Приветствие, проверка готовности к уроку. Целеполагание
2 мин
2
Актуализация знаний
Выступления студентов по заранее подготовленным вопросам.
20 мин
3
Изложения нового материала
Работа с текстом
23 мин
4
Информационный модуль
Выполнения студентами заранее подготовленных заданий
15 мин
5
Закрепление материала
Работа с учебником
15 мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями
3 мин
7
Домашнее задание
Составить словарь ключевых слов, образовать новые слова.
2 мин
Ход урока
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков.
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята, садитесь. На этом уроке мы с вами продолжаем изучение раздела науки о языке «Словообразование».
Целеполагание.
Работать мы будем не в обычных тетрадях, а в рабочей карте урока (Приложение 1). Она перед вами. Всё ли вам понятно в ней?
Как, вы думаете, что означает фигурка в правом верхнем углу страницы?
Как вы должны будете распорядиться с картой после урока?
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» – я это знаю; «-» – я этого не знал; «?» – непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Теоретические положения по теме «Словообразование»
Основные положения
Этапы урока («+», «–», «?»)
первый
заключительный
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
2. Слово, которое образовано ог другого слова, – производное
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам: – морфологические; – неморфологический.
Работа с эпиграфом.
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
II. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
III. Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое "Словообразование"? Что оно изучает?
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему "значимая"? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (, , , ).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
"Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов" (Корень)
"Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов." (Приставка)
"Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении" (Окончание)
"Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов" (Суффикс)
Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:
а) окончания; б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий, сравнительной степени прилагательных и наречий.
На какие 2 части делятся изменяемые слова? (, )
Что такое основа?
Как называются слова с одним и тем же корнем?
Что надо учитывать, когда подбираешь однокоренные слова? (лексическое значение слова)
Корни, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например: носик-носить называются….? (омонимичными)
Чем различаются формы слова и однокоренные слова? (Ответ у доски, у плаката). (Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень. В лексическое значение каждого однокоренного слова входит значение корня, например: проход, проходной, проходить. А при изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым, например: проход, проход, проход).
– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм позволяющий успешно справиться с заданиями
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился(чтение полученного алгоритма)
V. Информационный модуль
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из курса 6-го класса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.
Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.
Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Но отвечая на этот вопрос нам необходимо учитывать мнение лингвистов, составляющих КИМы для экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ, который вам предстоит сдавать в будущем году
– Итак, приступим
Просмотр модуля
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
Ответьте на этот вопрос с помощью кластера и прокомментируйте свой ответ на примерах.
Один ученик, воспользовавшись заранее приготовленными фрагментами, располагает их в нужном порядке на доске и комментирует полученную таблицу.
Весь класс оформляет таблицу в рабочей карте урока и заполняет её примерами
– Как вы думаете, ребята, почему не все части кластера имеют одинаковую цветовую окраску?
– В чём здесь суть?
– На какое общедидактическое умение нацеливает нас этот кластер?
– владеть терминологией здесь просто необходимо. Иначе выполнить задание В1 невозможно. Причём кроме этого мы не можем позволить себе неточное написание способа словообразования при ответе, поэтому запомните их хорошенько
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на доске – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Упражнение 128 на странице 69. Один за другим, по цепочке учащиеся называют слово из упражнения, определяя его способ словообразования.( каждый ученик – два слова)
Буквоед (сложение основ с помощью соединительной гласной), волнорез (сложение основ с помощью соединительной гласной), летописец (суффиксальный способ), литературоведческий(образование слова из сочетания слов), искусствовед(сложение основ с помощью соединительной гласной), законодательство(суффиксальный), законопослушный (сложение основ с помощью соединительной гласной), МХАТ(аббревиация), ТЮЗ(аббревиация), пресс-секретарь(сложение начальной части слова с целым словом),премьер-министр (сложение начальной части слова с целым словом), завмаг(образование слова из сочетания слов), дровосек(сложение основ с помощью соединительной гласной), евразийский (образование слова из сочетания слов), северо-восточный (образование слова из сочетания слов), чугунолитейный(образование слова из сочетания слов), посудохозяйственный (образование слова из сочетания слов), старпом (образование слова из сочетания слов), дензнаки(образование слова из сочетания слов), красноречие (образование слова из сочетания слов), черно-белый (образование слова из сочетания слов), старомосковский (образование слова из сочетания слов), черно-бурая (образование слова из сочетания слов), мясомолочный (образование слова из сочетания слов), полстраны (сложение начальной части слова с целым словом), КамАЗ (сложение начальных букв слов), АО (сложение начальных букв слов), АООТ (сложение начальных букв слов).
Параллельно учитель вызывает двух учеников к обычной доске, выдает им карточки с заданиями. С выбором уровня сложности (синий – базовый, зелёный – средний, красный – высокий)
Подведение итогов. Работа с целями урока.
Написание синквейна
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
Словообразование Трудное, но интересное Объясняет, развивает, учит Понятным становится слово Здорово!
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования. Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
Выставление оценок.Спасибо за работу на уроке. До свидания. Урок окончен