ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Презентацию подготовил:
Исаева Наталья Владимировна
А3. ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СЛОВ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ДВОЕ, ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО, ШЕСТЕРО, СЕМЕРО , КОТОРЫЕ УПОТРЕБЛЯЮТСЯ ТОЛЬКО В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:
- С существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев).
- !!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).
- С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат).
- !!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).
- С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
- Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ С ОШИБКАМИ В УПОТРЕБЛЕНИИ ПАДЕЖНЫХ ФОРМ ЦЕЛЫХ И ДРОБНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что:
- У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.).
- При склонении составных числительных изменяется каждое слово ( двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п).
- Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста.
- При склонении дробных числительных изменяются все слова , при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым).
- Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.).
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ РАЗЛИЧНЫХ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее:
- !!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!
- Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый:
- Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший.
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА
- Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов:
- !!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛА
- В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь :
- Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой ( положить, выложить, переложить и др.).
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ДЕЕПРИЧАСТИЙ
При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что:
- деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая);
- деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив);
- НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я ( прочт ут – прочт я, найд ут – найд я)
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ МЕСТОИМЕНИЙ
притяжательное местоимение их имеет только эту форму .
- !!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!
ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- существительные, обозначающие название овощей и фруктов , в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок ;
- существительные, обозначающие название национальностей , в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.;
- существительные, обозначающие название парных предметов , в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет) . НО: носков, гольфов, клипсов ;
- существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен);
- существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий (селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий) . НО: платьев, устьев и некоторые другие ;
- в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов ( политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска)
А3. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
Выбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в и.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ СРАВНИМ ДВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
- Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность.
- Выбирая стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.
- Когда я выбираю стиль одежды, подчеркивается индивидуальность .
- Когда я выбираю стиль одежды, я всегда советуюсь с подругой.
!!! Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!!!
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм.
- в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь);
- в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь);
- в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем на Красную площадь). Подлежащее мы легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
А5. НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово. В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба этих слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово. Рассмотрим на примере:
- Сказуемые придумал и восхищается имеют одно зависимое слово теорией , которое стоит в т.п. Но глагол придумал не может управлять т.п. (придумал (кем? чем?)…) – следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др. В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:
- – Части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены.
- Рассмотрим пример:
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения , но и для его читателей . – Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения , но и для его читателей . – Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и для его читателей.
В первом предложении союз соединяет слова не только главным..., но и для читателей, а они не являются однородными членами предложения. Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: не только для создателя..., но и для читателей
– Части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей , так как союза не только.., а также... нет
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
Рассмотрим предложение:
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой .
- В данном предложении обобщающее слово русских классиков стоит в форме р.п., а все однородные члены: Гоголь, Тургенев, Толстой – в форме и.п. Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Пропуск предлога при однородных членах
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах .
Перед словом скверах необходимо добавить предлог в , так как это слово не употребляется с предлогом на . Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Смешение родо-видовых понятий в ряду однородных членов.
- Рассмотрим предложение:
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты .
- Апельсины и бананы являются видовыми понятиями по отношению к слову фрукты , следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов. Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
- Употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых понятий
- Провожающие шли с сумками и печальными лицами .
1. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий
Навстречу двигались жители села, мужчины, дети .
Мужчины и дети также являются жителями села .
2. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
- Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному. Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в и.п. Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное. Сравним три предложения:
- 1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
- Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см.
3. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
- Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р. , а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь
3. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве .
Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве , следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
3. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ
- Необходимо правильно найти определяемое слово.
- В данном предложении определяемым является слово сына , а не лицо , следовательно, верный вариант:
4. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто. Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п. Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч . При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
- Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:
4. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
- Рассмотрим предложение:
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
- При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть которым управляет Сквозник-Дмухановский. Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
4. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, котор ым ведут герои.
- Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.
4. ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
- Неверное соединение с помощью союза и причастного оборота и придаточной части.
- Рассмотрим предложение:
Я пил кофе, ( приготовленный барменом) и (в который добавили виски) .
- В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил (приготовленный барменом) кофе, (в который добавили виски)
5. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ
- Употребление предлога по .
- В значении «после чего-либо» предлог по управляет п.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в п.п. ( по приезд е в Москву = после приезда в Москву; по истечени и срока = после истечения срока и т.п).
- Рассмотрим предложение:
По прибыти и домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
5. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ
- Употребление предлога благодаря . Предлог благодаря управляет дательным падежом .
- Рассмотрим предложение:
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
- Употребление предлога согласно . Предлог согласно также управляет дательным падежом .
- Рассмотрим предложение:
- Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.
5. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ
5. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ : ПОСТРОЕНИЕ БЕСПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
5. ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ : ПОСТРОЕНИЕ БЕСПРЕДЛОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
6. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
- Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.
- Рассмотрим предложение:
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье» . Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
6. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
- Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.
Я не заметил, что находится ли он в комнате.
Я не заметил, находится ли он в комнате.
6. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
- Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
- Неверный вариант:
Как сказал А.П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
Как сказал А.П. Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
6. ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ
- Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.
Сенат же постановил, что « Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
Сенат же постановил, что « челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».