая следующие соответствия:

«5» - 20-19 правильных ответов, что составляет 100-95%.

«4» - 18-15 правильных ответов, что составляет 90-75%.

«3» - 14-11 правильных ответов, что составляет 70-55%.

«2» - правильно выполнено менее 50% заданий.























Тест по русскому языку


Вариант 1


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 1-ый слог?

а) августовский; б) каучук; в) квартал; г) кухонный; д) цемент


  1. Укажите слова, в которых согласный звук перед -е- произносится твердо:

а) темп б) свитер

в) термин г) термос


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Девальвация

а) медицинский термин; б) строительная операция; в) обесценивание

Эмиграция

а) добровольное или вынужденное переселение из одной страны в другую;

б) выезд граждан одного государства в другое на постоянное место жительства


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) Мой друг – своего рода уникум: он может спать 24 часа в сутки.

б) В некрологе друзья поздравили юбиляра и пожелали ему долголетия.

в) Застенчивость была его ахиллесовой пятой.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Милитарист – защитник правопорядка, ведущий борьбу с преступностью.

б) Анонс – объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы.

в) Ветхий – старый, потрепанный, дряхлый.


  1. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) всадник; б) наездник; в) водитель; г) верховой; д) ездок; е) конный


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) вход; б) рука; в) неприятель; г) горячий; д) деревянный; е) толстый


  1. Укажите примеры речевой избыточности (немотивированного употребления однокоренных или близких по значению слов, а также повторного обозначения другими словами уже названного понятия):

а) Нужно вновь возобновить строительство детского сада.

б) Сокурсники мне подарили памятный сувенир.

в) Она зажмурилась от яркого дневного света и рассмеялась.


9. Укажите слово, в котором пишется буква а:

а) комп…нент б) …бстракция

в) благов…лить г) аб…немент


10.Укажите слова, в которых пишется буква о:

а) просл…влять б) благосл…вить

в) отд…лённый г) д…лина


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) ил…юминация б) ал…юминий

в) ам…ортизатор в) килограм…

12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) и…чезнуть, бе…вкусица, не…гораемый

б) об…ем, кон…ячный, ад…ютант

в) пр…морский, пр…украсить, без пр…крас

г) пред…стория, меж…нститутский, раз…граться


13.Укажите примеры, в которых пишется ь:

а) спряч…те б) ты знакомиш…ся

в) он надеет…ся г) много телепередач…


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) пара блюдец б) двое дочерей

в) более умный юноша г) пять гектаров


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) резвый кенгуру б) черный кофе

в) солнечное Тбилиси г) правый туфель


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) терпение исчерпано б) одеть на палец наперсток

в) скучаю по тебе г) обосновать свою позицию


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Пользуясь справочной литературой,

а) требуется внимательное отношение к ней.

б) у меня возникла своя трактовка данного текста.

в) вы можете сами подготовиться к вступительным экзаменам.

г) всё станет понятно.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой?

а) Сертификаты выданы двумстам тридцати выпускникам училища.

б) Важно следить и анализировать процессы, происходящие в обществе.

в) Большинство туристов приняло решение остаться на острове.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (нет запятой)?

а) Ей слышалось как в темной избе не то плачут, не то поют заунывную песню.

б) Я был приглашен в эту семью как учитель для семилетнего мальчика.

в) Пруд как зеркало.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Дениска (1) в раздумье опустив голову (2) стоял на крыльце и держал в правой руке

дешевый (3) серый чемоданчик (4) щедро усеянный жестяными шляпками (5) и (6)

перевязанный веревкой.

а) 3, 4, 5; б) 1, 2, 3, 5; в) 2, 3, 4; г) 1, 2, 4; д) 4, 5, 6






Тест по русскому языку


Вариант 2


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 2-ой слог?

а) алфавит; б) аналог; в) завидно; г) каталог; д) звонит


  1. Укажите слова, в которых согласный звук перед -е- произносится твердо:

а) рельс б) сессия

в) свитер г) Одесса


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Паритет

а) равенство; б) выражение несогласия с чем-то; в) ценная вещь

Анахронизм

а) пережиток старины; б) отрезок времени; в) членство в какой-либо партии


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) В аннотации к книге говорится об актуальности обсуждаемых в ней вопросов.

б) Я люблю после циркового представления наблюдать, как убирают с манежа реквизит.

в) Мой друг выступил в качестве продюсера строительства нового комбината.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Аномалия – отклонение от нормы.

б) Абстракция – отвлеченное понятие.

в) Оказия – неприятное происшествие.


  1. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) отзывчивый; б) душевный; в) внимательный; г) чуткий; д) наблюдательный


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) горячий; б) глиняный; в) выходить; г) человеческий; д) долгосрочный


  1. Укажите примеры речевой избыточности (немотивированного употребления однокоренных или близких по значению слов, а также повторного обозначения другими словами уже названного понятия):

а) Прослушайте информационное сообщение.

б) Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными руками.

в) Это был первый дебют начинающего актера.


9. Укажите слова, в которых пишется буква а:

а) …ппозиция б) акк…рдеон

в) …бориген г) …бонент


10.Укажите слова, в которых пишется буква о:

а) ар…мат б) предл…гать

в) агр…ном г) озн…менование


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) тер…тория б) кар…икатура

в) эпиграм…а г) гум…анизм…

12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) неот…емлемый, пред…юбилейный, в…ющийся

б) ра…чистить, ни…ходящий, бе…толковый

в) исп…рение, погл…щение, расп…ахнуть

г) дворня…ка, руба…ка, упря…ка


13.Укажите примеры, в которых пишется ь:

а) отреж… б) чуть виднеет…ся

в) выйти замуж… г) открыть настеж……


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) пара чулков б) двое сыновей

в) килограмм абрикосов г) много полотенец


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) травяной шампунь б) красивая тюль

в) зеленые Сочи г) сладкое какао


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) не сделать выводы б) надеть платье

в) согласно приказу г) баллотироваться в депутаты


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Спустившись по крутому склону,

а) на пути лыжника возникло непредвиденное препятствие.

б) лыжников ожидал последний этап соревнований.

в) получался значительный выигрыш во времени.

г) можно было добраться до поселка за час-полтора.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой?

а) Вы оплатили проезд в автобусе?

б) Друзья не теряли уверенности в успехе.

в) Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (нет запятой)?

а) Он плохо понимал зачем его послали вперед.

б) Мирно белеет зимнее небо сквозь обнаженные сучья деревьев.

в) В апреле уже цвели сады и летали желтые бабочки.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Самовар (1) стоявший на столе (2) возле простенка (3) бурлил, клокотал, зеркальце

(4) висевшее над столом (5) подернулось налетом белого пара.

а) 1,2,3,4; б) 1,3, 4,5; в) 2, 4,5; г) 3, 4, 5; д) 2, 5







Тест по русскому языку


Вариант 3


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 3-ий слог?

А) баловать; б) ходатайствовать; в) феномен; г) обеспечение; д) кулинария


  1. Укажите слова, в которых согласный звук перед -е- произносится твердо:

а) менеджер б) шинель

в) агрессия г) теннис


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Эскалация

а) угнетение одной расы другой; б) расширение; в) подъем при помощи лифта

Фрахтовать

а) заниматься фехтованием; б) нанимать судно для перевозки грузов; в) перевозить груз


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) Количество посетителей дискотеки непрерывно прогрессирует.

б) Ты уж не обессудь, но помочь тебе я не в силах.

в) Все системы космического корабля функционируют нормально.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Епархия – часть обрядового облачения православного священника.

б) Амнистия – освобождение от судебного наказания, помилование.

в) Гуманный – человечный.


  1. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) красный; б) пурпурный; в) алый; г) багряный; д) бордовый


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) спать; б) печалиться; в) овощи; г) душистый; д) народный


  1. Укажите примеры речевой избыточности (немотивированного употребления однокоренных или близких по значению слов, а также повторного обозначения другими словами уже названного понятия):

а) Силы мира сильны как никогда.

Б) Избиратели отдали голоса достойному человеку.

В) Этот план требует корректив и поправок.


9. Укажите слова, в которых пишется буква а:

а) …плодисменты б) …ккупант

в) аб…рдаж г) трансп…рант


10.Укажите слова, в которых пишется буква о:

а) пл…вчиха б) прик…сновение

в) ур…внение г) обм…кнуть


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) ап…елляция б) ап…аратура

в) деф…ект г) эф…ективный


12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) розы кол…тся, пчелы жал…тся

б) сист…матический, пр…небрегать, тр…вожно

в) засе…нный, обстрел…нный, подстрел…нный

г) в комнат…, на пристан…, в чемодан…


13.Укажите примеры, в которых пишется ь:

а) ландыш пахуч… б) упасть навзнич…

в) колосит…ся рожь г) восем…десят


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) пара носков б) две тапочки

в) килограмм помидор г) много простыней


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) розовый фламинго б) белая лебедь

в )покрыть крышу толем г) больной мозоль


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) не решить проблем б) уплатить за проезд

в) согласно постановления г) одевать внука


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Анализируя стихотворный текст,

а) мной был неправильно определён размер.

б) помните об особенностях поэтической речи.

в) у нас завязался спор.

г) часто не учитывается ритм и интонация.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой?

а) В рассказе «Попрыгунья» А.П. Чехов прежде всего осуждает праздность.

б) Кто бы ни приезжал в наш город, все удивлялись чистоте и порядку в нем.

в) Одному из героев романа, ищущему смысл жизни, открывается путь к внутренней

свободе.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (нет запятой)?

а) На пожелтевшей траве лежали опавшие листья.

б) Мы вошли в освещенный лучами солнца лес.

в) Подгоняемая волнами по реке неслась лодка.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Район (1) где мы жили(2) был далек от реки (3) и (4) чтобы добраться до пляжа (5)

нам приходилось ехать через весь город в переполненном трамвае.

а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 2, 4, 5; в) 1, 3, 4; г) 1, 2, 3, 5; д) 3, 4, 5








Тест по русскому языку


Вариант 4


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 1-ый слог?

А) договор; б) эксперт; в) мышление; г) исподволь; д) завидно; е) иконопись


2. Укажите слова, в которых на месте букв -чн- произносится шн:

а) порочный б) булочная

в) нарочно г) библиотечный


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Эссе

а) марка автомобиля; б) способ приготовления кофе; в) жанр литературы

Статут

а) устав, закон; б) социальное положение; в) монумент

4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) В руках искусного скорняка, как по волшебству, крутился гончарный круг.

б) Никто до конца не может постичь сокровенного смысла Священного писания.

в) Мой друг писал стихи и отсылал их в издательства с маниакальным упорством.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Апломб – чрезмерная скромность.

б) Оракул – человек, предрекающий будущее (ироническое).

в) Корректность – тактичность, вежливость.


  1. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) грустить; б) печалиться; в) тосковать; г) сочувствовать; д) огорчаться


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) сладкий; б) больной; в) расцвести; г) перелететь; д) карандаш


  1. Укажите примеры речевой избыточности (немотивированного употребления однокоренных или близких по значению слов, а также повторного обозначения другими словами уже названного понятия):

А) Наша деятельность направлена на развитие общения и коммуникации.

Б) Не без труда наши коллеги справились с этим трудным и сложным заданием.

В) В мае наше торговое предприятие выполнило план продаж.


9. Укажите слова, в которых пишется буква е:

а) вин…грет б) рекв…зит

в) прив…легия г) в…нтилятор


10.Укажите слова, в которых пишется буква и:

а) прим…рить друзей б) пр…вычка

в) словосоч…тание г) зам…реть от восторга


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) сим…етрия б) драм…а

в) парал…ель г) кристал…ьный


12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

А) пр…творить окно, пр…оритет, пр…ступить к занятиям

б) уг…щение, б…гровый, тр…туар

в) кле…т, стро…т, ве…т

г) бе…грешный, …горяча, бе…форменный


13.Укажите примеры, в которых слова пишутся через дефис:

а) ярко(?)синий б) ярко(?)сияющий

в) хлопотать по(?)пусту г) сделай по(?)моему


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) немного апельсинов б) двое туфель

в) отряд партизан г) сухих брёвен


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) горячее кофе б) вкусная салями

в) красивый пенальти г) прозрачный вуаль


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) соскучилась за тобой б) оплатить проезд

в) клади тетрадь на стол г) надеть кольцо на палец


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Храня память о прошлом,

а) ученым понадобилось много времени на изучение старинных рукописей.

б) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.

в) изучение истории имеет большое значение.

г) это помогает лучше понять настоящее.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой?

а) Пришлось пробираться сквозь заросли, постоянно заслоняющие нам дорогу.

б) Те, кто не набрал нужного количества голосов, не прошли на выборах.

в) При поступлении в вуз большую роль имеет золотая медаль.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (пропущен знак препинания)?

а) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка.

б) В поле, в роще, на реке всюду царствовало безмолвие.

в) За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Я теперь понимаю (1) почему (2) те (3) кто умел хорошо рассказывать (4) никогда

не пытался (5) записать свои рассказы.

А) 1, 3, 4; б) 2, 3, 4; в) 3, 4, 5; г) 1, 2, 3, 4; д) 2, 4, 5









Тест по русскому языку


Вариант 5


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 2-ой слог?

а) досуг; б) красивее; в) средства; г) намерение; д) ненадолго; е) оптовый


2. Укажите слова, в которых на месте букв -чн- произносится шн:

а) горчичник б) яблочный

в) скучно г) крошечный


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Электорат

а) механизм; б) инструмент; в) избиратели

Феномен

а) страстный болельщик; б) выдающийся человек, необычное явление; в) профессия


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) В редакции не приняли его рукописи, сославшись на то, что она скрупулезна.

б) Здоровые амбиции и высокая оценка своих возможностей не вредят человеку.

в) Мне импонирует в людях желание постоянно, независимо от возраста, учиться новому.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Антагонизм – непримиримое противоречие.

б) Примадонна – певица, исполняющая главные партии в опере или оперетте.

в) Аннотация – заключение к книге, размещаемое на последних страницах.


6. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) сочувствовать; б) сопереживать; в) сострадать; г) соболезновать; д )скорбеть


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) радоваться; б) учиться; в) холодный; г) стол; д) чтение


  1. Укажите примеры речевой избыточности (немотивированного употребления однокоренных или близких по значению слов, а также повторного обозначения другими словами уже названного понятия):

а) Иванов В.С. – старый ветеран Великой Отечественной войны.

б) Он всегда был патриотом своей родины.

в) Служение отечеству – его призвание.


9. Укажите слова, в которых пишется буква е:

а) в…стибюль б) ст…пендия

в) д…градация г) кр…минальный


10.Укажите слова, в которых пишется буква и:

а) бл…стательный б) пр…следовать

в) пр…надлежность г) приб…речь


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) тер…аса б) ам…бразура

в) кор…еспондент г) телеграм…а


12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) возглавля…мый, он вид…л, завис…мый

б) зар…сли, дост…верно, пр…фашистский

в) с…ёмка, кон…юнктура, л…ющийся

г) на лини…, на роял…, о Геннади…


13.Укажите примеры, в которых слова пишутся через дефис:

а) дико(?)растущий б) железно(?)дорожный

в) темным(?)темно г) день(?)деньской


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) несколько баклажан б) среди армян

в) много цыган г) пять мандаринов


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) мое резюме б) мое протеже

в) веселый какаду г) цветной конфетти


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) забочусь о тебе б) отчитаться для группы

в) уплатить по счету г) отчет о работе


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Подъезжая к городу,

а) начался сильный ветер.

б) на душе у него стало тревожно.

в) я мысленно представлял нашу встречу после долгой разлуки.

г) нам стали попадаться знакомые строения.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой?

а) Применяя новое лекарство, состояние здоровья многих больных стабилизируется.

б) Идея справедливости должна завоевать ума и сердца.

в) Первое время дети скучали по дому, но скоро оценили прелести деревенской жизни.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (пропущен знак препинания)?

а) Мохнатые тучи, как разбитая стая испуганных птиц несется над морем.

Б) В лесу было тихо, и это казалось странным.

В) Пронзительный осенний ветер сбивает стаи птиц в темную сплошную массу.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

И рыба (1) и охотник (2) поплыли между камнями (3) ощетинившимися

во все стороны (4) водорослями (5) к углублению в пористой скале.

А) 1, 3, 4; б) 1, 3, 5; в) 1, 2, 5; г) 1, 3; д) 1, 2, 3, 4









Тест по русскому языку


Вариант 6


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 3-ий слог?

а) одновременно; б) водопровод; в) облегчить; г) запломбировать; д) жалюзи


2. Укажите слова, в которых на месте букв -чн- произносится шн:

а) копеечный б) троечник

в) убыточный г) подвенечный


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Раритет

а) равенство; б) старинная ценная вещь; в) предмет интерьера

Антология

а) музыкальное произведение; б) биография; в) сборник избранных произведений


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) В политической сфере мало изрекать сентенции – надо предлагать решения.

б) Меценатская помощь всегда связана с заинтересованностью в размещении рекламы.

в) Последний спектакль, показанный синагогой, вызвал неоднозначную реакцию публики.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Регресс – упадок в развитии чего-либо, движение назад.

б) Антипатия – состояние безразличия, отсутствие интереса к жизни.

в) Консенсус – согласие.


6. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) глупый; б) неумный; в) бестолковый; г) несмышленый; д) ленивый


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) играть; б) бактерия; в) микрокомпоненты; г) бесчеловечный; д) ненастье


  1. Укажите примеры речевой избыточности (немотивированного употребления однокоренных или близких по значению слов, а также повторного обозначения другими словами уже названного понятия):

а) Как и следовало ожидать, все разъяснилось на следующий день.

б) В ответ на запрос мы получили следующий ответ.

в) Ответ на запрос мы получили на следующий день.


9. Укажите слова, в которых пишется буква е:

а) през…дент б) пр…мьера

в) р…золюция г) тр…умфатор


10.Укажите слова, в которых пишется буква и:

а) кр…ативный б) прет…ндент

в) н…звергать г) пр…совокупить


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) ат…ракцион б) трас…а

в) искус…ный г) ат…авизм


12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пр…тотип, пр...образ, пр…вительство

б) се…щий, они бор…тся, стел…щийся

в) пр…числить, пр…чина, пр…ломление

г) и…давна, не…быточный, бе…жалостно


13.Укажите примеры, в которых слова пишутся через дефис:

а) давным(?)давно б) научно(?)исследовательский

в) тяжело(?)больной г) дорого(?)стоящий


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) группа осетин б) пять ампер

в) триста грамм г) огарки свечей


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) тетрадь Кунца Андрея б) в городе Твери

в) тетрадь Кунц Андрея г) в городе Рязань


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) указать на недостатки б) отчитаться перед группой

в) опираться на факты г) отзыв на книгу


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Не имея часов,

а) сориентироваться во времени помогут растения.

б) есть множество других способов определить время суток.

в) можно определить время по цветам.

г) у нас не было возможности точно определить время.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

б) На станции «Театральная» вам нужно перейти на другую линию.

в) Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускников.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (неправильный выбор знака

препинания )?

а) Любишь кататься, люби и саночки возить.

б) Ученье – свет, а неученье – тьма.

в) И море, и горы, и поселок – все погрузилось в мрак.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

После открытия астронома Гершеля (1) Солнечная система (2) границы (3) которой

(4) до тех пор проводились по орбите Сатурна (5) увеличилась сразу вдвое.

А) 1, 3, 5; б) 2, 5; в) 1, 2, 5; г) 3, 5; д) 1, 4, 5








Тест по русскому языку


Вариант 7


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 3-ий слог?

а) красивейший; б) плесневеть; в) баловать; г) симметрия; д) кашлянуть


2. Укажите слова, в которых на месте букв -чн- произносится шн:

а) скворечник б) отличник

в) пустячный г) яичница


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Апелляция

а) музыкальное произведение; б) просьба о пересмотре чего-либо; в) косметическая

процедура

Фиаско

а) предмет дамского туалета; б) вид спорта; в) поражение


4. В каких предложениях одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) Увлечение коллекционированием марок сделало его профессиональным селекционером.

б) На его лице появилась ласковая саркастическая улыбка.

в) При раскопках были обнаружены саркофаги с захороненными в них мумиями.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Банальный – наглый, бесцеремонный.

б) Протеже – лицо, пользующееся чьим-либо покровительством.

в) Резонный – аргументированный, имеющий разумные основания.


6. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) избавиться; б) освободиться; в) отделаться; г) постараться; д) спастись


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) автомобиль; б) слушать; в) недальновидный; г) прогрессивный; д) несчастье


  1. Укажите предложения, в которых есть ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова:

а) Нельзя забывать, что наши товары идут на импорт.

б) Дипломант успешно защитил работу.

в) В президиуме – люди, облеченные властью.


9. Укажите слова, в которых пишется буква е:

а) реф…рендум б) кр…ветки

в) ветер…нар г) п…рспектива


10.Укажите слова, в которых пишется буква о:

а) к…бриолет б) к…нфронтация

в) дог…даться г) доск…нально


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) проф…ессия б) диф…еренцировать

в) траектор…ия г) ак…лиматизация


12. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) пан…рама, выр…щенный, пор…жаться

б) соч…тать, сосч…тать, нач…нать

в) …говорчивый, бе…численный, ра…щедриться

г) досух…, налев…, запрост…


13.Укажите примеры, в которых слова пишутся через дефис:

а) учебно(?)воспитательный б) вечно(?)зеленый

в) социально(?)философский г) выше(?)указанный


14.Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова:

а) порватые чулки б) двое претенденток

в) двумстам студентам г) клади на стол


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) древний Суздаль б) отдыхал в Гаграх

в) древний Тверь г) отдыхал в Сочах


16.В каком примере нарушены нормы сочетаемости слов?

а) препятствовать развитие б) превосходство над оппонентом

в) уклоняться от работы г) преимущество перед оппонентом


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Наблюдая экзотическую природу,

а) у Чарльза Дарвина появились первые мысли об эволюции.

б) Дарвин сделал первые выводы об эволюции жизни на Земле.

в) возникла теория эволюции Чарльза Дарвина.

г) ученым были сделаны первые выводы об эволюции живой природы.


18.Укажите предложение с грамматической ошибкой.

а) По приезде в Санкт-Петербург губернатор принял участие в пресс-конференции.

б) Одним из самых известных путешественников, писавшим об открытии Америки до

Колумба, был норвежец Тур Хейердал.

в) Идя домой по аллее, он с наслаждением вдыхал волшебный аромат цветущих лип.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (неправильный выбор знака

препинания )?

а) Тихо – идет экзамен!

б) Чтение – вот лучшее учение.

в) Будешь много читать – будешь много знать.


20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Хотя кометы (1) точно так же (2) как и планеты (3) вращаются вокруг Солнца (4)

планетами (5) они не являются.

а) 1, 2, 4; б) 2, 4; в) 2, 3, 4; г) 1, 3, 4. 5; д) 2, 4, 5







Тест по русскому языку


Вариант 8


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 4-ый слог?

а) осведомиться; б) рассредоточение; в) присовокупить; г) одновременно; д) водопровод


2. Укажите слова, в которых перед буквой е произносится мягкий согласный:

а) купе; б) резюме; в) фанера; г) детектив; д) ателье; е) шинель


3. Отметьте вариант значения, соответствующий словам:

Дифирамб

а) косметический дефект; б) механизм; в) хвалебная песня, неумеренная похвала в чей-то

адрес

Трапеза

А) аномальное природное явление; б) прием пищи; в) красивая фарфоровая посуда


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) Оратор – исполнитель музыкального произведения для хора, солистов и оркестра.

б) Дорога привела меня к комфортабельной вилле.

в) В курсовой работе отсутствовала библиография.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Синхронный – происходящий одновременно.

б) Бравировать (чем-либо) – шумно выражать одобрение.

в) Барокко – архитектурный стиль ХVI – ХVIII вв.


6. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) преодолеть; б) побороть; в) превозмочь; г) пренебречь; д) пересилить


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) необдуманно; б) умышленно; в) приласкать; г) натуральный; д) эстетика


  1. Укажите предложения, в которых есть ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова:

а) Туристам пришлось изменить маршрут, чтобы запастись продукцией.

б) Зал аплодировал и скандировал: «Браво!»

в) Статья посвящена исследованию врожденных рефлексов.

г) Речь идет о наиболее эффектных методиках преподавания русского языка.


9. Укажите слова, в которых пишется буква и:

а) расщ…пление атома б) приор…тет

в) пр…обретение г) непр…менно


10.Укажите слова, в которых пишется буква а:

а) ант…гонизм б) р…внина

в) …казия г) к…нвенция


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) ал…егория б) кал…играфия

в) ал…ергия г) гал…ерея


12. В каком ряду во всех словах пишется -нн-?

а) посеребре…ый, прочита…ый, нежда…ый

б) варе…ый, песча…ый, оловя…ый

в) говорить увере…о, хорошо провере…о, очень необдума…о

г) революцио…ый, хозяйстве…ый, смышле…ый


13.Укажите примеры, в которых слова пишутся через дефис:

а) по(?)утреннему свежо б) пол(?)пятого

в) по(?)немногу г) пол(?)апельсина


14.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

а) не бежите по эскалатору б) в две тысячи седьмом году

в) требуются шофёры г) молодые доктора


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) неряха Иванов б) умный журналист Королёва

в) хорошая врач Петрова г) добросовестная секретарь Кузнецова


16.В каких предложениях нарушены нормы сочетаемости слов?

а) Тема природы в лирике Есенина близка для меня.

б) В кроссе участвовали все студенты нашей группы.

в) Я имею в виду об экономическом положении в стране.

г) Нужно проявлять внимание по отношению к пожилым людям.


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Научившись читать в пятилетнем возрасте,

а) в школе мне было скучно изучать азбуку.

б) письмом я не мог овладеть до восьми лет.

в) любимым моим занятием все-таки оставалось рисование.

г) учение в школе не представляло для меня никакого труда.


18.Укажите предложение без грамматических ошибок.

а) Многие названия городов образованы от древних слов, мы которых уже в речи не

употребляем.

б) Требовалось найти иные способы киносъемки, нежели те, что использовались нами

в обычных условиях.

в) Зрители интересуются, вправе ли допускать переделки классических спектаклей.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (постановка лишней запятой)?

а) Талант М. Пришвина равно проявился, как в книгах для взрослых, так и в детской

литературе.

б) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям,

и предсказаниям луны. (А.С. Пушкин.)

20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Звуки (1) доносившиеся из лесу (2) лисятам были совершенно неведомы, но то (3) как

воспринимала их мать (4) говорило малышам (5) что в них таится какая-то опасность.

а) 1, 2, 3, 4, 5; б) 2, 4, 5; в) 3, 4, 5; г) 1, 2, 4, 5; д) 1, 2, 3, 5




Тест по русскому языку


Вариант 9


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 1-ый слог?

а) начались; б) эксперт; в) столяр; г) торты; д) алкоголь; е) иконопись


2. Укажите слова, в которых перед буквой е произносится мягкий согласный:

а) пюре; б) диспансер; в) рельс; г) патент; д) дефис; е) тире


3. Отметьте вариант значения, соответствующий данным фразеологизмам:

Альфа и омега

а) окончание чего-либо; б) начало и конец; в) решение важного вопроса

Крокодиловы слезы

а) плакать навзрыд; б) слезы крокодила; в) лицемерная жалость


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) Эстетика определяет нравственные принципы, нормы поведения человека.

б) Я рьяно взялся за дело, но ожидаемых результатов не достиг.

в) Автобиография В. Маяковского называется «Я сам».


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

а) Ренессанс – эпоха Возрождения.

б) Бутафория – первый ярус балконов в зрительном зале.

в) Навзничь (упасть) – опрокинувшись на спину.


6. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) ребенок; б) малыш; в) кроха; г) детеныш; д) карапуз; е) дитя


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) родина; б) мать; в) дочь; г) тусклый; д) восход; е) нарисовать


  1. Укажите предложения, в которых есть ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова:

а) Многих не устраивает уровень житья.

б) Некоторые наши фильмы получают признание за рубежом.

в) Преподаватель сыскал себе уважение коллег и студентов благодаря своему

профессионализму.

г) Места для купания оборудованы спасательными средствами.


9. Укажите слова, в которых пишется буква и:

а) в…ртуоз б) увид…л

в) прикле…л ( марку) г) в…стибюль


10.Укажите слова, в которых пишется буква а:

а) к…лорит б) предпол…жение

в) насл…ждение г) к…лория


11. Укажите слова, в которых пишутся двойные согласные:

а) мадон…а б) лил…ипут

в) флотил…ия г) оперет…а


12. В каком ряду во всех словах пишется -н-?

а) кожан…ый, баклажан…ый, неждан…ый

б) вязан…ый, жарен…ый, придан…ое

в) улица длин…а и плохо освещен…а

г) старин…ый, курин…ый, соловьин…ый


13.Укажите примеры, в которых слова пишутся через дефис:

а) по(?)пусту б) живи по(?)новому

в) пол(?)листа г) по(?)новому расписанию


14.Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова:

а) ехай быстрее б) поезжай в город

в) источник иссякнул г) более грамотно


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) испытывать интерес б) благодаря упорству и знаниям

в) возразить замечанию г) вопреки общего мнения


16.В каких предложениях нарушены нормы сочетаемости слов?

а) Профорг отчитался в коллективе.

б) Профорг отчитался о проделанной работе.

в) Профорг отчитался перед коллективом.

г) Профорг отчитался за проделанную работу.


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Знакомясь с художественным текстом,

а) меня поражает красота языка русских писателей.

б) он оказался сложным для меня.

в) учитывайте индивидуальные особенности писателя.

г) обращается внимание на изобразительно-выразительные средства языка.


18.Укажите предложение без грамматических ошибок.

а) Современными автомобилями управлять гораздо легче, нежели чем выпущенными

в 20-х – 30-х годах прошлого века.

б) Обращение к правительствам мира подписали более семисот известных ученых.

в) Иноязычные слова, используемые без необходимости, засоряют нашу речь.


19.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка (постановка лишней запятой)?

а) Видны были только гибкие, полыхающие от вечерней зари, верхушки деревьев да

первые звезды.

б) Зеленый шатер над головами, и легкий шелест листьев, и тихое журчание ручья –

все это было особенно мило нам, создавало ощущение уюта и покоя.

20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Привязанность к родному дому (1) создается (2) по моему мнению (3) той

атмосферой (4) которая царит в семье (5) и которую определяют старшие члены

семейного содружества.

а) 1, 2, 4, 5; б) 2, 3, 4; в) 1, 4, 5; г) 1, 4; д) 1, 2, 3, 5




Тест по русскому языку


Вариант 10


1. Укажите слова, в которых ударение падает на 2-ой слог?

а) хозяева; б) возбужденный; в) боязнь; г) свекла; д) таможня; е) сироты


2. Укажите слова, в которых перед буквой е произносится мягкий согласный:

а) фонетика; б) декламация; в) гротеск; г) модерн; д) музей; е) пионер


3. Отметьте вариант значения, соответствующий данным фразеологизмам:

Строить замки на песке

а) заниматься строительством; б) предвидеть; в) основываться на ненадежных данных

В чужом пиру похмелье

а) неприятность из-за других; б) радость у соседей; в) участвовать в чем-либо


4. В каком предложении одно из слов употреблено в несвойственном ему значении?

а) С Петровым случился неприятный каламбур, о котором он вспоминает с неохотой.

Б) Его респектабельный вид свидетельствует о финансовом благополучии.

в) Лингвисты обнаружили, что жители горной Шории говорят на еще не известном науке языке.


5. В каком примере лексическое значение слова указано неверно?

А) Наперсник – лицо, пользующееся особым доверием кого-либо.

б) Предтеча – предшественник.

в) Миссионер – ученое звание преподавателя в духовных учебных заведениях.


6. Укажите «лишнее» слово в данном синонимическом ряду:

а) привыкнуть; б) приучиться; в) пристраститься; г) приноровиться; д) втянуться


  1. Укажите слова, которые не имеют антонимов:

а) учебник; б) талантливый; в) отец; г) упасть; д) воспитанный; е)солист


  1. Укажите предложения, в которых есть ошибка, связанная с неточным пониманием значения слова:

а) Он был скрытный человек.

б) Утром в отеле предлагался сытый завтрак.

в) Руководитель призвал соблюдать исполнительную дисциплину.

г) Гостям был оказан радушный прием.


9. Укажите слова, в которых пишется буква я:

а) розы кол…тся б) пчелы жал…тся

в) окле…л комнату обоями г) всеми осме…нный


10.Укажите слова, в которых пишется буква ё:

а) девч…нка б) ш…пот

в) ш…рстка г) ч…порный


11. Укажите слова, которые пишутся слитно:

а) душа на(?)распашку б) за(?)счет предприятия

в) голубо(?)глазый г) в(?)течение недели


12. Укажите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно:

а) (НИ)КТО, КАК(БЫ) ни старался, не может прибавить себе роста.

б) Мне не хотелось заниматься музыкой, тем (НЕ)МЕНЕЕ я благодарен родителям

(ЗА)ТО, что в детстве меня заставляли играть на фортепиано.

в) КОГДА(ТО) эвенк, прежде чем срубить березку, долго просил прощения у нее ЗА(ТО),

что вынужден ее срубить.

г) Можно строить дома по берегам рек, но (ПРИ)ТОМ условии, ЧТО(БЫ) вода оставалась

чистой.


13.Укажите примеры, в которых пишется ни:

а) н… покладая рук б) н… мог н… прийти

в) н…жив н…мертв г) куда н… кинь, всюду клин


14.Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова:

а) едь до поворота б) самый лучший

в) до восьмисот граммов г) наилучший


15.Какие словосочетания не соответствуют нормам литературного языка?

а) до последней капли сил б) побороть зависимость

в) нести военную службу г) одержать победу


16.В каких предложениях нарушены нормы сочетаемости слов?

а) Его точка зрения о том, что и как надо читать, отличалась от мнения товарищей.

б) Общественность осудила его в неискренности.

в) Синоптики предупредили население об опасности наводнения.

г) Все отмечали свойственный Петрову оптимизм.


17.Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Находясь на эскалаторе,

а) запрещается садиться на ступени.

б) держитесь за поручни.

в) есть простые правила, которые нужно соблюдать.

г) левый ряд должен быть свободен.


18.Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

а) Важно, чтобы дети с раннего возраста приучались класть вещи на место.

б) Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о светлом будущем.

в) Очень отличная удача, если когда двоек за семестр у меня нет совсем.


19.В каких предложениях допущены пунктуационные ошибки (неправильный выбор знака

препинания)?

а) Жизнь прожить, не поле перейти.

б) Молвит слово – соловей поет.

в) Кругом белым-бело – осыпается черемуха.

г) Я поднял голову: высоко в небе плыла журавлиная стая.

20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые?

Любишь каждую травинку (1) поникшую от росы (2) или согретую солнцем (3) каждое деревце над озером (4) трепещущее в безветрии листьями (5) и каждое облако (6) плывущее по бледному и высокому небу.

а) 1,2,3,4 б) 1,3,4,5 в) 1,3,4,5,6 г) 1,2,3,4,5,6

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ




Зада-ние

Вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а, г

б, в, д

а, г, д

г, е

а, б, г

а, д

в, г

б, д

г, е

а,в,д,е

2

а,б, г

б,в

а, г

б, в

а, в

а, б

а, в, г

в, е

в, г, д

б, д, е

3

в, а

а, а

б, б

в, а

в, б

б, в

б, в

в, б

б, в

в, а

4

б

в

а

а

а

в

а, б

а

а

а

5

а

в

а

а

в

б

а

б

б

в

6

в

д

д

г

д

д

г

г

г

г

7

б, д

б, г

в, г

а, г, д

б, г, д

а, б

а, б

в, д

б,в, е

а, в, е

8

а, б

а, в

а, в

а, б

а, б

а, б

а, б

а, г

а, в

б, в

9

б

в, г

а, г

а, г

а, в

б, в

а, б, г

б, в

а, в

б, г

10

б, г

а, в

а, б

а, б

а, в

в, г

б, г

а, б

в, г

б, в

11

а, в

а, в

б, г

а, в

а, в, г

а, б

б, г

а, б, в

а, г

а, в

12

в

б

б

а

б

б

в

а

б

б

13

а, б

а, г

б, г

а, г

в, г

а, б

а, в

а, г

б, в

в, г

14

б

а

в

б

а

в

а, б

а

а, в

а, б

15

в, г

б, в

б, г

а, г

б, г

в, г

в, г

в, г

а, в, г

а, в

16

б

а

в

а

б

г

а

а, в

а, б

а, б

17

в

г

б

б

в

в

б

б

в

б

18

б

в

б

в

а

в

б

б

в

а

19

а

а

в

б

а

а

а

а

а

а, в

20

г

б

а

а

б

б

в

а

б

в



Примечание. Нормы произношения и ударения даны по Орфоэпическому словарю

под ред. Р.И. Аванесова. – М.. 1988 г.









23




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку

Автор: Богданова Наталья Яковлевна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215617


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства