kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Словообразование. Способы словообразования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: 1 урок (1ч.) -  урок ознакомления с новым материалом; 2 урок (1ч.) – урок применения знаний и умений 

Вид урока: комбинированный (1ч. – урок-лекция с элементами презентации; 1ч. – урок-практикум).
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
решать задания в тестовой форме;
учить правильно выполнять морфемный и словообразовательный разборы слова.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка;
развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем и кластеров).
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания русского языка и культуры речи
Задачи:
выявить связь значения корня с лексическим значением слова;
обобщить сведения о морфемах;
повторить способы образования слова;
развивать и обогащать речь студентов.
Технология: проблемное обучение, ИКТ.
Материально-техническое обеспечение урока: доска, мультимедиа- проектор, презентация, рабочая карта урока, учебник, карточки для домашнего задания.
Методы обучения: информационный, практический, контрольный, наглядный.
Литература: 

Учебник: Е.Д. Ващенко. Русский язык и культура речи. – М.,2009.
Русский язык и культура речи: Учебник / Под. ред. проф. Р89 В. И. Максимова. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
Русский язык и культура речи.  Введенская Л.А., Черкасова М.Н. 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Словообразование. Способы словообразования" »

выяснить, что такое словообразование и какова его функция,  какие существуют единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;  решать задания в тестовой форме; учиться правильно выполнять словообразовательный и морфемный разборы слова;  развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
  • выяснить, что такое словообразование и какова его функция, какие существуют единицы словообразования;
  • закрепить знания о способах словообразования;
  • решать задания в тестовой форме;
  • учиться правильно выполнять словообразовательный и морфемный разборы слова;
  • развивать умение излагать материал кратко, обобщённо.
«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со взглядом в завтра…»  В. Песков

«Не можешь оторвать глаз от лесенки слов, на которой покоится жизнь с ее прошлым, с ее нынешним пульсом , со взглядом в завтра…»

В. Песков

по горизонтали : 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. по вертикали
  • по горизонтали : 1. Изменяемая часть слова. 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
  • по вертикали : 2. Часть слова без окончания. 3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. 4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Мандарин – мандариновый, охота – охотник, брат – братья, думать – думал,  зависть – завистливый, принц – принцесса,  решать – решил,   степь – степной, ученик – ученики,  город – пригород . О,О , Ф,Ф , О,О , Ф , О , Ф , О
  • Мандарин – мандариновый,
  • охота – охотник,
  • брат – братья,
  • думать – думал,
  • зависть – завистливый,
  • принц – принцесса,
  • решать – решил, 
  • степь – степной,
  • ученик – ученики, 
  • город – пригород .
  • О,О , Ф,Ф , О,О , Ф , О , Ф , О
Выбриться, выгружать, выпроводить, вымпел,  вылететь, высветить, высокий, выспаться, вылепить, выпрыгнуть. вымпел, высокий,выпроводить.
  • Выбриться, выгружать,
  • выпроводить, вымпел,
  • вылететь, высветить,
  • высокий, выспаться,
  • вылепить, выпрыгнуть.
  • вымпел, высокий,выпроводить.
    1. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться. 2. Водяной, водолаз, водить. 3.Дар, дарить, подарок.  4. Славный, славить, слава, прославлять. 5. Переносица, носить, носилки. 6. Речка, заречье, наречие, междуречье. 7. Слово, словарь, дословный. 8. Обсудить,  суд, судоходство, присудить. Водить, переносица, наречие, судоходство
    • 1. Упрямство, упрямый, упрямость , упрямиться.
    • 2. Водяной, водолаз, водить.
    • 3.Дар, дарить, подарок.
    • 4. Славный, славить, слава, прославлять.
    • 5. Переносица, носить, носилки.
    • 6. Речка, заречье, наречие, междуречье.
    • 7. Слово, словарь, дословный.
    • 8. Обсудить,  суд, судоходство, присудить.
    • Водить, переносица, наречие, судоходство
      Способы образования  слов  Пример Приставочный Бес порядок-порядок Со автор-автор  Суффиксальный Лесничество –лесник Героизм – герой Приставочно-суффиксальный Безветрие- ветер Бескозырка- козырёк Бессуффиксный Говор-говорить Сторож - сторожить Сложение Языкознание Лесопарк Неморфологический Чебуречная Столовая

      Способы образования

      слов

      Пример

      Приставочный

      Бес порядок-порядок

      Со автор-автор

      Суффиксальный

      Лесничество –лесник

      Героизм – герой

      Приставочно-суффиксальный

      Безветрие- ветер

      Бескозырка- козырёк

      Бессуффиксный

      Говор-говорить

      Сторож - сторожить

      Сложение

      Языкознание

      Лесопарк

      Неморфологический

      Чебуречная

      Столовая

      приставочный суффиксальный Приставочно-суффиксальный сложение Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный. Проверь себя

      приставочный

      суффиксальный

      Приставочно-суффиксальный

      сложение

      Подберезовик, законодатель, бумажник, малышка, самокритика, антициклон, негромкий, безуспешный, безрезультатный, прибежать, межконтинентальный, паровозный.

      Проверь себя

      Проверь себя Приставочный Суффиксальный Антициклон Негромкий Безуспешный Межконтинентальный Прибежать  Бумажник Малышка Паровозный   Приставочно-суффиксальный Сложение  Подберезовик  Безрезультатный  Законодатель Самокритика

      Проверь себя

      Приставочный

      Суффиксальный

      Антициклон

      Негромкий

      Безуспешный

      Межконтинентальный

      Прибежать

      Бумажник

      Малышка

      Паровозный

      Приставочно-суффиксальный

      Сложение

      Подберезовик

      Безрезультатный

      Законодатель

      Самокритика

      1) слова с нулевым окончанием; 2) слова, не имеющие окончания.   Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть Проверь себя

      1) слова с нулевым окончанием;

      2) слова, не имеющие окончания.

      Очень, мышь, лишь, пополам, сам, горяч, сторож, невтерпеж, молодежь, вброд, один, десять, чуть

      Проверь себя

      слова с нулевым окончанием слова, не имеющие окончания Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть

      слова с нулевым окончанием

      слова, не имеющие окончания

      Мышь, сам, горяч, сторож, молодежь, один, десять

      Очень, лишь, пополам невтерпеж, вброд, чуть

      1) слова со словоизменительными морфемами; 2) слова со словообразовательными морфемами.   Читай- те , рас -судить, бел- е -ть, величественн- ее , наи -лучший, велич- ав -ый, крепч- е , шуме- л -а, де -маскировать, велич- айш -ий, волч- ий  Проверь себя

      1) слова со словоизменительными морфемами;

      2) слова со словообразовательными морфемами.

      Читай- те , рас -судить, бел- е -ть, величественн- ее , наи -лучший, велич- ав -ый, крепч- е , шуме- л -а, де -маскировать, велич- айш -ий, волч- ий

      Проверь себя

      слова со словоизменительными морфемами слова со словообразовательными морфемами Читай- те , величественн- ее , наи -лучший, крепч- е , шуме- л -а, велич- айш -ий рас -судить, бел- е -ть, велич- ав -ый, де -маскировать, волч- ий

      слова со словоизменительными морфемами

      слова со словообразовательными морфемами

      Читай- те , величественн- ее , наи -лучший, крепч- е , шуме- л -а, велич- айш -ий

      рас -судить, бел- е -ть, велич- ав -ый, де -маскировать, волч- ий

      «Морфемика. Словообразование»

      «Морфемика. Словообразование»

      .  Если Вы выбрали верный ответ, появится забавный человечек с подарком и цветами . Если Вы выбрали неверный ответ, появится  Значит, надо подумать! Переход к следующему заданию осуществляется по щелчку Желаю удачи!         Правила работы с тренажером: 1. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте и постарайте c ь  ответить правильно   ОШИБКА!

      . Если Вы выбрали верный ответ, появится забавный человечек с подарком и цветами

      . Если Вы выбрали неверный ответ, появится

      Значит, надо подумать!

      Переход к следующему заданию осуществляется по щелчку

      Желаю удачи!

      Правила работы с тренажером:

      1. Внимательно прочитайте вопрос, подумайте и постарайте c ь ответить правильно

      ОШИБКА!

      превзошли стремится утомлен  1.Какое слово состоит из пяти морфем?   ПРАВИЛЬНО ! свободный    ОШИБКА!

      превзошли

      стремится

      утомлен

      1.Какое слово состоит из пяти морфем?

      ПРАВИЛЬНО !

      свободный

      ОШИБКА!

      бессуффиксным   2.  Каким способом образованы слова:  взлет , покос , сушь     ПРАВИЛЬНО ! приставочным    ОШИБКА!

      бессуффиксным

      2. Каким способом образованы слова: взлет , покос , сушь

      ПРАВИЛЬНО !

      приставочным

      ОШИБКА!

      олово,заново,одинаково читая,листая,чистая вглубь,встарь,вновь 3.В  каком ряду все слова не имеют окончания?   ПРАВИЛЬНО ! досуха,стряпуха,старуха    ОШИБКА!

      олово,заново,одинаково

      читая,листая,чистая

      вглубь,встарь,вновь

      3.В каком ряду все слова не имеют

      окончания?

      ПРАВИЛЬНО !

      досуха,стряпуха,старуха

      ОШИБКА!

      надеяться надбровье надкусить 4.В каком слове нет приставки над  -  ?   ПРАВИЛЬНО ! надпись    ОШИБКА!

      надеяться

      надбровье

      надкусить

      4.В каком слове нет приставки над - ?

      ПРАВИЛЬНО !

      надпись

      ОШИБКА!

      разговаривать рассмотрение связка 5.Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом ?     ПРАВИЛЬНО ! разглядеть    ОШИБКА!

      разговаривать

      рассмотрение

      связка

      5.Какое слово образовано

      приставочно-суффиксальным способом ?

      ПРАВИЛЬНО !

      разглядеть

      ОШИБКА!

      принесший обещание выпачканный 6.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?   ПРАВИЛЬНО ! переплывая    ОШИБКА!

      принесший

      обещание

      выпачканный

      6. Какое слово состоит из приставки,

      корня, одного суффикса и окончания?

      ПРАВИЛЬНО !

      переплывая

      ОШИБКА!

      вылечить летчик перелетный 7.  Укажите лишнее слово среди однокоренных  прилечу  ПРАВИЛЬНО !    ОШИБКА!

      вылечить

      летчик

      перелетный

      7. Укажите лишнее слово среди

      однокоренных

      прилечу

      ПРАВИЛЬНО !

      ОШИБКА!

      лиственный увеличен львиный 8.В каком слове есть суффикс – н -?   ПРАВИЛЬНО ! бессменный    ОШИБКА!

      лиственный

      увеличен

      львиный

      8.В каком слове есть суффикс – н -?

      ПРАВИЛЬНО !

      бессменный

      ОШИБКА!

      рваный кожаный ванная     9.В  каком слове есть суффикс – ан -?     ПРАВИЛЬНО ! разбросаны    ОШИБКА!

      рваный

      кожаный

      ванная

      9.В каком слове есть суффикс – ан -?

      ПРАВИЛЬНО !

      разбросаны

      ОШИБКА!

      1) Наи -меньший, под -бежать, по -больше; 2) собра- л -а, велич- айш -ий, наи -худший; 3) бережн- ее, чита- л -а, издавн- а; 4) пере -пилить, ши- л -и , весел- ей

      1) Наи -меньший, под -бежать, по -больше;

      2) собра- л -а, велич- айш -ий, наи -худший;

      3) бережн- ее, чита- л -а, издавн- а;

      4) пере -пилить, ши- л, весел- ей

      1) Чита- л -и, жи- л -ой, мерз- л -ый; 2) хитр- и -ть, бег- и, дружеск- и; 3) грузин- к -а, молоч- к -о, плав- к -и; 4) быстр- ей, сильн- ей, грамот- ей

      1) Чита- л -и, жи- л -ой, мерз- л -ый;

      2) хитр- и -ть, бег- и, дружеск- и;

      3) грузин- к -а, молоч- к -о, плав- к -и;

      4) быстр- ей, сильн- ей, грамот- ей

      1) Надеть, надежный, надпись; 2) надкостница, надтреснутый, надднепровский; 3) надежный, надбровье, надкусить; 4) надвинуть, надрезать, надводный

      1) Надеть, надежный, надпись;

      2) надкостница, надтреснутый, надднепровский;

      3) надежный, надбровье, надкусить;

      4) надвинуть, надрезать, надводный

      1. 1 2. 2 3. 3 4. 3 5. 2 6. 3 7. 2 8. 4 9. 3 10. 4

      1.

      1

      2.

      2

      3.

      3

      4.

      3

      5.

      2

      6.

      3

      7.

      2

      8.

      4

      9.

      3

      10.

      4

      1 строка 1 существительное тема 2 строка 2 прилагательных характеризуют тему 3 строка 3 глагола выражают ваше отношение 4 строка Предложение итог 5 строка
      • 1 строка 1 существительное тема
      • 2 строка 2 прилагательных характеризуют тему
      • 3 строка 3 глагола выражают ваше отношение
      • 4 строка Предложение итог
      • 5 строка Слово или словосочетание вывод
      Словообразование Трудное, но интересное  Объясняет, развивает, учит  Понятным становится слово  Здорово! Словообразование  Сложное, неоднозначное  Привлекает, завораживает, развивает  Ясным становится слова суть!  А это главное!
      • Словообразование

      Трудное, но интересное Объясняет, развивает, учит Понятным становится слово Здорово!

      • Словообразование Сложное, неоднозначное Привлекает, завораживает, развивает Ясным становится слова суть! А это главное!
      – Вы кто такие?  – Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто?  – Я ваша тётя – Гусеница. Родня ли Гусеница Гусю?
      • – Вы кто такие? – Я – Гусь, это – Гусыня, это наши дети – Гусята. А ты кто? – Я ваша тётя – Гусеница.
      • Родня ли Гусеница Гусю?

      2. Какую часть слова можно в земле найти?

      3. С помощью какого суффикса «ножи» и «ноги» превращаются в одно слово?

      Корень мой находится в цене,  В очерке найди приставку мне.  Суффикс мой в тетрадке вы встречали,  Всё же – в дневнике или журнале.

      Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Всё же – в дневнике или журнале.


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Русский язык

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: 11 класс

      Скачать
      Презентация "Словообразование. Способы словообразования"

      Автор: Щербакова Лилия Владимировна

      Дата: 11.06.2014

      Номер свидетельства: 102116

      Похожие файлы

      object(ArrayObject)#863 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(116) ""Словообразование. Морфологические способы словоообразования""
          ["seo_title"] => string(60) "slovoobrazovanie_morfologicheskie_sposoby_slovooobrazovaniia"
          ["file_id"] => string(6) "484988"
          ["category_seo"] => string(10) "literatura"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1541950710"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#885 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(145) "Презентация "Способы образования имен прилагательных" (6 класс казахской школы)"
          ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_sposoby_obrazovaniia_imen_prilagatelnykh_6_klass_kazakhskoi_shkoly"
          ["file_id"] => string(6) "601150"
          ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1645699684"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#863 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(65) "Словообразование. Существительные."
          ["seo_title"] => string(34) "slovoobrazovanie_sushchestvitelnye"
          ["file_id"] => string(6) "518671"
          ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
          ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
          ["date"] => string(10) "1567067827"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#885 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(99) "Словообразование. Основные способы образования слов. "
          ["seo_title"] => string(53) "slovoobrazovaniie-osnovnyie-sposoby-obrazovaniia-slov"
          ["file_id"] => string(6) "151643"
          ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1420728552"
        }
      }
      
      object(ArrayObject)#863 (1) {
        ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
          ["title"] => string(246) "Методическая разработка уроков "СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ (МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ)" "
          ["seo_title"] => string(139) "mietodichieskaia-razrabotka-urokov-sposoby-slovoobrazovaniia-osnovnyie-sposoby-slovoobrazovaniia-morfologichieskiie-i-niemorfologichieskiie"
          ["file_id"] => string(6) "102107"
          ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
          ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
          ["date"] => string(10) "1402479337"
        }
      }
      


      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства