kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Учителям сегодня волнуют вопросы: - Как организовать современный урок с точки зрения системно -деятельностного подхода? - Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования? - Какой учебный материал отобрать и как его структурировать? - Какие методы и средства обучения выбрать? - Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др. Эти все вопросы являются актуальными в обучении. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи обучения выделяется формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации. Как известно, современные стандарты образования предъявляют высокие требования к уровню знаний и результатам обучения: - личностным (сформированная способность обучающихся к саморазвитию и сформированность мотивации); - метапредметным (формирование универсальных учебных действий, а именно: личностных как ценностно-смысловая, нравственная, социальная ориентация, регулятивных как способность организации учебной деятельности, способность контроля и самоконтроля, коммуникативных как способность к произвольному высказыванию на иностранном языке, познавательных как способность работать с информацией; - предметным (овладение устной речью в необходимом объеме, повышение грамотности устной и письменной речи, смысловое чтение). Достичь требуемых результатов можно лишь используя новые технологии, формы и методы, а также новые подходы к организации процесса обучения. На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Формирование УУД на уроках иностранного языка включает в себя несколько видов действий: Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнения и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка формируются, таким образом, речевые умения. Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Например, учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок. Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества) Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели, - решать задачи, - отвечать за результаты. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов. Что значит «деятельность»? Сказать «деятельность» — это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат. Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке. При введении и закреплении лексики на уроках я часто применяю следующие игры: Snawball (Снежный ком), Guess (Угадай-ка), Lotto ( Тематическое Лото, Найди начало и конец слова, «Кто есть кто» и др. Одним из эффективных методов, применяемых в моей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. По УМК Кузовлева В. П после каждого раздела есть темы проектов. Ученики выбирают темы и формы проекта. (коллаж, сочинение стиха, книжка-малышка и др.) Они могут работать в группах, в парах или индивидуально. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: • игровая деятельность; • создание положительных эмоциональных ситуаций; • работа в парах; Другой метод, который я использую на своих уроках метод» Волшебные варежки» Метод «Волшебные варежки». Этот метод дает возможность учителю: - создать игровую ситуацию на уроке английского языка; - развивать слуховую память; -закрепить грамматический и лексический материал; - организовать ролевую игру на разные темы; - развивать моторику у школьников начальной школы; - помогают снять скованность учеников; - повышать мотивацию в обучении английскому языку. Также метод «Волшебные варежки» можно применить на разных этапах урока. Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. В своей практике я применяю метод «Мини-театр». Это инсценировка народных русских сказок на английском языке с помощью бумажных кукол. Также можно применить метод «Волшебная варежка». У учеников есть возможность выбрать себе роли. В ходе этого метода: - у учеников повышается мотивация к обучению английского языка; -закрепляют грамматический и лексический материал; -входят в роль выбранных героев; - создать игровую ситуацию на уроке английского языка; - развивать слуховую память. Игровые карточки помогают развивать коммуникативные навыки на уроках английского языка. Также помогают создать неформальную ситуацию на уроке. С помощью игровых карточек легко работать над тексом. Первый вариант. (работа в группах) Каждой группе даются разные сказки. Ученики читают свою сказку в группах. Затем с помощью карточек каждая группа пересказывает свою сказку друг другу. Положительный момент этой работы в том, что каждый ученик работает. Второй вариант.(индивидуальная работа или работа в группах) После чтения текста, ученики складывают карточки последовательно по тексту. Таким образом, они восстанавливают текст, проговаривая предложения из текста или же само составляют предложения. В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода; -принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний); -принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно; Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения; -принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов; -принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Таким образом, современные методы преподавания иностранного языка основываются на творчестве, самостоятельности учащихся, на взаимодействии учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется, вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом. Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке. Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад для педчтения по теме "Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку"»

МБОУ Кизнерская сельская общеобразовательная школа









Доклад для педагогического чтения по теме:





«Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку»





















Выполнила: Коброва Ольга Ивановна

Учитель английского языка





2015

Особенностью стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС.

Учителям сегодня волнуют вопросы:

- Как организовать современный урок с точки зрения системно -деятельностного подхода?

- Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

- Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

- Какие методы и средства обучения выбрать?

- Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др. Эти все вопросы являются актуальными в обучении.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, на сегодняшний день в качестве важнейшей задачи обучения выделяется формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над изучаемым языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию на основе рефлексивной самоорганизации .

Как известно, современные стандарты образования предъявляют высокие требования к уровню знаний и результатам обучения:

- личностным (сформированная способность обучающихся к саморазвитию и сформированность мотивации);

- метапредметным (формирование универсальных учебных действий, а именно: личностных как ценностно-смысловая, нравственная, социальная ориентация, регулятивных как способность организации учебной деятельности, способность контроля и самоконтроля, коммуникативных как способность к произвольному высказыванию на иностранном языке, познавательных как способность работать с информацией;

- предметным (овладение устной речью в необходимом объеме,  повышение грамотности устной и письменной речи, смысловое чтение). Достичь требуемых результатов можно лишь используя новые технологии, формы и методы, а также новые подходы к организации процесса обучения .

На сегодняшний день именно системно-деятельностный подход наиболее полно описывает структуру учебной деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения. Базовым положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса.

Формирование УУД на уроках иностранного языка включает в себя несколько видов действий:

Формирование познавательных действий, определяющих умение ученика выделять тип задач и способы их решения: ученикам предлагается ряд задач, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомыми, что обеспечивает успешное усвоение общего способа решения задач. В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, сравнения и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания).

Коммуникативные действия, обеспечивающие возможность сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). В процессе изучения иностранного языка формируются, таким образом, речевые умения.

Формирование регулятивных действий – действий контроля: приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. Например, учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок.

Личностные действия: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества)

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности является значительным достижением психологии. Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Л.Н. Толстой

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Уже тогда учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.

Что значит «деятельность»? Сказать «деятельность» — это указать на следующие моменты. Деятельность это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.

Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход – это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения.

Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке. При введении и закреплении лексики на уроках я часто применяю следующие игры:

Snawball (Снежный ком), Guess (Угадай-ка), Lotto ( Тематическое Лото, Найди начало и конец слова, «Кто есть кто» и др.

Одним из эффективных методов, применяемых в моей практике и реализующих системно-деятельностный подход в обучении английскому языку, является метод проектов. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая учащимися работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности. Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа. Необходимо четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности. Это достигается при помощи переноса центра обучения с преподавателя на учащегося, создания условий для сотрудничества и взаимодействия между учащимися, что является мотивирующим фактором, а позитивная мотивация – это ключ к успешному изучению иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к этому предмету. По УМК Кузовлева В. П после каждого раздела есть темы проектов. Ученики выбирают темы и формы проекта. (коллаж, сочинение стиха, книжка-малышка и др.) Они могут работать в группах, в парах или индивидуально.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

         игровая деятельность;

         создание положительных эмоциональных ситуаций;

         работа в парах;

Другой метод, который я использую на своих уроках метод» Волшебные варежки»

Метод «Волшебные варежки».

Этот метод дает возможность учителю:

- создать игровую ситуацию на уроке английского языка;

- развивать слуховую память;

-закрепить грамматический и лексический материал;

- организовать ролевую игру на разные темы;

- развивать моторику у школьников начальной школы;

- помогают снять скованность учеников;

- повышать мотивацию в обучении английскому языку.

Также метод «Волшебные варежки» можно применить на разных этапах урока.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. В своей практике я применяю метод «Мини-театр». Это инсценировка народных русских сказок на английском языке с помощью бумажных кукол. Также можно применить метод «Волшебная варежка». У учеников есть возможность выбрать себе роли.

В ходе этого метода:

- у учеников повышается мотивация к обучению английского языка;

-закрепляют грамматический и лексический материал;

-входят в роль выбранных героев;

- создать игровую ситуацию на уроке английского языка;

- развивать слуховую память.

Игровые карточки помогают развивать коммуникативные навыки на уроках английского языка. Также помогают создать неформальную ситуацию на уроке. С помощью игровых карточек легко работать над тексом.

Первый вариант. (работа в группах)

Каждой группе даются разные сказки. Ученики читают свою сказку в группах.

Затем с помощью карточек каждая группа пересказывает свою сказку друг другу. Положительный момент этой работы в том, что каждый ученик работает.

Второй вариант.(индивидуальная работа или работа в группах)

После чтения текста, ученики складывают карточки последовательно по тексту. Таким образом, они восстанавливают текст, проговаривая предложения из текста или же само составляют предложения.

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода;

-принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний);

-принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно;

Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения;

-принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов;

-принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.

Таким образом, современные методы преподавания иностранного языка основываются на творчестве, самостоятельности учащихся, на взаимодействии учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется, вместо контролёра он становится равноправным партнёром и консультантом. Как известно, обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке.

Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы. Именно данный подход дает возможность изучать практику жизни средствами иностранного языка в реальном информационном пространстве.

Список использованных источников


1. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://omczo.org/publ/393-1-0-2468

2. Примерная структура каждого типа урока по ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/primernaya-struktura-kazhdogo-tipa-uroka-po-fgos

3.Каримова Э.Ю. Реализация системно - деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС // Интернет источник: http://festival.1september.ru/articles/595419/

4. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе // Интернет ресурс: http://festival.1september.ru/articles/527236/





























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коброва Ольга Ивановна

Дата: 24.10.2015

Номер свидетельства: 243390


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства