kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческого потенциалана уроках русского языка и литературы в условиях информационного пространства школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модернизация современной общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Поэтому одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого потенциалана уроках русского языка и литературы в условиях информационного пространства школы.»

Развитие творческого потенциалана уроках русского языка и литературы в условиях информационного пространства школы.

Бескровная Раиса Григорьевна

учитель русского языка и литературы

КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть – Каменогорска

Модернизация современной общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В современной действительности востребована интеллектуально и творчески развитая личность.

Самая серьёзная и трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как русский язык и литература. Эти школьные предметы должны научить ребят умению мыслить творчески. Поэтому одна из важных задач обучения – развитие литературно-творческих задатков, речевого творчества, потребности и умения владеть богатствами родной речи.

Возникает вопрос: как конкретно организовать образовательное пространство, какие существуют подходы к организации развивающего учебно-воспитательного процесса? На помощь приходит проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Целью моей педагогической деятельности являетсяразвитие творческого потенциалаучащихся на уроках русского языка и литературы в условиях информационного пространства школы.Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит развитие творческих способностей учащихся. Творчество выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Неталантливых детей нет, творчество присуще каждому, и любой ребёнок творчески одарён. Только дар этот надо не пропустить, создать условия, чтобы ученику захотелось творить и, конечно, сделать это вовремя. Я учитель старшего звена. Знакомлюсь с ребятами в пятом классе. Это очень благодатный возраст для того, чтобы открывать и созидать новое, самовыражаться через свою деятельность. Если учитель работает в этом направлении, то постепенно желание что-нибудь «сотворить» входит у учеников в привычку, и самые нестандартные, непонятные, на первый взгляд, задания не ставят в тупик, а лишь стимулируют желание выполнить их по-своему, оригинально, не так, как у всех.Конечно, вести такую работу на уроках очень непросто, особенно в наш «бумажный век», но интересно и полезно не только для учеников, но и для самого учителя.

Развитие творческих способностей обучающихся открывает широкие возможности для развития принципиально нового обучения, является средством, позволяющим сделать процесс обучения более эффективным, управляемым и адаптированным к индивидуальным способностям обучающихся, также это один из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Конечно, в данном вопросе есть и противоречия:между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по русскому языку; между большим объемом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно осмыслить его.

Основная проблема заключается в том, что мы сегодня наблюдаем

  • снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;

  • отсутствие соответствующего уровня развития памяти, внимания, мышления обучающихся подросткового возраста ведет к снижению познавательной и творческой активности на уроках русского языка, что препятствует достижению желаемых результатов обучения.

Поэтому своей целью в работе над данной темой я считаю организацию преподавания, способствующую повышению эффективности обучения и развитию творческого потенциала детей.Я определила основные направления в развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

3. Развитие наглядно-образной, ассоциативной памяти.

4. Развитие социально обусловленного внимания.

Основные принципы моей педагогической деятельности:

  • системность занятий по развитию речи;

  • акцент на развитие общеучебных умений и навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в большом потоке информации;

  • интеграция предметов;

  • тесная связь содержания урока с жизнью;

  • развитие мотивации к изучению предмета;

  • создание атмосферы творческого взаимодействия учителя и учащегося;

  • разнообразие форм работы с детьми;

  • нацеленность на конкретный результат.

Систематически и целенаправленно развивая у детей подвижность, гибкость, образность мышления, я учу их думать, рассуждать, самим делать выводы, находить новые нестандартные подходы в решении проблем. Чтобы добиться эффективности в этом процессе, использую разнообразные методы, приёмы и типы уроков.

Интегрированные уроки. Интегрированный подход позволяет расширить границы предметности, указать ученику путь поиска решения проблем, используя все знания, выходящие за рамки отдельного предмета, способствует развитию креативности. В своей практике я соединяю литературу с музыкой, мировой художественной культурой, историей.Например, по литературев 8 классе по теме «Капитанская дочка» А.С.Пушкина я предлагаю ребятам отправиться со мной в 18 век в Россию, узнать, как жили простые люди в то время, крестьяне, почему происходили народные бунты и подготовить сообщение о вожде крестьянского восстания Емельяне Пугачёве.

Мне очень важно, чтобы дети читали произведение, знали, в каких других видах искусства оно отражено. Здесь очень важен культурологический аспект: связь с музыкой, живописью, театром, кино, историей. Для тех ребят, которые прочиталивсю повесть, а не отдельные главы, провожу конкурс квалифицированного читателя. Для тех, кто видит героев и их поступки, предлагаю следующие задания: юным художникам – нарисовать рисунки, юным прозаикам - составить словесные «фотороботы», обладающих актерскими данными –инсценирование, чтение в лицах.Активно работаем с ребятами по заданиям следующих рубрик учебника: «Под лингвистическим микроскопом», «Созвездие муз», «Искусство перевоплощения», «На литературных перекрёстках».

Нестандартные урокиНестандартные уроки развивают гибкость, оригинальность мышления, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки, каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неожиданной стороны.

В своей практике я использую такие типы нестандартных уроков, как урок-путешествие, урок-диспут, урок-восхождение. Такие уроки создают дополнительный стимул для занятий по предмету, делают процесс обучения творческим, интересным, разнообразным.

Творческие пятиминутки. На уроках русского языка и литературы я использую творческие пятиминутки. Они настраивают на работу, активизируют мышление, помогают быстро и эффективно повторить необходимый материал или привлечь интерес к новой теме урока. Вот некоторые типы заданий:

- придумать предложение, включив в него как можно больше слов на изученнуюпунктограмму;

- составить «буриме» на изученное правило;

- придумать одно или несколько предложений с фразеологическим оборотом так, чтобы он употреблялся в прямом и в переносном значении.

С большим удовольствием ребята составляют энциклопедию одного слова. В работе по развитию речи предлагаю ребятам продолжить высказывание по данному началу, используя разные типы речи. Повторяая метафоры и сравнения, учащиеся с удовольствием включаются в игру «Что на что похоже», работая над эпитетами, стараются придумать как можно больше художественных определений к слову, используя все его значения.

Все используемые мной виды работы я объединила в следующие группы:

1. Виды работ частично творческого характера: творческий диктант обучающего характера, конструирование предложений: составить предложение по опорным словам, на заданную тему, разных конструкций, дописать предложения; восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить элементарное описание, провести анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и т.д.

2. Виды работ с творческой основой: составление устных рассказов на тему из данных предложений, по картине или иллюстрации, по прочитанному тексту, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала; развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану; рассказ о герое; изложение по тексту; рассказ сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения; изложение по началу и концу и т.д.

3.Виды работ творческого характера: написать письмо литературному герою, сочинение с грамматическим заданием, с элементами сравнительной характеристики, подготовить сообщение, написать эссе от лица какого-либо персонажа, составить сценарий, сочинение-рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение- миниатюру.

Эссе. В подростковом возрасте для ребёнка особенно актуальны проблемы самосознания и самоопределения. Открытие своего внутреннего мира, стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими – вот проблемы, волнующие учащихся среднего и старшего школьного возраста. Например, пишут свою характеристику от имени учителя или родителя. Эссе о людях и обществе, о социально значимых проблемах, о том, что значит быть человеком, о мире взрослых и детей. Программа за 8 класс на это нацелена. При изучении раздела «Мир профессий» учащиеся пишут эссе-рассуждение об исчезающих профессиях и эссе-описание о профессиях будущего, при изучении раздела «Космос» - эссе «Если бы человек не полетел в космос…».Раздел «Еда: необходимость или роскошь» предполагает написание эссе о здоровом питании, ребята составляют свою «тарелку здорового питания», раздел «Музыка в современном обществе» - эссе «Можем ли мы прожить без музыки?». Ребята учатся писать комментарий в чате(«Видели ли названных птиц в вашем городе?») или комментариий к публикации в блоге(о современной музыке), составлять интервью, например, с врачами-новаторами или репортаж с выставки работизвестного фотографа, посвящённой правам детей.

Мне нравится такой вид творческой работы на уроке, как составление синквейна на этапе обобщения изученного материала. Например, на тему «Профессия»»,«Вода-сама жизнь» и др.

Проектная деятельностьВажнейшим психическим процессом, отличающим творческую индивидуальность, является процесс воображения и фантазии, поэтому на уроке я стараюсь использовать задания, развивающие воображение учеников. Особая роль в этом процессе отводится проектной деятельности. Проектная деятельность развивает индивидуальность ребёнка, учит его ставить перед собой творческие задачи и находить нестандартные пути их решения, оценивать и дорабатывать собственный творческий продукт и находить формы для его представления. Идей для проектов по русскому языку и литературе достаточно. Вот несколько примеров.

  • «О гаджетах, которые навсегда изменят нашу жизнь».

  • Исследовательский проект «Театральные и киноинтерпретации комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:наиболее известные постановки».

  • Образ бабушки в произведениях С.Жунусова и В.Астафьева».

  • Научный поиск.Сопоставьте рассказы А.П.Чехова и В.М.Шукшина по следующим критериям: жанр, тема, идея, герои.

  • Создайте буктрейлер к книге А.Грина «Алые паруса».

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. Например, рубрика «Проба пера»: придумайте другой конец «Ревизора:как иначе могли развиваться события комедии» или после изучения повести «Первый учитель» пишут свои размышления «Почему часто обходят почестями тех, кто это особенно заслуживает? Что ждёт от нас с вами, своих читателей, Ч.Айтматов?». А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Считаю очень важным вырабатывать у детей умение реально оценивать себя, свои

ответы и свои возможности.  Это необходимо не только мне как учителю для того, чтобы чувствовать, насколько эффективен тот или иной приём, метод, технология, насколько дети осознали учебный материал; умение самооценки важно для каждого отдельного ученика как необходимое условие для успешной самореализации в дальнейшей «взрослой» жизни.  Обратная связь на основе самооценок знаний и умений  учащихся по материалу курса, пройденному за определенный отрезок времени,  позволяет не только самим учащимся систематически следить за своей подготовкой, но и позволяет педагогу своевременно оказывать помощь учащимся. Учащиеся раскованы, не чувствуют  никакого страха в ожидании вызова, поэтому работают активно и с удовольствием. Поэтому я практикую такие виды контроля как:

- взаимоконтроль в парах с использованием образца правильного ответа и без использования образца (в зависимости от возраста учащихся), самоконтроль; 

- тестовый контроль с использованием презентаций;

- критериальный анализ своего ответа, своей работы;

- устный анализ своей активности на уроке и прогнозирование своей оценки с обоснованием её выбора.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить.

Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов.

Не позволяйте ни одному ребенку быть неудачником. Учите их так, как будто каждый - независимо от семейных условий –

сын или дочь Короля!

Учите со страстью, учите с преданностью и стальной уверенностью в успехе, которая не позволит учащимся соскользнуть в неуспех.

Никогда не падайте духом!

У Вас все получится!

Ссылки на источники

  1. Потебня А. А. Мысль и Язык // Слово и миф. М., 1989

  2. Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/article/964/ – Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X.

  3. Утёмов В. В. Адаптированные методы научного творчества в обучении математике // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2012. – № 7 (июль). – ART 12095. – 0,5 п. л. – URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12095.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. – ISSN 2304-120X.

  4. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 2004.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бескровная Раиса Григорьевна

Дата: 08.08.2019

Номер свидетельства: 517460


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства