kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказка про имя существительное.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен повторению изученного об имени существительном в пятом классе.

В стране МОРФОЛОГИЯ, в городе Предметинск жили-были слова одной части речи, которые сочинили про себя хвастливую песенку: Давно живем мы в мире этом, даем названья всем предметам.

Жили они на огромном древе познания и представляли собой листики с именами. Как только в мире появлялось новое понятие, на древе познания вырастал новый листик с именем. Были жители ПРЕДМЕТИНСКА совсем не любопытные и задавали всего два вопроса КТО? и ЧТО?  Слова-существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные. Почему одушевленные имена существительные отвечают на вопрос КТО? Потому что обозначают живых существ. Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО?, ведь, с точки зрения биологии, это живая природа. Ответ следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки живыми считали только то, что бегает, летает, плавает, а растения стоят на месте. В то время еще не было учения о живой природе, поэтому весь растительный мир с точки зрения грамматики оказался неодушевленным.

Вы знаете, что каждое имя существительное принадлежит к одному из знатных родов. Их всего три, они располагаются на древе познания обособленно: на самом верхнем этаже – дамы, в центре – господа, а внизу – существа. Но зачем имени существительному род? Жили бы все вместе. Вот в английском языке, например, нет никакого деления на роды. И в армянском, и в турецком, и в китайском, и в узбекском, и в татарском, и во многих других. Но в этом одна из особенностей русского языка: мы очеловечиваем многие слова. Недаром писатели и поэты постоянно пишут: Волга-матушка, но Дон-батюшка, Одесса-мама, но Ростов-папа. «С чистой красавицей-Волгой встретился Ганг быстротечный…».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказка про имя существительное. »

СКАЗКА ПРО УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СКАЗКА ПРО УДИВИТЕЛЬНОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

жили-были слова одной части речи, которые сочинили о себе хвастливую песенку:

жили-были слова одной части речи,

которые сочинили о себе

хвастливую песенку:

Анатоль Франс

Анатоль Франс

Добро пожаловать  в морфологическое королевство. Её величество Королева МОРФОЛОГИЯ Его величество Король ЯЗЫК.

Добро пожаловать в морфологическое королевство.

Её величество

Королева МОРФОЛОГИЯ

Его величество

Король ЯЗЫК.

МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ КОРОЛЕВСТВО БЫЛО УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВО. ПОВСЮДУ ЛЕТАЛИ БАБОЧКИ, ЦВЕЛИ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ. И БЫЛА В КОРОЛЕВСТВЕ УЛИЦА ПОД НАЗВАНИЕМ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ»

МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ КОРОЛЕВСТВО БЫЛО УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВО. ПОВСЮДУ ЛЕТАЛИ БАБОЧКИ, ЦВЕЛИ КРАСИВЫЕ ЦВЕТЫ.

И БЫЛА В КОРОЛЕВСТВЕ УЛИЦА

ПОД НАЗВАНИЕМ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ»

Самый интересный житель этой улицы – Имя Существительное.  Имя существительное - это маленькие гномики. Они были очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?».

Самый интересный житель этой улицы – Имя Существительное.

Имя существительное - это маленькие гномики. Они были очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?».

Жители этой улицы играли огромную роль в королевстве. Они обозначали: Предмет Явления природы Процесс действия События Животный и растительный мир. Король и королева их очень уважали и ценили.

Жители этой улицы играли огромную роль в королевстве. Они обозначали:

  • Предмет
  • Явления природы
  • Процесс действия
  • События
  • Животный и растительный мир.

Король и королева их очень уважали и ценили.

Одушевленность или неодушевленность Маленькие гномики имели постоянные признаки: Род Склонение

Одушевленность или

неодушевленность

Маленькие гномики имели постоянные признаки:

Род

Склонение

ОДУШЕВЛЕННЫЕ КТО?

ОДУШЕВЛЕННЫЕ

КТО?

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ ЧТО?

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

ЧТО?

МУЖСКОЙ РОД Король разделил маленьких жителей улицы на три рода: ЖЕНСКИЙ РОД СРЕДНИЙ РОД

МУЖСКОЙ РОД

Король разделил маленьких жителей улицы на три рода:

ЖЕНСКИЙ РОД

СРЕДНИЙ РОД

МУЖСКОЙ РОД  (ОН МОЙ)

МУЖСКОЙ РОД (ОН МОЙ)

ЖЕНСКИЙ РОД  (ОНА МОЯ)

ЖЕНСКИЙ РОД (ОНА МОЯ)

СРЕДНЫЙ РОД  (ОНО МОЁ) (лицо)

СРЕДНЫЙ РОД (ОНО МОЁ)

(лицо)

А королева разделила все имена существительные на три склонения. Склонение – это как знак зодиака: с каким окончанием родился, к такому склонению и относишься.

А королева разделила

все имена существительные

на три склонения.

Склонение – это как знак зодиака:

с каким окончанием родился,

к такому склонению и относишься.

1 склонение  Имена существительные мужского и женского рода с окончаниями - а, - я; мужчин-а, дяд-я планет-а, Земл-я

1 склонение

Имена

существительные

мужского и женского рода

с окончаниями

- а, - я;

мужчин-а,

дяд-я

планет-а,

Земл-я

2 склонение аквариум  □ растени-е Имена существительные мужского рода с - □ окончанием; среднего рода с окончаниями - о, - е  цветок □ отражени - е месяц □  неб - о

2 склонение

аквариум □

растени-е

Имена

существительные

мужского рода

с - окончанием;

среднего рода

с окончаниями

- о, - е

цветок □ отражени - е

месяц □

неб - о

3 склонение  Имена существительные женского рода с ь на конце   мать □  дочь □  ночь □

3 склонение

Имена

существительные

женского рода

с ь на конце

мать □ дочь □

ночь □

Маленькие гномики имели и непостоянные признаки:  ЧИСЛО ПАДЕЖ

Маленькие гномики имели и непостоянные признаки:

ЧИСЛО

ПАДЕЖ

Жили на улице еще маленькие и веселые эльфы – окончания имен существительных единственного и множественного числа.

Жили на улице еще маленькие и веселые эльфы – окончания имен существительных единственного и множественного числа.

ЧИСЛО Единственное девочка  рыба  птица  собака гриб  Множественное  девочки    рыбы  птицы собаки  грибы

ЧИСЛО

Единственное

девочка

рыба

птица

собака

гриб

Множественное

девочки

рыбы

птицы

собаки

грибы

Эльфы прилетали и улетали в зависимости от падежей. Они очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь и видоизменяясь. А все падежи были важные и каждый думал, что он главный.

Эльфы прилетали и улетали в зависимости от падежей. Они очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к кому-нибудь и видоизменяясь.

А все падежи были важные и каждый думал, что он главный.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю С собою рядом не терплю. Мои вопросы Кто? и Что? Ни с чем не спутает, никто.

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд.

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы Кто? и Что?

Ни с чем не спутает, никто.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ А я – падеж Родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? – И вот он я; Предлоги часто мне друзья; И « С », и « До », и « У », и « Из » - « До » неба вверх и « С » неба вниз.

РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

А я – падеж Родительный.

Характер мой – общительный.

Кого? Чего? – И вот он я;

Предлоги часто мне друзья;

И « С », и « До », и « У », и « Из » -

« До » неба вверх и « С » неба вниз.

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Если б я названия падежам давал Себя б дарительным назвал! А еще как размечтаюсь, Дед Морозом наряжаюсь И подарки всем несу: Братику, сестричке, псу. А еще Кому? Чему?

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Если б я названия падежам давал

Себя б дарительным назвал!

А еще как размечтаюсь,

Дед Морозом наряжаюсь

И подарки всем несу:

Братику, сестричке, псу.

А еще Кому? Чему?

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ А я винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников люблю, И им «пятерки» раздаю. Кого позвать, во Что играть, Могу ребятам подсказать.

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

А я винительный падеж,

И я во всем виню невежд.

Зато отличников люблю,

И им «пятерки» раздаю.

Кого позвать, во Что играть,

Могу ребятам подсказать.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ Я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите Чем? , творите Кем? Я подскажу Вам без проблем.

ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Я творительный падеж,

Исполнен всяческих надежд.

Творите Чем? , творите Кем?

Я подскажу Вам без проблем.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ. Со мною случай сложный! Мне без предлогов свет не мил. О КОМ?, О ЧЕМ? Я говорил? Ах да, нужны предлоги, Без них мне нет дороги!

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

А я падеж ПРЕДЛОЖНЫЙ.

Со мною случай сложный!

Мне без предлогов свет не мил.

О КОМ?, О ЧЕМ? Я говорил?

Ах да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги!

Но были в королевстве и такие гномики, которые не склонялись.

Но были в королевстве и такие гномики, которые не склонялись.

А еще имена существительные любили играть в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. шарик собака Шарик

А еще имена существительные любили играть в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена.

шарик

собака Шарик

Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка Исчезнет, боясь Веселой науки И радостных глаз. Учитесь без скуки – Как мы! В добрый час!

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка

Исчезнет, боясь

Веселой науки

И радостных глаз.

Учитесь без скуки –

Как мы!

В добрый час!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказка про имя существительное.

Автор: Морозова Ольга Владимировна

Дата: 28.06.2014

Номер свидетельства: 108975

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Конспект урока русского языка "Имена существительные собственные и нарицательные. Прописная буква в собственных наименованиях." "
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-imiena-sushchiestvitiel-nyie-sobstviennyie-i-naritsatiel-nyie-propisnaia-bukva-v-sobstviennykh-naimienovaniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "148126"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419589983"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока  русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-6-klassie-po-tiemie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-obshchiegho-roda"
    ["file_id"] => string(6) "222115"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435854945"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок-проект по теме "Имя существительное".(повторение и обобщение пройденного)."
    ["seo_title"] => string(93) "urok-proiekt-po-tiemie-imia-sushchiestvitiel-noie-povtorieniie-i-obobshchieniie-proidiennogho"
    ["file_id"] => string(6) "324235"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462380460"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра "Имя существительное""
    ["seo_title"] => string(37) "urok_ighra_imia_sushchiestvitiel_noie"
    ["file_id"] => string(6) "358584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479061731"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Урок русского языка  во 2 классе Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(126) "urok-russkogho-iazyka-vo-2-klassie-tiema-odushievlionnyie-i-nieodushievlionnyie-imiena-sushchiestvitiel-nyie-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "189617"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426967639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства