Цель урока:
1. Образовательная: познакомить учащихся с разнообразием животного мира, условиями необходимыми для их существования; с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
2. Развивающая: развивать логическое мышление детей, умение наблюдать и делать выводы;
3. Воспитывающая: способствовать формированию ответственного отношения к учению; воспитывать бережное отношение к живому.
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа.
Средство обучения: учебник, таблица, карточки с индивидуальным контролем, презентация, работы детей ( рефераты).
Прогнозируемый результат: умение рассказать о разнообразии животного мира.
I. Организационный этап урока.
Готовность класса к работе, организация внимания и внутренней готовности.
Ребята, вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы – хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
Мозговой штурм. По теме «Растения»
- В нашей стране произрастают:
а) 6000 видов
б) 40 видов растений
в) 25000 видов растений
г) 600 видов растений
2. Каждому растению необходима:
а) длинная корневая система
б) суша и жаркий климат
в) влажная почва
г) определенная среда
3. Растительное сообщество – это:
а) распределение тепла и влаги
б) условия, необходимые для совместного произрастания
в) десятки видов растений
г) много света, плодородная почва, умеренное тепло
4. Культурные растения:
а) выращиваются человеком
б) обходятся без посторонней помощи
в) вырастают самостоятельно
г) прекращают свое существование
5. Редкие и исчезающие растения занесены:
а) В Конституцию
б) в Закон о языках
в) в учебник «Познание мира»
г) в Красную книгу
6. Количество видов растений уменьшается в результате:
а) смены времен года
б) бесхозяйственной деятельности человека
в) большого строительства
г) изучение и познание мира природы
-Какую большую тему мы закончили изучать? (Многообразие растительного мира)
- Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению новой темы. А какой, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Они мычат, они рычат,
Они кричат и лают.
Всех нюхают, кусают, жалят
И в общем все их знают.
И вообще они нужны
На нашем белом свете
И точно так как у людей
У них бывают дети.
- О ком идет речь?
ІІ. Объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации.
- Тема нашего урока - «Многообразие животных. Осторожность при обращений с животными». На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки, а так же узнаем много интересного из их жизни.
Эпиграфом нашего урока будут слова известного писателя Н. Сладкова.
Эпиграф урока (на доске)
"Главное богатство природы - её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным".
Николай Сладков
- Ребята, существует целая наука, которая изучает животных. Может кто-нибудь знает, как она называется? Нет, тогда я вам дам подсказку: во многих городах есть парки, где собраны животные со всего мира. В этом парке вы можете и посмотреть на животных, и сфотографироваться, и просто отдохнуть. Что это за парк? (зоопарк) Из каких двух частей состоит слово «зоопарк»?
- К каждому типу ученые относят свои группы животных. Давайте подробнее познакомимся с этими группами и с их представителями, выделяя основные признаки в каждой группе. - Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными.
Работа по учебнику с. 125 - 127
Загадка: На узкой дорожке
Голова да рожки.
Кто так медленно ползет,
На себя свой дом везет? (Улитка)
- Моллюски обитают в воде, но есть и сухопутные. У моллюсков мускулистое мягкое тело, обычно состоит из головы, туловища, ног и часто защищено известковой раковиной. К этой группе животных относятся двухстворчатые моллюски (ребята часто называют их ракушками) улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы.
- Где мы можем встретиться с моллюсками?
(Ответы учащихся: на водоемах, можно увидеть в аквариуме и т.д
- Моллюски обитают в морях и океанах, они хорошие пловцы.
- Давайте подберем ключ к следующей группе.
Загадка: Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг.
Мастер в шелке знает толк.
Покупайте, мухи, шелк. (Паук)
- Паукообразные – это пауки, скорпионы, клещи. У паукообразных голова и грудь слиты воедино и никаких усов нет. Все они имеют 4 пары ног и питаются другими насекомыми. Брюшко покрыто щитком. Сзади на брюшке расположены паутинные бородавки. Выходящее из них вещество, застывая в воздухе, превращается в шёлковую паутинную нить, настолько гибкую и прочную, что в 18 веке во Франции из неё изготавливали перчатки.
Загадка: Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
- К какой группе относится бабочка?
- Насекомые – самые многочисленные обитатели нашей планеты. На теле любого насекомого вы увидите насечки. Отсюда и произошло название насекомые. Тело разделено на 3 отдела: голову, грудь, брюшко. У всех насекомых 6 ног. Поэтому их называют еще шестиногими. Хорошо развито зрение. Некоторые из них обладают "музыкальным" слухом и тонким обонянием.
Загадка: В воде – жива,
На суше – мертва. (Рыба)
- Рыбы - животные, чьё тело покрыто чешуёй, имеют "обтекаемую" форму, умеют плавать, имеют плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, торпедообразные, живородящие, откладывающие икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры. Зрение развито не у всех рыб, гораздо лучше развито обоняние, которое помогает найти пищу.
Загадка: Кто так заливисто поет,
О том, что солнышко встает? (Петух)
- Это животные, тело которых покрыто перьями. Они служат защитным покровом и играют важную роль в полете. Передние конечности превратились в крылья. Почти все птицы умеют летать. Размножаются, откладывая яйца, а потом неотлучно насиживают их, согревая своим телом. У птиц хорошо развиты органы чувств, главным образом зрение и слух.
III. Функциональная грамотность.
I этап вызов. Пробуждение интереса к предмету Кластер
Составление кластера к слову «Животные», на доске и на индивидуальных листах с заданиями.
птицы рыбы
млекопитающие
животные
насекомые пресмыкающиеся земноводные
Выводы. Животный мир делится на 6 групп. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством.
Физминутка
IV. Работа по теме урока. II этап осмысления.
Осмысление материала во время работы над ним.
Деление животных на домашних и диких. Сравнение групп животных.
- У каждой группы есть одинаковый набор картинок с изображением животных.
Набор картинок: козы, лисы, кони, слон, собаки, пчелы, куры, тигры, обезьяны, мухи, муравьи, голуби, коровы, медведи, кошки, синицы, свиньи, кролики, мыши, ёж и т.д.
- Какое задание вам нужно выполнить?
1 группа – выбрать домашних животных.
2 группа – выбрать диких животных.
Домашние: куры, голуби, кошки, слон, коза, пчёлы, кролики, ёж, мыши,..
Дикие: слон, тигр, обезьяна, зайцы, голуби, медведи, муравьи, ёж, мыши, пчёлы,…
- Есть ли спорные варианты, одинаковые варианты?
VII. Обобщение материала, подведение итогов. III этап рефлексия.
— Перечислите группы животных, с которыми познакомились на уроке.
— Назовите одного - двух представителей каждой группы.
— Как вы понимаете, что такое виды животных? Приведите примеры.
Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое, поднимите руки и покажите зелёный кружочек, если не понравилось – красный.
Оценки за урок с комментированием.
Домашнее задание. Стр. 125-127, вопросы