Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка
Системно – деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на уроках русского языка
В настоящее время главной задачей образовательной политики государства является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия перспективным потребностям личности, общества и государства. Задает ориентиры развития всей системы образования (начальной, основной, средней школе) Федеральный Государственный образовательный стандарт (стандарт второго поколения).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на усвоение умений, обобщенных способов деятельности в
процессе обучения, которые осуществляются на основе
формирования универсальных учебных действий (УУД),
призванных объединить все учебные предметы в целостную
образовательную систему.
Виды компетенций
Виды компетенций названы в Федеральном
государственном образовательном стандарте РФ и
обозначены в образовательном минимуме как основные
составляющие содержания обучения русскому языку.
Исходя из этого у школьников формируются следующие
основные компетенции: языковая, лингвистическая
(языковедческая), коммуникативная и культуроведческая,
что в конечном счете обеспечивает единство языкового
речемыслительного, интеллектуального,
духовно-нравственного, эстетического
развития школьников .
Языковая и лингвистическая компетенция
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенция
включает в себя знания об основах науки о русском языке, о
русском языке как знаковой системе и общественном
явлении, элементы истории языка, а также сведения о
выдающихся лингвистах. Кроме того, она предполагает
усвоение знаний о единицах языка (с точки зрения
структуры и семантики) и правил их соединения
(с точки зрения функционирования в речи). Изучение
языка как системы рассматривается в рамках системно-
функционального подхода. В основу такого рассмотрения
положен анализ языковых явлений в триединстве (значение,
форма, функция), в плане их взаимной связи,
Контекстуальной обусловленности и текстообразующей
специфики .
Языковая компетенция
Языковая компетенция – способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка. Эти задачитрадиционнорешаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.
Лингвистическая компетенция
Иногда этот термин употребляется как синоним языковой компетенции, однако это понятие шире. Оно предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры.
Лингвистическая компетенция обеспечивает познавательную культуру личности школьника, развитие логического мышления, памяти, воображения учащихся, овладение навыками самоанализа , самооценки.
Коммуникативная компетентность
Коммуникативная компетентность предполагает способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности.Онавключает в себя знание основных понятий лингвистики речи – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте и т. д., умения и навыки анализа текста.
Иначе говоря, для владения языком важны умения и навыки употребления тех или иных слов, грамматических конструкций в конкретных условиях общения, или коммуникации.
Языковые нормы
Регулирует использование языковых единиц в
определенной речевой ситуацииязыковая норма, которая
рассматривается как результат речевой деятельности.
Нормативность языковых средств обеспечивает
функционально-стилистическую дифференциацию языка.
Основой литературных норм являются стилистически
нейтральные явления разных языковых уровней:
фонетического, лексического, грамматического.
Целесообразность употребления языковых единиц в той
или иной речевой ситуации регулирует стилистическая
норма.
Коммуникативная компетенция
Коммуникативный подходк обучению родному языку
реализуется в процессе формирования и
совершенствования коммуникативной компетенции и
связан с обучением школьников правильному
использованию языковых средств в соответствии с
нормами литературного языка во всех видах речевой
деятельности: рецептивной(слушание-чтение),
продуктивной(говорение-письмо);формах(устная –
письменная речь)в ходе создания собственного
высказывания. Сформированность коммуникативной
компетенции зависит от способности учащихся
воспринимать чужую речь и создавать собственное
высказывание.
Основа обучения русскому языку
Основой обучения русскому языку на современном этапе
являетсятекстоцентрическийпринцип,который
предполагает, что основной единицей обучения становится
тексткак результат речевой деятельности, средство
обучения, формирования всех видов компетенций.
Введение в школьную программу понятиятекст
обусловило изменение акцентов в обучении родному языку
и перенесение их с языкового образования на
р е ч е в о е р а з в и т и е– важнейшую составную часть
реализации личностно ориентированного обучения и
неотъемлемую часть гуманитарного образования.
Роль текста
Текст является основой создания развивающейречевой
среды с высоким потенциалом. В тексте выявляются и
исследуются закономерности русского языка, реализуется
один из основных принципов усвоения родной речи –
принцип оценки выразительности речи, который, по
словам известного ученого ХХ века, профессора
Л.П. Федоренко, обеспечивает усвоение не только
смыслового содержания языковых единиц, но и понимание
их выразительной (стилистической) функции. В процессе
восприятия текста развивается эмоциональная сфера
мозга ученика, формируется умение чувствовать,
переживать соответствующие эмоции, воспринимать
эмоциональные коннотации.
Анализ текста
Анализ текста является основной базой для
формирования умений школьников создавать собственное
высказывание в устной или письменной форме, а также
для тренировки умения осуществлять все виды речевой
деятельности.
Таким образом, текст является не только дидактической
единицей, средством обучения, но и ориентировочной
основой для любого вида речевой деятельности:
аудирования, чтения, говорения, письма.
Текстоориентированное обучение – это путь от речевой
деятельности к осмыслению и анализу языковых единиц в
единстве их значения, формы, функции .
Национально-культурный компонент
В настоящее время, когда одной из актуальных проблем общества является возрождение духовности, «национально-культурный компонент в преподавании русского языка становится одним из важных средств развития духовно-нравственного мира школьника, его ценностно-ориентационной культуры …». Важной посылкой такого подхода является то, что язык как национальный феномен является составной частью культуры, формирующей национальное самосознание, которое реализуется в слове.
Язык
Язык рассматривается как результат, продукт культурного развития человека.Культуроведческийподходв обучении предполагает приобщение к культуре в широком смысле этого слова. Язык и культура определяются как важнейшие социальные явления, имеющие деятельностный характер, поскольку существуют только в сфере человеческой деятельности. Язык, не являясь формой культуры, служит основным средством ее выражения, материальной базой создания любых культурных ценностей, орудием накопления, хранения и передачи информации.
Культуроведческая компетенция
Изучение русского языка в культуроведческом аспекте, использование текстов культуроведческой направленности дает возможность углубить знания учащихся о связи языка и культуры как фактора национального менталитета и формирования национального самосознания подрастающего поколения, способствует формированиюкультуроведческой компетенциишкольников.
Применение компетенций
Именно применение языковой, лингвистической, коммуникативной компетенций на уроках русского языка и литературы создаёт условия для развития интеллектуальной, творчески одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом культурном пространстве. Без развития данных компетенций не может быть конкурентоспособной, толерантной личности, потому что, начиная со среднего звена, с простого (языковой анализ текста) и заканчивая в старших классах лингвистическим анализом или интерпретацией текста, анализом сюжета, у учащихся формируются практические навыки.
Таким образом, компетентностный подход предполагает четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения обучающимися своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности, в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.
Компетентностный подход
Понятие «компетентностный подход» стало для нас за несколько лет более привычным, но от этого не стало более понятным. Попробуем ещё раз вместе разобраться, в чём его преимущество перед традиционным подходом, какими приёмами учитель может формировать компетенции у обучающихся.
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника как
инициативность,
инновационность,
мобильность,
гибкость,
динамизм и
конструктивность.
Требования к будущему профессионалу
Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить
Задача школы
Компетентность в деле – это набор всего того, что позволяет человеку успешно справляться с задачами, поставленными самой жизнью. Это, конечно, знания, умения, навыки. Но при этом вне опыта реального дела быть компетентным невозможно. Например, компетентность в вождении автомобиля включает в себя и знания, и умения, и навыки, но обретенные в опыте собственной деятельности, а не извлеченные из какого-то учебника.Задача школы не в том, чтобы нашпиговать ребенка теми или иными учебными знаниями, а в том, чтобы сделать его деятельно успешным, научить его обретать индивидуальную опытную компетентность в любом деле, за которое он принимается.
Ключевые компетенции
В процессе обучения в школе у ребёнка должны быть сформированы ключевые компетенции. Если они сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетентности в любом виде деятельности.Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
информационная– готовность к работе с информацией;
коммуникативная– готовность к общению с другими людьми;
кооперативная– готовность к сотрудничеству с другими людьми;
проблемная– готовность к решению проблем.
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка
Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.
Основные идеи ФГОС в предмете «русский язык»
Достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
Реализация системно-деятельностного и компетентностного подходов в процессе обучения русскому языку.
Актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты
Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объём словарного запаса, усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Коммуникативные универсальные учебные действия как метапредметные результаты
Строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
Владеть всеми видами речевой деятельности;
Адекватно воспринимать устную и письменную речь; владение разными видами чтения;
Точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
Соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.
Познавательные универсальные учебные действия как метапредметные результаты
Формулировать проблему;
Выдвигать аргументы;
Строить логическую цепь рассуждения;
Находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;
Осуществлять библиографический поиск;
Извлекать необходимую информацию из различных источников;
Определять основную и второстепенную информацию и т.д.
Регулятивные универсальные учебные действия как метапредметные результаты
Ставить и адекватно формулировать цель деятельности;
Планировать последовательность действий и при необходимости изменять её;
Осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Предметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку
представление об основных функциях языка;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, стили речи, язык художественной литературы, жанры речи, типы речи; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка(орфоэпическим, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
понимание коммуникативно – эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетических функций родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Результаты,не подлежащие формализованному итоговому контролю и аттестации
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.);- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);- индивидуальные психологические характеристики личности
Результаты, которыеподлежат проверке и аттестации
научные знания и представления о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
умения учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
коммуникативные и информационные умения;
умение оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций;
способность к контролю и самоконтролю;
способность к творческому решению учебных и практических задач.
Преподавание русского языка на уровне современных требований – это реализация когнитивно-коммуникативного аспекта – выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку, в связи с чем:
целесообразно шире использовать работу с текстом;
отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;
обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;
учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;
регулярно проводить многоаспектный анализ текста.
Уроки литературы
Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературы сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо учить поиску информации, её использованию.Задача учителя– развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
На формирование читательской грамотности, влияет выразительное чтение вслух текстов разных типов, стилей и жанров и использование разных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, углубленного).
Уроки литературы являются простором для творческой деятельности учащихся. При изучении текста «Поучения Владимира Мономаха» (7 «А» класс) ученики составляли свои поучения: это были поучения сестре, брату, одноклассникам и даже самому себе. При изучении былин дети готовили мини – проекты «О русских богатырях». По басням И.А.Крылова готовили инсценирование басен
(5 «А» класс).
5 «А» класс Урок литературыБасни И.А.Крыловаучитель – Антипина Марина Фёдоровна
7 «А» классУрок-игра по русскому языку «Умники и умницы»учитель – Антипина Марина Фёдоровна
11 класс Урок русского языка «Лексика». Официально-деловой стиль.учитель – Антипина Марина Фёдоровна
Урок русского языка 8 «Б» класс учитель Потапова Елена Михайловна
Урок русского языка 8 «А» класс учитель Потапова Елена Михайловна
Урок русского языка9 «А» классучитель Потапова Елена Михайловна
Современный урок - это
Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, надо решать следующие задачи:
- эффективное накопление каждым учеником собственного личного опыта;
- развитие творческих способностей;
- дифференцированные учебные задания и формы работы, поощрение к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- помочь ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждать детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Роль учителя на современном уроке
- Изменение роли учителя- Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов.- Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности.- Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения.- Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск.- Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.
object(ArrayObject)#853 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "Системно-деятельностный подход в обучении школьников основной школы по ФГОС второго поколения на уроках русского языка и литературы"
["seo_title"] => string(147) "sistiemno-dieiatiel-nostnyi-podkhod-v-obuchienii-shkol-nikov-osnovnoi-shkoly-po-fgos-vtorogho-pokolieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
["file_id"] => string(6) "248973"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1446809724"
}
}