Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка уроков "СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ)" »
ТЕМА: СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ.ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ). Слайд 1.
Тип урока: 1 урок (1ч.) - урок ознакомления с новым материалом; 2 урок (1ч.) – урок применения знаний и умений
Вид урока: комбинированный (1ч. – урок-лекция с элементами презентации; 1ч. – урок-практикум).
Слайд 2.
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
решать задания в тестовой форме;
учить правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова.
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания русского языка и культуры речи
Задачи:
выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
обобщить сведения о морфемах;
повторить способы образования слова;
развивать и обогащать речь студентов.
Технология: проблемное обучение, ИКТ.
Материально-техническое обеспечение урока: доска, мультимедиа- проектор, презентация, рабочая карта урока, учебник, карточки для домашнего задания.
Методы обучения: информационный, практический, контрольный, наглядный.
Литература:
Учебник: Е.Д. Ващенко. Русский язык и культура речи. – М.,2009.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. Р89 В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
Русский язык и культура речи. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Слайд 3.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом, со взглядом в завтра…» В. Песков
Ход урока
I. Организационный момент.
На этом уроке мы с вами продолжим изучение раздела науки о языке «Словообразование», на первом курсе вы уже отчасти познакомились с данной темой.
Запись темы урока. Постановка целей и задач.
Проверка домашнего задания (домашняя практическая работа №3). Опрос студентов.
II. Целеполагание.
Сегодня на уроке нам предстоит:
Вспомнить всё, что вы изучали на первом курсе по теме «Словообразование. Состав слова»;
Разработать алгоритм действий при подготовке к выполнению практических и контрольных заданий;
Отработать навыки выполнения заданий разного уровня сложности в рамках подготовки к практикуму по данной теме.
Перед вами лист целеполагания, где расшифрованы основные теоретические положения темы. Внимательно прочтите их, уточните, что вы помните, что не знаете, используя знаки:
«+» – я это знаю; «-» – я этого не знал; «?» – непонятная или недостаточная информация.
Поставьте знак в первую графу таблицы. В последующей работе обратите внимание на положения, отмеченные знаками «-» и «?».
Теоретические положения по теме «Словообразование»
Основные положения
Этапы урока («+», «–», «?»)
первый
заключительный
1. Непроизводное слово – это слово, которое не образовано от других слов
2. Слово, которое образовано от другого слова, – производное
3. Слово, от которого образовано другое слово, называется производящим
4. Суффикс одновременно является и словообразовательной и словоизменительной морфемой
5. Производящее слово может быть производным и непроизводным
6. Омонимичные корни – это корни, имеющие разное лексическое значение, как в словах носить и носик
7. При изменении слова (по падежам или лицам) образуются формы этого же слова, изменяется только грамматическое значение, а лексическое остается тем же самым
8. Группа однокоренных слов образует самостоятельные слова, имеющие один и тот же корень.
9. Способы образования слов можно рассмотреть по группам: – морфологические; – неморфологические.
Работа с эпиграфом.
– Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.
Какой же смысл вкладывает в него автор этих строк?
III. Актуализация знаний.
На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, повторим все ключевые понятия этого раздела. Этот материал поможет вам при подготовке к практической работе.
Вам предстоит серьёзная исследовательская работа, в результате которой вы выявите и подтвердите или опровергните важные лингвистические закономерности. Прежде чем сделать шаг к практическому освоению словообразовательных умений, начнем с теории.
IV. Фронтальный опрос.
– Итак, что же такое «Словообразование»? Что оно изучает? (Словообразование – раздел языкознания, изучающий структуру слов и законы их образования. В русском языке процесс словообразования происходит путём соединения друг с другом корня и других морфем (приставки, суффикса, одновременно приставки и суффикса, бессуффиксальным способом, сложением корней, переходом из одной части речи в другую)
– Что такое морфема? (Значимая часть слова). Почему «значимая»? (т. к. несет информацию о слове).
– На какие виды делятся морфемы? (, , , ).
А теперь я предлагаю вспомнить все определения морфем, разгадав кроссворд, который находится в вашей рабочей карте урока. Итак, приступим
Слайд 4.
«Это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов» (Корень)
«Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов» (Приставка)
«Это изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении» (Окончание)
«Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов» (Суффикс)
- Какие определения морфем почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (определение приставки и суффикса, различаются местоположением по отношению к корню).
Запись в тетрадях учащихся:
– заключено лексическое значение
– образуют новые слова
– образует формы слов
– А теперь я предлагаю на основе следующих заданий попытаться сформулировать своего рода алгоритм, позволяющий успешно справиться с заданиями напрактической работе.
Слайд 5 (на 12 щелчок ответы).
1. Буквенный диктант.
Слайд 6.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
– Определите, где формы одного и того же слова, а где разные однокоренные слова. Мандарин – мандариновый, охота – охотник, брат – братья, думать – думал, зависть – завистливый, принц – принцесса, решать – решил, степь – степной, ученик – ученики, город – пригород. (Запись в тетрадях учащихся: о, о, ф, ф, о, о, ф, о, ф, о).
1. ВЛАДЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ
Слайд 7.(на 2-ой щелчок ответ)
2. Доказательство. – Я утверждаю, что все слова, записанные на доске, имеют одну приставку. Права ли я? Опровергните это утверждение (Слова на доске: выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел, вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть.)
Слайд 8.
2. ВНИМАТЕЛЬНОЕ И ВДУМЧИВОЕ ПРОЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ.
Слайд 9 (на 2-ой щелчок ответ).
3. Нахождение ошибок в группировках. – Определите на слух, все ли слова являются родственными. Лишнее запишите.
3. РАСШИРЕНИЕ СОБСТВЕННОГО КРУГОЗОРА И УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА.
Упрямство, упрямый, упрямость, упрямиться.
Водяной, водолаз, водить.
Дар, дарить, подарок.
Славный, славить, слава, прославлять.
Переносица, носить, носилки.
Речка, заречье, наречие, междуречье.
Слово, словарь, дословный.
Обсудить, суд, судоходство, присудить.
(Запись в тетрадях: водить, переносица, наречие, судоходство).
– Как называются такие корни? (Омонимичные).
Слайд 10.
Итак, давайте прочитаем, какой алгоритм у нас получился (чтение полученного алгоритма)
V. Информационный модуль
С разделом «Морфемика и словообразование» вы знакомы из 1-ого курса. Есть необходимость напомнить вам теоретическую часть.
Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.
Я предлагаю сейчас познакомиться с информационным модулем, а затем по этим материалам ответить на вопрос:
– Какие способы образования слов существуют в русском языке?
– Итак, приступим
Слайд 11.
Работа с презентацией
Слайд 12.
Теория без практики мертва – переходим к практической части
Работаем с материалом, представленным на слайде 13 – вам необходимо определить способ образования слов и обосновать свой выбор.
Распределите слова в соответствии со способом образования:
Какое слово состоит из пяти морфем?(превзошли) Слайд 21.
Каким способом образованы слова: взлет, покос, сушь?(бессуффиксальный) Слайд 22.
В каком ряду все слова не имеют окончания?(вглубь, встарь, вновь) Слайд 23.
В каком слове нет приставки над - ?(надеяться) Слайд 24.
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?(разговаривать) Слайд 25.
Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?(принесший) Слайд 26.
Укажите лишнее слово среди однокоренных.(вылечить) Слайд 27.
В каком слове есть суффикс -н-? (бессменный) Слайд 28.
В каком слове есть суффикс -ан-?(кожаный) Слайд 29.
Слайд 30-41.
VII. Практический модуль. Тест.
1.В каком ряду все слова однокоренные?
1) Дрожать, продрогнуть, вздрагивать;
2) кусать, закуска, вкусный;
3) воспитать, питание, подписка;
4) утроить, третий, трефовый.
2. В каком ряду во всех словах выделяется окончание?
1) Прямиком, берегом, творогом;
2) одно, полотно, шестеро;
3) издавна, чиста, комната;
4) четыре, поверье, вскоре.
3.В каком ряду все слова не имеют окончание?
1) Крюк, номер, насквозь;
2) мышь, здесь, четверо;
3) издавна, заново, лишь;
4) напрокат, самокат, вдоволь.
4. В каком слове выделяются два окончания?
1) Синеглазый;
2) кто-либо;
3) шестьдесят;
4) кафе-бар.
5.В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными?
1) Наи-меньший, под-бежать, по-больше;
2) собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший;
3) бережн-ее, чита-л-а, издавн-а;
4) пере-пилить, ши-л-и, весел-ей.
6.В каком ряду во всех словах выделенные суффиксы являются словообразовательными?
1) Чита-л-и, жи-л-ой, мерз-л-ый;
2) хитр-и-ть, бег-и, дружеск-и;
3) грузин-к-а, молоч-к-о, плав-к-и;
4) быстр-ей, сильн-ей, грамот-ей.
7. В каком ряду во всех словах выделяется приставка НАД-?
1) Надеть, надежный, надпись;
2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;
3) надежный, надбровье, надкусить;
4) надвинуть, надрезать, надводный.
8.В каком ряду во всех словах выделяется приставка ПОД-?
1) Подворотня, подкрылок, неподражаемый;
2) подреберье, подробный, неподкупный;
3) неподсудный, подлесок, подарок;
4) неподвластный, подследственный, наподдать.
9.В каком ряду во всех словах выделяется окончание -ИТЕ?
1) Тратите, поднесите, толкните;
2) хотите, красите, согните;
3) стоите, караулите, позволите;
4) берегите, подчеркните, соберите.
10. В каком слове есть суффикс –ЧИК?
1) Пончик;
2) зайчик;
3) ключик;
4) грузчик.
Проверка (слайд 42)
VIII. Подведение итогов. Работа с целями урока.
1) Связный ответ студента (На доске план связного изложения повторенного на уроке материала).
Что изучается в разделе «Словообразование»?
Какие способы словообразования существуют?
На какие группы делятся способы словообразования?
2) Слово преподавателя. Мне думается, вы, ребята, сегодня эффективно поработали, и, конечно, подобную работу мы будем продолжать дальше, потому что с малого открытия начинается большое.
Вопросы к группе:
Что нового узнали?
Как реализовались цели?
Объясните, зафиксируйте неполную информацию. Прочтите свой «Лист целеполагания». Все ли удалось сделать?
Подсчитайте количество «плюсов» и на листочке запишите слово или выражение, которое соответствует вашим знаниям. Это ваш самопрогноз!
Что на уроке удалось лучше всего?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?
Слайд 43
Написание синквейна
Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
Напишите, синквейн, используя слова, которые приходят вам на ум после завершения нашего урока.
Слайд 44
Словообразование Трудное, но интересное Объясняет, развивает, учит Понятным становится слово Здорово!
Словообразование Сложное, неоднозначное Привлекает, завораживает, развивает Ясным становится слова суть! А это главное!
Словообразование Сложное, но очень важное Манит, влечёт, зовёт Во всём разобраться хочется Справиться с этим хочу!
Способы словообразования Морфологический, неморфологический Запутывают, волнуют, страшат Очень трудно всё это понять! Но я обязательно справлюсь!
Итак, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?
основные способы словообразования.
морфемный и словообразовательный разбор.
производные и производящие основы
омонимичные корни
словообразовательные и формообразовательные морфемы
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Сегодня мы повторили способы словообразования, отработали типичные задания по теме «Словообразование». Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.
– Завершим работу на веселой, шутливой ноте.
Слайд 45
1. Миниатюра «Родственники»
– Вы кто такие? – Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто? – Я ваша тётя – Гусеница.
(Родня ли Гусеница Гусю?)
2. Какую часть слова можно в земле найти? (корень).
3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово? (-ищ-: ножищи)
Слайд 46
4. Загадка.
Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Всё же – в дневнике или журнале (оценка).
Слайд 47 – СПАСИБО!
IX. Домашнее задание (студентам раздать план выполнения разборов слов). Выполнение словообразовательного и морфемного анализа по плану следующих слов: (много) парикмахерских, жители, рождаются, освежить, (жизнь)… (была) тишайшей.
А) План морфемного разбора
Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).
У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.
Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.
Б) План словообразовательного разбора
Поставить слово в начальную форму.
Указать основу слова и определить, является ли оно производным.
Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).
Указать основу в производящем слове.
Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).
Указать способ образования слова.
Ответы:
(Много) парикмахерских
1) Морфемный разбор:
1. парикмахер-ск-их (имя существительное). 2. Окончание – -их. Оно выражает значения мн.ч., Р.п., ср.: парикмахерск-ая, парикмахерск-ой. 3. Основа формы – парикмахер-ск-. 4. Корень – парикмахер-. Однокоренные слова: парикмахер□, парикмахер-ш-а. 5. -ск- – суффикс. Это суффикс прилагательного, ср.: матрос-ск-ий, жен-ск-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – парикмахерская. 2. Основа слова – парикмахерск-. Основа производная. 3–5. парикмахерск-ая (сущ.) ← парикмахерск-ий (прил.). 6. Слово образовано путём перехода из одной части речи в другую (из прилагательного – в существительное – субстантивация).
Жители
1) Морфемный разбор:
1. жи-тел-и (имя существительное). 2. Окончание – -и. Оно выражает значения мн.ч., И.п., ср.: житель□, жител-я. 3. Основа формы – жи-тел-. 4. Корень -жи-. Однокоренные слова: жи-ть, жи-л-ой. 5. -тель – суффикс. Это суффикс существительного, ср.: пис-а-тель□, вод-и-тель□.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – житель. 2. Основа слова – жи-тель. Основа производная. 3–4. жи-тель□ → жи-ть. 5. -тель – словообразовательный суффикс. 6. Суффиксальный способ.
Рождаются
1) Морфемный разбор:
1. рожд-а-ют-ся (глагол). 2. Окончание – -ют. Оно выражает значения 3-го л. мн.ч., ср.: рожд-а-ет-ся, рожд-а-ем-ся. 3. Основа формы – рожд-а-…-ся. 4. Корень – рожд-. Однокоренные слова: рожд-а-ть, рожд-ённ-ый. 5. -а- – суффикс. Это суффикс глагола, ср.: пис-а-ть, реш-а-ть. -ся – постфикс возвратного глагола, ср.: мы-ть-ся, куп-а-ть-ся.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – рождаться. 2. Основа слова – рожд-а-…-ся. Основа производная. 3–4. рожда-ть-ся ← рожда-ть. 5. -ся – словообразовательный постфикс. 6. Постфиксальный способ.
Освежить
1) Морфемный разбор:
1. о-свеж-и-ть (глагол в неопределённой форме). 2. Окончание – -ть. Оно выражает значение неопределённой формы, ср.: о-свеж-ит, о-свеж-им. 3. Основа формы – о-свеж-и-. 4. Корень – свеж-. Однокоренные слова: свеж-ий, свеж-о. 5. о- – приставка, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть. -и- – суффикс глагола, ср.: о-бел-и-ть, о-светл-и-ть.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма – освежить. 2. Основа слова – о-свеж-и-. Основа производная. 3–4. о-свеж-и-ть ← свеж-ий. 5. о- – словообразовательная приставка; -и – словообразовательный суффикс. 6. Приставочно-суффиксальный способ.
(Жизнь)… (была) тишайшей
1) Морфемный разбор:
1. тиш-айш-ей (имя прилагательное). 2. Окончание – -ей. Оно выражает значение ед.ч., ж.р., Т.п., ср.: тиш-айш-ая, тиш-айш-ую. 3. Основа формы – тиш-айш-. 4. Корень – тиш-. Однокоренные слова: тих-о, тиш-ин-а. 5. -айш- – суффикс формы превосходной степени прилагательного, ср.: велик-ий – велич-айш-ый, свеж-ий – свеж-айш-ий.
2) Словообразовательный разбор:
1. Начальная форма (положительная степень прилагательного) – тихий. 2. Основа слова – тих-. Основа непроизводная (состоит из одного корня).
Приложение №1 (презентация)
Приложение №2 (рабочая карта урока)
Приложение №3 (план морфемного и словообразовательного анализов).