Аттестационный урок по географии в 5 классе по теме "Обращение Земли вокруг Солнца"
Целевая установка урока: формировать умения устанавливать причинно-следственные связи на основе представления о движении Земли.
Обучающие:
· создать условия для формирования представлений об орбитальном и суточном движениях Земли;
· формировать умения выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси, объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения, составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли»;
· формировать практическое умение наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схема «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий.
Развивающие:
· создать условия для развития пространственных представлений, логического мышления, коммуникативных способностей;
· продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: ставить цели, анализировать и преобразовывать информации, выделять главное, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
· продолжить работу над развитием устной монологической речи;
· развивать умения организовывать свою деятельность;
· развивать умения работать в группе, взаимодействовать с людьми.
Воспитательные:
· способствовать воспитанию интереса к предмету, взаимопонимания и сплочённости в совместной деятельности, воспитывать толерантность (при групповой работе);
· способствовать воспитанию у учащихся умения слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Предметные:
· формирование представлений о движениях Земли и их следствиях;
· овладение элементарными практическими умениями использования теллурия;
· овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
· формирование умений и навыков использования географических знаний о движении Земли в повседневной жизни.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ информации, её преобразование, логические универсальные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, доказательство, установление причинно-следственных связей), умение создавать модели для понимания закономерностей
Регулятивные УУД: умения организовывать свою деятельность, целеполагание (определять цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике), планирование, оценка способов достижения цели.
Коммуникативные УУД:планирование, разрешение конфликтов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
· формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы со схемами;
· формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
· освоение социальных норм и правил поведения в группах;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:учебник, ПК, проектор, глобус, схемы «Следствия вращения Земли вокруг Солнца», «Следствия вращения Земли вокруг своей оси».
Ход урока
I. Организационный момент (вводное слово учителя).
II. Проверка - обобщение изученного материала с прошлых уроков.
Задание №1: Во время выполнения второго задания один учащийся записывает на доске “Наш космический адрес”(Вселенная - Млечный Путь - Солнечная система - Планета Земля и т.д.)
Задание №2: “Парад планет”. На столе разложены карточки с названием планет и Солнца (“закрытой” стороной).
10 учащихся подходят к столу, берут карточки, открывают и располагаются по порядку. Каждый учащийся вспоминает одну особую черту “своей” планеты.
(Слайд №1)
Обобщение. Оценка результатов.
III. Изучение нового материала.
- Вам известно, что Земля вращается. Как? (вокруг своей оси).За сколько полный оборот? (за 24 часа).
(Слайд№2)
- Представим себе, что Земля остановилась и не вращается вокруг оси. Какие последствия вызовет исчезновение вращения? (Исчезнет отсчёт времени. Не будет смены дня и ночи. На освещённой стороне температура будет выше 100 градусов, а на “тёмной” стороне будут лютовать морозы. Океаны исчезнут - на дневной стороне – высохнут, а на ночной – замёрзнут. На сумеречной стороне будут ураганы, наводнения, а может и землетрясения, сила которых будет неимоверна)
- Кроме вращения вокруг оси, Земля ещё как-нибудь движется? (вокруг Солнца)
Теперь попробуйте сформулировать тему урока.(Обращение земли вокруг Солнца)
- За какое время Земля проходит один круг по орбите? Найдите точный ответ на странице 36 учебника. (365 дней, 6 часов)
- За 4 года набирается один лишний день. Такой год называют високосным.
(Слайд №4)
-Рассмотрим положение Земли к плоскости вращения её вокруг Солнца (рисунок № 1 на доске)
Демонстрационный показ с использованием теллурия
1) Вращение Земли вокруг Солнца.
- Ось изменяет своё положение? (Нет)
- Одинаков ли угол, под которым падает солнечный свет по временам года? (Нет)
2)
- На слайде отмечены определённые дни, по одному на каждое время года. На какие месяцы они приходятся? (март, июнь, сентябрь, декабрь)
- Эти дни выбраны не случайно. Именно в эти дни Земля занимает уникальное положение по отношению к Солнцу.
Демонстрация на теллурии с остановками на отмеченные дни.
-Теперь выпишите в тетрадь дни, отмеченные на слайде. (Слайд №5)
Итак:
22.XII – день зимнего солнцестояния (самая длинная ночь и самый короткий день)
21.III – день весеннего равноденствия (день = ночь). (Слайд №6)
22.VI – день летнего солнцестояния (самый длинный день и самая короткая ночь) (Слайд №5)
23.IX – день осеннего равноденствия (день = ночь) (Слайд №6)
Физкультминутка.
- Посмотрите на слайд. 22 июня северная полярная область Земли освещена?(Да)
(Слайд № 8)
- Как называется это время? (Полярный день)
- А в другом полушарии, в южной полярной области? (Полярная ночь)
- Вот так выглядит полярная ночь. (Слайд №9)
- А так – полярный день. (Слайд №10)
Обобщение:
- Что происходит на Земле в результате орбитального вращения Земли? (Смена времён года)
- Кроме этого на что ещё влияет орбитальное движение Земли? (На продолжительность дня и ночи)
- На дворе декабрь. Какой особый день ждёт нас в декабре? (День зимнего солнцестояния)
- Как будет располагаться Солнце над горизонтом? (Низко) Слайд №11
- А потом вновь начнёт подниматься!
Работа с глобусом
- На глобусе перед вами есть линии, которые отмечены пунктирной линией. Назовите их. (Северный и южный тропики, северный и южный полярные круги)
- Это параллели или меридианы? (Параллели)
- Запишем в тетрадь. Полярные круги (66,5 с.ш.,66,5 ю.ш.) Тропики – параллели, где дважды в год Солнце находится в зените (23,5 с.ш.,23,5 ю.ш.)(Слайд № 11)
- Эти линии делят нашу планету на тепловые пояса. (Слайд №12)
- Сколько тепловых поясов можно выделит? (5). Назовите их.
- В каком тепловом поясе мы живём? (В северном умеренном)
Заключение.
- Земля вращается не только вокруг своей оси и вокруг Солнца. Она ещё участвует в галактическом движении. (Слайд №13)
- Время одного оборота Земли вместе с Солнечной системой вокруг центра Галактики. (220 млн. лет)
- А какова скорость вращения? (250 км/с)
- Но это ещё не всё! Вместе с нашей Галактикой Земля участвует в межгалактическом движении. (Слайд №14)
Обобщение: - Таким образом, вместе с Землёй мы вращаемся?.. (Вокруг оси, вокруг Солнца, вокруг центра Галактики Млечный путь и участвуем в межгалактическом движении)
Д/з: Слайд 15, изучить параграф 10, в рабочих тетрадях вопросы 18,19,20.