kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Синтаксические нормы русского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет в подготовке к ЕГЭ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Синтаксические нормы русского языка.»

Задание 7 Синтаксические нормы

Задание 7

Синтаксические нормы

Данное задание оценивается 5 баллами, то есть за каждый верный ответ можно получить балл. Сколько верных ответов, столько и баллов, поэтому старайтесь угадать всё 6 2 8 3 1

Данное задание оценивается 5 баллами, то есть за каждый верный ответ можно получить балл. Сколько верных ответов, столько и баллов, поэтому старайтесь угадать всё

6 2 8 3 1

Познакомимся с теорией

Познакомимся с теорией

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

  • Прежде всего надо вспомнить, что такое причастный оборот
  • Причастный оборот – это причастие с зависимым словом
  • Причастный оборот может как выделяться запятыми, так и не выделяться
  • Причастный оборот выделяется, если стоит после определяемого слова
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

  • Прежде всего найдите предложение с причастным оборотом
  • Причастие – это слово, отвечающее на вопрос определения (КАКОЙ?), но, в отличие от прилагательного, образованное от глагола
  • Ещё один признак причастия – суффиксы УЩ (ЮЩ), АЩ(ЯЩ), ЕНН, НН, Т, Ш, ВШ
Попробуйте здесь найти предложения с причастными оборотами
  • Попробуйте здесь найти предложения с причастными оборотами

4

Здесь только одно предложение с причастным оборотом, поэтому ошибку легко найти.

В повести «Капитанская дочка» имеется ряд эпизодов, указывающИХ не только на жестокость обеих борющихся сторон, но и на способность к милосердию и великодушию

Попробуйте исправить грамматическую ошибку, прочитайте предложение в исправленном виде

Из данного примера выведем 1 правило

Из данного примера выведем 1 правило

  • Отсутствие согласования определяемого слова с причастным оборотом (причастием)
  • Чтобы верно написать окончание причастия, надо поставить вопрос от определяемого слова к причастию.
  • Какое окончание будет в вопросе, такое окончание будет и у причастия
Найдём здесь предложения с причастным оборотом
  • Найдём здесь предложения с причастным оборотом

2

Опять здесь только одно предложение с причастным оборотом, поэтому правильный ответ найти легко, но ошибка уже заключается в другом. В чём? Исправьте предложение. Прочитайте его в исправленном виде

В натюрморте И. И. Машкова «Снедь московская» изображены возвышающиеся на столе караваи.

Из данного примера выведем 2 правило

Из данного примера выведем 2 правило

  • Нельзя включать определяемое слов в причастный оборот!
  • Определяемое слово должно стоять или до, или после причастного оборота
Прежде всего найдём предложения с однородными членами
  • Прежде всего найдём предложения с однородными членами

ошибка в построении предложения 5 заключается в том, что части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. В этом предложении союз соединяет слова «не столько наши планы»..,«сколько расстроило», а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным.

Приведём верное написание: Это досадное приключение не столько нарушило наши планы, сколько расстроило нас.

8

2

4

5

Ошибки в построении предложений с однородными членами

Из данного примера выведем правило №1

Из данного примера выведем правило №1

  • Двойные союзы КАК, ТАК И…; НЕ СТОЛЬКО СКОЛЬКО; НЕ ТОЛЬКО, НО И… и им подобные должны непосредственно соединять однородные члены
  • Готовясь к экзаменам, я не только делаю практические задания, но и учу теорию.
Предложения с однородными членами. Правило №2

Предложения с однородными членами. Правило №2

  • Во время войны народ надеялся и верил в победу. Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им:
  • Сказуемые надеялся и верил имеют одно зависимое слово в победу, которое стоит в в.п. Но глагол надеялся не может управлять в.п. с предлогом в (надеялся (на кого? на что?…), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант:
  • Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во что?) в неё.
Ошибки в построении сложного предложения

Ошибки в построении сложного предложения

  • Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
  • Неправильный порядок слов: между союзным словом которые и существительным, к которому оно относится, не должно находиться другое существительное в той же числовой форме или иное слово.
  • Правильный вариант:
  • Казачьи лошади, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.
Ошибки в построении сложного предложения Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

Ошибки в построении сложного предложения

Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части

Весной вернулись в село юноши, которыми служили в армии.

  • Нарушено согласование: юноши (какие?) которые…
  • Правильный вариант:
  • Весной вернулись в село юноши, которые служили в армии
Отсутствие согласования между подлежащим и сказуемым

Отсутствие согласования между подлежащим и сказуемым

  • Те, кто бывали в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
  • Союзное слово КТО употребляется с глаголами только в форме ед.ч. При этом также следует обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения:
  • Те, ….., не могли не любоваться…;
  • тот,….не мог не любоваться и т.п.
  • Правильный вариант:
  • Те, кто бывал в Геленджике, не могли не любоваться красотой набережной.
Ошибки в предложениях с косвенной речью

Ошибки в предложениях с косвенной речью

  • Студент грустно сказал, что я ещё пока не готов отвечать.
  • Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи местоимения 1 и 2 лица.
  • Правильный вариант:
  • Студент грустно сказал, что он ещё пока не готов отвечать.
Ошибки в предложениях с предлогами Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки

Ошибки в предложениях с предлогами

Ошибки в употреблении предлогов благодаря, согласно, вопреки

  • Благодаря доктора, больной поправился. Поезд прибыл согласно расписания. Вопреки прогноза погода была прекрасной.
  • Существительные после предлогов благодаря, согласно, вопреки всегда стоят в д.п.
  • Правильный вариант:
  • Благодаря (кому?) докторУ, больной поправился. Поезд прибыл согласно (чему?) расписаниЮ.
  • Вопреки (чему?) прогнозУ погода была прекрасной.
Ошибки в употреблении предлога «по»

Ошибки в употреблении предлога «по»

  • По завершениЮ учебного года мы поедем в Крым.
  • Если предлог «по» имеет значение «после чего-либо», слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п.
  • Правильный вариант: По завершениИ учебного года мы поедем в Крым.
  • Запомните! Предлоги в меру, в течение, в продолжение, в силу, в заключение, в виде, по причине, наподобие, посредством управляют р.п.(кого? чего?), а предлоги подобно, наперекор — д.п. (кому? чему?): Снега не было в продолжение (чего?) месяца. Дом выстроен наподобие (чего?) куба и т.п.
Ошибки в использовании приложения

Ошибки в использовании приложения

  • В кинофильме «ВойнЕ и мирЕ» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • Названия произведений, картин, музыкальных произведений, фильмов, заключенные в кавычки, не изменяются, если возле них стоит нарицательное существительное — жанровое обозначение.
  • Если это нарицательное существительное отсутствует, то изменяется имя собственное.
  • Правильный вариант: В кинофильме «ВойнА и мир» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • В «Войне и мире» С.Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
  • В данном случае в большинстве случаев надо искать предложения, где есть названия, заключённые в кавычки
Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

Ошибки в построении предложений с деепричастными оборотами

  • Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимым словом.
  • Деепричастие отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?
  • Действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи.(Грызла (к а к?) сидя на ветке.) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).
Обратимся к примеру:   1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка. 2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю в квартире. В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой. Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «убираю», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибок

Обратимся к примеру:

1. Готовясь к приёму гостей, производится тщательная уборка.

2. Готовясь к приёму гостей, я всегда тщательно убираю в квартире.

В данном случае в обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее «уборка» не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте: «уборка» не может «принимать гостей». Значит, это предложение с грамматической ошибкой.

Во 2-м предложении подлежащее «я» выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом «убираю», и добавочное, заключенное в деепричастии «готовясь». Следовательно, в этом предложении нет грамматической ошибок

Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм: 1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции. 2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию). 3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Но в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях подлежащего нет, и сказуемое в них может быть выражено глаголом в одной из трех форм:

1. В форме повелительного наклонения: Читая текст, обращайте внимание на способы выражения авторской позиции.

2. В форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения: Читая текст, обращаю внимание на способы выражения авторской позиции. (Подлежащее «я» легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию).

3. В форме инфинитива в значении повелительного наклонения: Читая текст, следует обратить внимание на способы выражения авторской позиции.

Обратите внимание! 1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»). 2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»). 3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен (нельзя сказать: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Обратите внимание!

1. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если действие, выраженное глаголом-сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (нельзя: «Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко»).

2. Деепричастный оборот не может быть употреблен в безличном предложении (нельзя: «Гуляя вечером, мне нездоровилось»).

3. Если предложение выражено конструкцией со страдательным причастием, деепричастный оборот не может быть употреблен (нельзя сказать: «Доставив необходимые медикаменты, самолет МЧС будет осмотрен техниками»).

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.  Слушая любимую музыку,   1 1) каждый раз открываешь в ней что-то новое. 2) время как будто перестаёт существовать. 3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше. 4) она никогда не надоедает.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Слушая любимую музыку,

1

1) каждый раз открываешь в ней что-то новое.

2) время как будто перестаёт существовать.

3) всегда обнаруживается что-то новое, не замеченное раньше.

4) она никогда не надоедает.

