kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы словообразования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Способы словообразования". Материал для повторения. Предназначен для обучающихся 10 класса, также для студентов 1 курса СПО, поступивших на базе основного общего образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы словообразования»

Тема: Словообразование. Классификация способов словообразования.

Тема: Словообразование. Классификация способов словообразования.

1. Морфологические способы словообразования Приставочный  (Префиксальный) 2. Суффиксальный 3. Приставочно-суффиксальный 4. Безаффиксный Бессуффиксальный

1. Морфологические способы словообразования

  • Приставочный

(Префиксальный)

2. Суффиксальный

3. Приставочно-суффиксальный

4. Безаффиксный

Бессуффиксальный

1. Морфологические способы словообразования 1. Приставочный Префиксальный 1. история - пред ыстория (то, что было «до» истории), мощный – сверх мощный 2. Суффиксальный лимон – лимо н н ый (относится лимону) 3. Приставочно-суффиксальный 3. снег – под снеж ник (находящийся под снегом) 4. выходить – выход 4.Безаффиксный  (Бессуффиксальный)

1. Морфологические способы словообразования

1. Приставочный

Префиксальный

1. история - пред ыстория (то, что было «до» истории), мощный – сверх мощный

2. Суффиксальный

  • лимон – лимо н н ый

(относится лимону)

3. Приставочно-суффиксальный

3. снег – под снеж ник (находящийся под снегом)

4. выходить – выход

4.Безаффиксный

(Бессуффиксальный)

2. Способ сложения 1. Образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов 1. Глинозём, диван-кровать 2. Спецкор ( спец иальный кор респондент), универмаг (универ сальный маг азин ) 2.  Из начальных частей или слогов слова : 3. Педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк) 3. Из части слова и полного слова 4.  Из начальных букв слов 4. РФ (Российская Федерация), МГУ (Московский государственный университет) 5. ТЮЗ  [Т‘УС] театр юного зрителя; МИД 5.  Из начальных звуков слов

2. Способ сложения

1. Образование новых слов путём соединения двух или более основ или слов

1. Глинозём, диван-кровать

2. Спецкор ( спец иальный кор респондент), универмаг (универ сальный маг азин )

2. Из начальных частей или слогов слова :

3. Педколлектив (педагогический коллектив), сбербанк (сберегательный банк)

3. Из части слова и полного слова

4. Из начальных букв слов

4. РФ (Российская Федерация),

МГУ (Московский государственный университет)

5. ТЮЗ [Т‘УС] театр юного зрителя; МИД

5. Из начальных звуков слов

3. Способ усечения основы 1.  Образование новых слов посредством усечения производящей основы. 1. маг (магнитофон), зам (заместитель)

3. Способ усечения основы

1. Образование новых слов посредством усечения производящей основы.

1. маг (магнитофон), зам (заместитель)

4. Неморфологический способ словообразования     1 . Изменение значения уже существующего слова . Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов Среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество);  Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока) 2.Переход из одной части речи в другой. Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую 2 . столовая (ложка) – имя прилагательное столовая (помещение) – имя существительное; 3. Сращение. Лексико-синтаксический способ - появление новых слов в результате сращений сочетаний слов 3. Высококачественный высоко + качественный;  Тотчас тот час Сегодня сего (сей) дня (день)

4. Неморфологический способ словообразования  

1 . Изменение значения уже существующего слова . Лексико-семантический способ – появление новых слов в результате изменений в значении уже существующих в русском языке слов

  • Среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество);

Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока)

2.Переход из одной части речи в другой. Морфолого-синтаксический способ – появление новых слов в результате перехода слов из одной части речи в другую

2 . столовая (ложка) – имя прилагательное

столовая (помещение) – имя существительное;

3. Сращение. Лексико-синтаксический способ - появление новых слов в результате

сращений сочетаний слов

3. Высококачественный высоко + качественный;

Тотчас тот час

Сегодня сего (сей) дня (день)

Непроизводные и производные основы НОЧЬ, СТОЛ, ЧИТАТЬ Непроизводное слово НОЧЬ  , СТОЛ  Непроизводная основа пис-а -ть,  беж-а -ть,  Производное слово ночь ночной ноч н ой ночь Производящее слово Производная основа

Непроизводные и производные основы

НОЧЬ, СТОЛ, ЧИТАТЬ

Непроизводное слово

НОЧЬ , СТОЛ

Непроизводная основа

пис-а -ть,  беж-а -ть, 

Производное слово

ночь

ночной

ноч н ой

ночь

Производящее слово

Производная основа

План словообразовательного анализа.

План словообразовательного анализа.

  • Ставим слово в начальную форму. Объяснить значение.  
  • Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.  
  • В разбираемом слове указать суффиксы, приставки, интерфиксы  и т.д. - если они имеются.  
  • При наличии вышеперечисленных морфем выявить  способ словообразования .
Пример словообразовательного анализа Бездомный – слово имеет значение  «без дома» 2. Основа «без дом н» - производная 3. Слово образовано от существительного « дом » с помощью приставки « без » и суффикса « н» . 4. Без дом н ый. Способ называется приставочно-суффиксальный.

Пример словообразовательного анализа

  • Бездомный – слово имеет значение

«без дома»

2. Основа «без дом н» - производная

3. Слово образовано от существительного « дом » с помощью приставки « без » и суффикса « н» .

4. Без дом н ый. Способ называется приставочно-суффиксальный.

Пример словообразовательного анализа

Пример словообразовательного анализа

  • Подслеповатый   - слово, имеющее значение  "не очень хорошо видящий" .
  • Основа слова -  "подслеповат-" ,
  • Слово образовано от прилагательного  "слепой" (основа - "слеп-")  с помощью приставки  "под-"  и суффикса  "-оват-" , т.е.  приставочно-суффиксальным способом .
  •   Под слеп оват ый - слепой (приставочно-суффиксальный способ) .

СРС. Способы словообразования

Задание 1.

1. Повторите учебный материал по теме «Способы словообразования».

1) Морфологическому способу словообразования относятся…

2) Неморфологическому относятся способы…

3) Способ сложения это … .

4) Усечение – это…

5) Производной основой называется основа, _____________________: дом – дом-ик.

  6) Непроизводной основой называется основа,_____________________: ног-а, дерев-о.

7) Производящей основой называется,___________________________: нов-изн-а – нов-ый .

8) Простая основа слова – стол______________

9)Сложная основа слова – пешеход_____

Задание 2 . Сделайте письменный словообразовательный разбор выделенных слов. План разбора см. слайд №8

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.  В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных  своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы словообразования

Автор: Данилова Светлана Алексеевна

Дата: 21.12.2022

Номер свидетельства: 621123

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(246) "Методическая разработка уроков "СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ)" "
    ["seo_title"] => string(139) "mietodichieskaia-razrabotka-urokov-sposoby-slovoobrazovaniia-osnovnyie-sposoby-slovoobrazovaniia-morfologichieskiie-i-niemorfologichieskiie"
    ["file_id"] => string(6) "102107"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402479337"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Презентация "Словообразование. Способы словообразования" "
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-slovoobrazovaniie-sposoby-slovoobrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "102116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402479660"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "План учебного занятия на тему «Модели создания слов. Способы словообразования»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_uchiebnogho_zaniatiia_na_tiemu_modieli_sozdaniia_slov_sposoby_slovoobrazova"
    ["file_id"] => string(6) "362796"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480173548"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Аффиксация   как основной способ словообразования  при подготовке к ЕГЭ по английскому языку "
    ["seo_title"] => string(97) "affiksatsiia-kak-osnovnoi-sposob-slovoobrazovaniia-pri-podghotovkie-k-iege-po-anghliiskomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "213966"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1432190519"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка «Способы словообразования в английском языке»"
    ["seo_title"] => string(75) "mietodichieskaia_razrabotka_sposoby_slovoobrazovaniia_v_anghliiskom_iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "423430"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1498729211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства