Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы»
Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Дерябина Елена Владимировна,
учитель русского языка и
литературы высшей категории
города МБОУ «Гимназия» города
Югорска ХМАО - Югры
Мотивация
Термин мотивации при обучении русскому языку и литературе можно понимать либо узко, либо широко. Мотивация (в узком смысле слова) ученика заключается в том, что преподаватель и автор учебника используют все возможные приемы, чтобы ученик заинтересовался занятиями русским языком и литературой.
Собственно учебные мотивы:
Мотивы, связанные с содержанием учебного предмета:
Мотивы, связанные с содержанием учебного предмета:
потребность в овладении русским языком как средством общения в различных сферах (как способом действия), в том числе, в социально-бытовой, профессиональной, в качестве инструмента овладения специальностью; познавательные потребности, в том числе, интерес к информации о культуре страны изучаемого языка, к лингвистической информации и пр.;
потребность в овладении русским языком как средством общения в различных сферах (как способом действия), в том числе, в социально-бытовой, профессиональной, в качестве инструмента овладения специальностью; познавательные потребности, в том числе, интерес к информации о культуре страны изучаемого языка, к лингвистической информации и пр.;
потребность в овладении русским языком как средством общения в различных сферах (как способом действия), в том числе, в социально-бытовой, профессиональной, в качестве инструмента овладения специальностью;
познавательные потребности, в том числе, интерес к информации о культуре страны изучаемого языка, к лингвистической информации и пр.;
Мотивы, связанные с процессом обучения:
мотив достижения успеха или избегания неудачи; развлекательные мотивы; возможность проявления коммуникативной активности; интерес к урокам русского языка и литературы, вызываемый специфическими методами, приемами, способами учебной деятельности (например, игровые приемы, интенсивная методика, учебный диалог с компьютером и пр.), методическая система в целом.
мотив достижения успеха или избегания неудачи; развлекательные мотивы; возможность проявления коммуникативной активности; интерес к урокам русского языка и литературы, вызываемый специфическими методами, приемами, способами учебной деятельности (например, игровые приемы, интенсивная методика, учебный диалог с компьютером и пр.), методическая система в целом.
мотив достижения успеха или избегания неудачи;
развлекательные мотивы;
возможность проявления коммуникативной активности;
интерес к урокам русского языка и литературы, вызываемый специфическими методами, приемами, способами учебной деятельности (например, игровые приемы, интенсивная методика, учебный диалог с компьютером и пр.), методическая система в целом.
Внеучебные мотивы учебной деятельности:
Широкие социальные мотивы:
Широкие социальные мотивы:
мотивы долга и ответственности (перед обществом, перед администрацией, перед спонсором, перед учителем); мотивы самоопределения и самосовершенствования. Личные мотивы: мотив благодарности (удовлетворение хорошей оценкой успешной деятельности со стороны преподавателя, похвала учителя и пр.); мотив престижа (желание не проигрывать при оценке успехов относительно других учащихся).
мотивы долга и ответственности (перед обществом, перед администрацией, перед спонсором, перед учителем); мотивы самоопределения и самосовершенствования.
мотивы долга и ответственности (перед обществом, перед администрацией, перед спонсором, перед учителем);
мотивы самоопределения и самосовершенствования.
Личные мотивы: мотив благодарности (удовлетворение хорошей оценкой успешной деятельности со стороны преподавателя, похвала учителя и пр.); мотив престижа (желание не проигрывать при оценке успехов относительно других учащихся).
мотив благодарности (удовлетворение хорошей оценкой успешной деятельности со стороны преподавателя, похвала учителя и пр.);
мотив престижа (желание не проигрывать при оценке успехов относительно других учащихся).
Свойства самого по себе языка как инструмента общения (трудность/легкость как субъективное, сложность/простота как объективное);
Привлекательность материала, используемого в процессе обучения: содержание информации, средства обучения;
Свойства методической системы;
Специфика избранной специальности (зависимость профессии - овладения ею, успешного ее исполнения - от степени сформированности коммуникативной, речевой и языковой компетенций);
Психологическая обстановка в учебной группе ;
Субъективные свойства и состояния самого учащегося: реальный уровень притязаний сформированность у учащихся умения учиться;
Личностные свойства преподавателя (внешность, способности, личные качества).
Деятельностные свойства преподавателя (индивидуальный стиль преподавателя; педагогический такт, уровень сформированности профессиональных компетенций, партнерский стиль взаимодействия с учащимися, опосредованный характер управления действиями учащихся и т.д.).
Формы коллективной учебной деятельности составляют значительные предпосылки для формирования высокоуровневой мотивации, что достигается, во-первых:
а) особой организацией учебного материала, б) организацией речевого взаимодействия,
в) организацией межличностных отношений в учебном коллективе,
во-вторых, за счет специальных средств и приемов воссоздания форм коллективной групповой работы.
Использование современных информационно-коммуникативных технологий.
-Компьютерные онлайн тесты;
использование ресурсов Internet ;
-использование слайд – презентаций;
видеоуроки;
-информационные видеоролики.
Приемы и техники
Презентация:
Проиллюстрируй стихотворение;
Музыка в стихотворении;
Реклама поэта или писателя;
Видеоуроки: вопросы - ответы
Приемы и методы проектной технологии
С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий, буклеты, листовки.
Игровые технологии
Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы она не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
«Фантазёр».На доске записана тема урока.
Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
«Лови ошибку»(ученики получают серию цитат либо строк из стихотворений со ссылкой на авторов/ тематику, ,определяют, в каком случае цитата/ строка не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
Активные приемы и техники
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Синквейн и даймонд, ассоциативный ряд. мотив достижения успеха или избегания неудачи; развлекательные мотивы; возможность проявления коммуникативной активности; интерес к урокам русского языка и литературы, вызываемый специфическими методами, приемами, способами учебной деятельности (например, игровые приемы, интенсивная методика, учебный диалог с компьютером и пр.), методическая система в целом.
Синквейн и даймонд, ассоциативный ряд. мотив достижения успеха или избегания неудачи; развлекательные мотивы; возможность проявления коммуникативной активности; интерес к урокам русского языка и литературы, вызываемый специфическими методами, приемами, способами учебной деятельности (например, игровые приемы, интенсивная методика, учебный диалог с компьютером и пр.), методическая система в целом.
Синквейн и даймонд, ассоциативный ряд. мотив достижения успеха или избегания неудачи;
развлекательные мотивы;
возможность проявления коммуникативной активности;
интерес к урокам русского языка и литературы, вызываемый специфическими методами, приемами, способами учебной деятельности (например, игровые приемы, интенсивная методика, учебный диалог с компьютером и пр.), методическая система в целом.
Коллаж из стихотворных строк.
Ролевые игры: предлагается классу рассмотреть произведение с различных позиций (например, с позиций художника, режиссера, критика);
Создание ситуации успеха также позволяет мотивировать ребят на активную работу во время урока.
Во время опроса нужно отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”.
ответ в парах
взаимоопрос
Игры в случайность (игра “Что? Где? Когда?”
Работа с таблицами
Восстановить хронологическую таблицу;
соотнести характеристику героев;
заполнить таблицу;
таблицы с лакунами.
ВЫВОДЫ:
благоприятный психологический климат.
Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к самореализации каждого учащегося на уроке, главной движущей силой, формирующей интерес к уроку
Разнообразие форм и методов работы на уроках;
Возможность каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении детей;