выполним задания

выполним задания

Исправьте предложения, запишите их в исправленном виде 9 6 7 3 2

Исправьте предложения, запишите их в исправленном виде

9

6

7

3

2

А Б В Г Д 4 7 8 3 1 Д) ошибка в построении сложного предложения заключается в том, что в СПП произошло смещение конструкций. «Выбросим» придаточное из предложения, останется «Самое важное это беглому, быстрому чтению.» Как видим, здесь между подлежащим и сказуемым связь нарушена. Предложение можно перестроить так: Самое важное, чему меня научили на курсах,—это беглоЕ, быстроЕ чтениЕ.

А

Б

В

Г

Д

4

7

8

3

1

Д) ошибка в построении сложного предложения заключается в том, что в СПП произошло смещение конструкций. «Выбросим» придаточное из предложения, останется «Самое важное это беглому, быстрому чтению.»

Как видим, здесь между подлежащим и сказуемым связь нарушена.

Предложение можно перестроить так: Самое важное, чему меня научили на курсах,—это беглоЕ, быстроЕ чтениЕ.

А Б В Г Д 2 3 5 7 9

А

Б

В

Г

Д

2

3

5

7

9

А Б В Г Д 1 6 3 5 4

А

Б

В

Г

Д

1

6

3

5

4

Квалифицируйте ошибку и исправьте её В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а про­живание в нём — экономичнее. Приложение В сентябрьском номере журнала «Уют» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а про­живание в нём — экономичнее.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

В сентябрьском номере журнала «Уюта» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а про­живание в нём — экономичнее.

Приложение

В сентябрьском номере журнала «Уют» можно прочитать ряд статей о том, как дом сделать теплее, а про­живание в нём — экономичнее.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу. Причастный оборот Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящей русскому сердцу.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящие русскому сердцу.

Причастный оборот

Всё вокруг: лес, поле, журчащий ручей — было красиво необыкновенно трогательной красотой, так много говорящей русскому сердцу.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления. Однородные члены Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, но и события, явления.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, а события и явления.

Однородные члены

Пиктограмма представляет собой рисунок, который непосредственно изображает не только вещи, но и события, явления.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок. Подлежащее и сказуемое Каждый из создателей этого фильма сказал на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Каждый из создателей этого фильма сказали на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Подлежащее и сказуемое

Каждый из создателей этого фильма сказал на его премьере несколько слов о процессе съёмок.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Сразу по приезду в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо. Существительное с предлогом Сразу по приезд е в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Сразу по приезду в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

Существительное с предлогом

Сразу по приезд е в Коломну боярин Всеволожский был схвачен и закован в железо.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку». Косвенная речь Н.М. Карамзин писал: «Да будет честь и слава нашему языку».

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Н.М. Карамзин писал, что «да будет честь и слава нашему языку».

Косвенная речь

Н.М. Карамзин писал: «Да будет честь и слава нашему языку».

Квалифицируйте ошибку и исправьте её В картине «Березовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Приложение В картине «Березов ая рощ а » А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

В картине «Березовой роще» А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

Приложение

В картине «Березов ая рощ а » А.И. Куинджи не использовавшимся ещё в русском пейзаже приёмом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю. Однородные члены Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю.

Однородные члены

Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде. Подлежащее и сказуемое Те , кто изучал математику, конечно, зна ют о Евклиде.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Те, кто изучал математику, конечно, знает о Евклиде.

Подлежащее и сказуемое

Те , кто изучал математику, конечно, зна ют о Евклиде.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов. Существительное с предлогом Благодаря труд у лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.

Квалифицируйте ошибку и исправьте её

Благодаря труда лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.

Существительное с предлогом

Благодаря труд у лингвистов мы узнали имена живших тысячелетия назад реальных людей: художников и скульпторов, императоров и жрецов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Синтаксические нормы русского языка.

Автор: Скоморохова Наталья Андреевна

Дата: 06.06.2021

Номер свидетельства: 582689

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Cтатья "Формирование коммуникативных УУД   на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «Перспектива»" "
    ["seo_title"] => string(122) "ctat-ia-formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-noi-shkolie-na-primierie-umk-pierspiektiva"
    ["file_id"] => string(6) "102953"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402560914"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "урок русского языка по ФГОС Отрицательные местоимения презентация 6 класс "
    ["seo_title"] => string(85) "urok-russkogho-iazyka-po-fgos-otritsatiel-nyie-miestoimieniia-priezientatsiia-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180674"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425225489"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "урок русского языка "Однородные подлежащие" "
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-odnorodnyie-podliezhashchiie"
    ["file_id"] => string(6) "221411"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435255731"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Материалы к элективу "стилистика русского языка 10-11 класс" "
    ["seo_title"] => string(62) "matierialy-k-eliektivu-stilistika-russkogho-iazyka-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144687"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418758534"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "среднесрочное планирование  по русскому языку в 9-ом   классе "
    ["seo_title"] => string(65) "sriedniesrochnoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-v-9-om-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "135754"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416978290"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства