Девятое декабря. Классная работа.
Вспоминаем то, что знаем
Обсуждение в парах
- Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом, называются– …
- Однородные члены образуют … словосочетание.
- Однородные члены разделяются …
- Однородные члены соединяются … и
… . .
однородными
сочинительное
запятыми
союзами
перечислительной интонацией
Вспоминаем то, что знаем
Закончите высказывание
ставится
- Перед союзами А, НО запятая …
- Если союз И при однородных членах одиночный, то запятая … .
не ставится
Вспоминаем то, что знаем
Прочитайте предложение, найдите в нём слова в именительном падеже.
Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. (А.С. Пушкин)
Кудесник, ты, старик.
С каким из них обращаются к собеседнику, привлекая его внимание?
Кудесник.
Кудесник – волшебник, колдун; тот, кто делает что-то сверхъестественное.
Кто такой кудесник? Подберите синонимы к этому слову.
Называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание.
Кого обозначает это слово?
Свет мой, зеркальце, скажи…
Я люблю тебя, жизнь!
Сформулируйте тему занятия.
Спи, Аленушка, спи, красавица!
Что, стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Задачи урока
Знать:
- что такое обращение способ выражения как при обращении ставятся знаки препинания
- что такое обращение
- способ выражения
- как при обращении ставятся знаки препинания
Уметь:
- опознавать его в предложении отличать от подлежащего пунктуационно оформлять на письме
- опознавать его в предложении
- отличать от подлежащего
- пунктуационно оформлять на письме
Что такое обращение?
Как не спутать подлежащее с обращением?
Какое оно бывает?
Какие знаки препинания при обращении?
Как они ставятся?
Обращение. Грамматические признаки обращения.
Назовите тему урока. Проверьте свои предположения.
Поработайте в парах.
Сформулируйте основной вопрос темы.
Проверьте себя.
Как найти обращение предложении?
Формулируем задачи
Какие задачи надо решить,
чтобы получить ответ
главный вопрос урока?
Ура! Подвигаемся !
Открываем новые знания
Спи, Аленушка, спи, красавица!
Что, стоишь, качаясь, тонкая рябина?
Я люблю тебя, жизнь!
Свет мой, зеркальце, скажи…
к человеку
к природе
к явлению
к предмету
Найдите в примерах слова адресата. Обобщите наблюдения: к кому может обратиться человек с речью?
Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий.
Сравните ваше предположение с текстом определения.
Лингвистический эксперимент
Определите цель высказывания каждого предложения.
Укажите грамматическую основу.
Школьники помогают инвалидам, старикам, детям.
Школьники, помогайте инвалидам, старикам, детям!
vvvvvvvvvv
Выделите признак, сопоставление которого помогает отличить обращение от подлежащего.
Обращение не входит в основу предложения,
к нему нельзя поставить вопрос от сказуемого.
Перечитайте предложение.
Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье.
Вспомните слова, которые стоят в именительном падеже.
Кудесник, ты, старик.
Можно ли обратиться собеседнику со словами ты , старик ?
Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты .
Можем ли мы задать вопрос к слову кудесник в этом предложении?
Нет, задать вопрос нельзя.
Будет ли обращение членом предложения?
Обращение не является членом предложения.
Запомним рифмовку
Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звёздам или птицам Можно смело обратиться. Только, друг, не забывай: Запятые расставляй.
(В. Валгина)
Какой совет вы получили в этой рифмовке?
Обращение нужно выделять запятыми.
Сравните свои наблюдения с правилом в учебнике.
Открываем новые знания
[О , …]
VVV v
Рассмотрите схемы. Какое пунктуационное правило иллюстрируют схемы?
[… , О , …]
VVV v
[ … , О]
v VVV
[ О ! … ]
vvvv
Прочитайте § 22
Произведите маркировку текста.
Что нового узнали из текста?
Сравним:
Косой глаз и волка не боится.
Эй, косой глаз, ты и волка не боишься?
Подлежащее является главным членом предложения и действует со сказуемым, а обращение служебное слово, не является никаким членом предложения.
С чем можно спутать обращения? Почему?
Как их различить?
Проверьте себя
Составим алгоритм
Подводим итоги урока
Рефлексия
Выпишите только те предложения, в которых есть обращения. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Дениска ты можешь выступить в концерте?
2. Дениска не хотел выступить в концерте.
3. Мама не знала, что я умею громко петь.
4. Мама разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
5. Ты что про меня пишешь Карнаухова?
6. Брюквин постоянно мешал Карнауховой.
1. Дениска, ты можешь выступить в концерте?
- Мама, разве ты не знаешь, что я умею громко петь?
3. Ты что про меня пишешь, Карнаухова?
Проверьте себя.
Самоанализ
Теперь я могу…
Меня удивило…
Было трудно…
Урок закончен! Ура!