Технологии обучения, позволяющие формировать личностные УУД
Технология проблемного диалога
Технология оценивания учебных успехов
Информационно-коммуникационная технология
Ещё К.Д.Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.
Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)
2.Короткие стишки , дающие положительный настрой на урок.
3.Учащимся начальных классов очень нравятся соревнования , поэтому можно договориться о том, что за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак.
Грамматические сказки
«Заморочкииз бочки»
Задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)
1.Кто любит трудит..ся, тому без дела (не) сидится.
2. (Не)годится худым хвалит..ся .
3. Не ошибается тот, кто ничего (не)делает.
4. Невежду никакими л..карствами (не) вылечиш..
Ответить на вопросы:
1.О каких моральных качествах человека идёт речь в пословицах?
2. Почему эти качества ценятся народом?
3. Какая из пословиц вам больше нравится и почему?
Нравственно-этическое оценивание
Для формирования действия нравственно-этического оценивания, конечно же, в первую очередь играют роль тексты учебника, изложений, карточек. Где дети оценивают поступки, высказывают своё отношение к ним.
Работа над сочинением по картине «Опять двойка»
Вопросы:
Как бы ты поступил на месте мальчика? Приходилось ли тебе быть в подобной ситуации? Какие чувства ты испытывал?
Познавательные
универсальные учебные действиявключают:
1.общеучебные действия;
2. действия постановки и
решения проблем;
3. логические действия.
С первых дней обучения грамоте дети учатся:
- пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание, учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе;
использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
- преобразование модели с целью
выявления общих законов,
определяющих данную предметную
область.
Упражнения, предусматривающие работу с символами
На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы
используем на протяжении всего курса
русского языка при изучении темы
«Орфография».
Упражнения, предусматривающие работу с символами
Два слова зашифрованы с помощью чисел.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 А г к о р у ф ь л е п с т
Среди мыслительных умений (многие ученые называют их логическими умениями) чаще всего мы используем умения:
- анализировать, выделяя главное,-логически мыслить,-сопоставлять и сравнивать,-обобщать и устанавливать аналогии,-классифицировать и систематизировать учебнуюинформацию.
Сравнение и сопоставление .
Сопоставление – простой навык, он требует выполнения практически одного действия: измерения одной данноймерой двух или нескольких объектов, процессов и т.д.
Задания на сравнение требуют несколькихпоследовательных действий, именно из-за
того, что взадании не упоминается мера ,
по которой надо сопоставить исследуемые
объекты.
Какое действие потребуется для выполнения задания?
Вставьте слова «сравните» или «сопоставьте»:__________ два яблока.__________ два автомобиля по их скорости.__________ два задания по степени сложности.__________ пару близнецов по особенностям поведения.________ пару близнецов по росту.
Найди лишнее
Фиалка, интересный, ложка, книга.
Петь, шкаф, читать, писать.
Широкий, ручей, узкий, весёлый.
Петух, гора, молоко, дуб.
Указка, пятёрка, книжка, хлеб .
По определению назови слово :
- хрустящий, зелёный, пупырчатый;
- маленькая, пугливая, компьютерная;
- интересная, толстая, библиотечная .
Подбери к существительному3-4 прилагательных
Например: туча - огромная, свинцовая, страшная.
Звук -
Речь -
Предложение -
Словарь -
Вставь подходящие по смыслу слова
… полезный, а табак… …широкая, а ручеек…
… квадратный, а кольцо…. …юный, а дедушка...
… хитрая, а осел… …темная, а день…
… большой, а мышка…
Цифровой диктант( на этапе подготовки к проверочной работе или тесту)
Безударным гласным называется звук, на который падает ударение.
Проверяемым называется слово, в котором безударный звук слышится неясно.
Для любого слова с безударным гласным можно подобрать проверочное слово.
Чтобы проверить слово с безударным гласным в корне, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы на этот гласный падало ударение.
5) Слова с непроверяемыми гласными можно проверить
ударением.
6) Слово мороз можно проверить словом морозит
7) Для слова писать проверочным будет слово письма.
Ответ: 0, 1, 0, 1, 0, 0, 1.
Упражнения на замену словосочетаний одним словом или словосочетанием близким по смыслу
1. Остаться без еды – Остаться без денег – Остаться с носом – 2. Скажи одним словом: развесить уши - … прикусить язык - … бить баклуши - …
Задания на установлениепричинно-следственных связей: 1. Буква — слог — слово — ...
Задания на установлениепричинно-следственных связей:
1. Перед едой енот моет добычу. Енота прозвали полоскуном. 2. Из крапивы получают краску, производят ткани, тесьму, веревки, нитки. Крапива - полезное для человека растение.
Прочитайте первые и последние предложения логических цепочек; составьте для них два недостающих промежуточных звена, отражающих последовательность событий
1 . Первая строка содержит одно слово из любого количестваслогов - термин, фамилия, понятие.2. Вторая строка содержит два слова – определения предмета.3. Третья строка содержит три глагола, определяющегодеятельность, функции «героя» синквейна.4. Четвертая строфа содержит предложение из 4-х слов,раскрывающее смысл главного слова синквейна.5. Последняя строка – одно слово, определяющее эмоциюавтора по отношению к главному слову синквейна.
Мыслительнаядеятельностьпо преобразованию информации
Преобразование информации
Птица - кашевар
Хитрый гриб
Морской студень
Нежный хищник
Упражнение«перевод с русского на русский»(на слух, письменно).
Заблудился в трёх соснах.
Цветок стоит на подоконнике.
Сердцу не прикажешь .
Ребусы
7я
20а + 20а =
Тон + тон + тон =
Развивающий канон
Хитрая Л
Земля ?
Злой В
Стол М
Косой ?
Окно С
Мама СРодная ПЛюблю ?
Зима ДВесна МОсень ?
Смысловое чтение
Две главные характеристики сформированностинавыка смыслового чтения:
1. объем набора лексических единиц = словарныйзапас (обеспечивает понимание каждого словатекста);2. умение их расставить, осознать взависимости от контекста (обеспечиваетпонимание смысла прочитанного, иногда –угадывание значения незнакомого слова).
Задания для развития навыка смыслового чтения
Выдели главную мысль;
Вставь слова;
Найди в тексте подтверждение (опровержение);
Поставь вопрос к тексту;
Составь план;
Назови часть текста;
Замени выделенные слова на
другие, но не меняющие смысл
текста и т.д.
Лексический запас/ слова и выражения
Слово, противоположное по значению индивидуальный
1) личный
2) коллективный
3) умелый
4) душевный
Слово, близкое по значению кичиться
1) привередничать
2) важничать
3) прикасаться
Что означает выражение?
Ушел несолоно хлебавши означает : 1. ушел обиженным 2. ушел голодным 3. ушел, ничего не добившись 4. ушел не по своей воле
К каждой группе существительных подбериодно прилагательное
Площадь Взгляд Человек
Море Куст Деревня
Помидор Ёжик Звук
«Слепой текст»
Когда папа _____ маленьким, _____ быстро научился читать. Ему только говорили: вот это «а», вот_______ «б», и он выучил все __________ . Ему это было очень интересно. Он _________читать книжки, смотреть картинки. Но он совсем не хотел
рисовать палочки. Маленький ________ не хотел держать ручку
с пером правильно. Неправильно он тоже не не ___________ её _________.
Он вообще хотел читать, а не ____________ . Читать было интересно, а _________- скучно. Прошло много _________ . Маленький _________ _______ взрослым. Почерк у него такой плохой и некрасивый, что многие считают, что он просто шутит.
И ______ бывает стыдно и неловко. Недавно папу ___________ на почте: -Вы что, малограмотный? _____________обиделся. - Нет, почему же, я ______________ !- сказал
он.
-А это у вас какая _______________ ?-
спросили его.
- Это _______ «ю»,- тихо сказал папа. - «Ю»? Кто же так ________ «ю»? - …- тихо сказал папа. И все засмеялись. Ах, как ____________теперь папе писать красиво, чисто, хорошим ___________ , без клякс! Как хочется ему правильно ___________ ручку с пером! Как жалеет он,
что плохо __________ палочки! Но
теперь уже _______ не поделаешь.
Сам __________!
Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования основных компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса.
Спасибоза внимание
Используемые источники информации
Используемая литература 1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка – М. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 2. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа №1. 2003 г. С 32. 3. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа №4. 2006 г. С 63. 4. Волина В.В. Учимся играя - М. «Новая школа» 1994 г. 5. Жукова З. П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа № 5. 2006 г. С 30 6. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1999 г. 7. Обухова Е.А. Словесно-логические упражнения на уроках русского языка // Начальная школа № 4. 2006 г. С 32. 8. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1998 г. 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Росто-на-Дону, 1999г. 10. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников. – Ярославль, 2002 г. 11. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. – Ярославль, 1998 г. 12. Тепляков С.О. Интеллектуальное развитие // Начальная школа № 4. 2006 г. С 36.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Доклад на тему «Оценивание на уроках русского языка в условиях введения требований Федерального государственного образовательного стандарта» "
["seo_title"] => string(159) "doklad-na-tiemu-otsienivaniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-vviedieniia-triebovanii-fiedieral-nogho-ghosudarstviennogho-obrazovatiel-nogho-standarta"
["file_id"] => string(6) "239185"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1444737470"
}
}