kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Также серьёзной проблемой школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово или в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для меня важно то главное, внутреннее, что выражается через форму. Язык осуществляет общение между людьми, понимание одного человека другим, выражение части своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Поэтому главным в моей работе является развитие творческих способностей и личности учащихся. Развитие образного мышления, являющегося основой творческих способностей учащихся, и формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка  литературы – это процесс разностороннего развития личности, конечной целью которого должна быть подготовка к жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы»

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Нахимовской ОШ

Давлаевой Мадины

по теме

«Развитие творческих способностей учащихся

на уроках русского языка и литературы»


В последнее время всё чаще бывает так, что нам, педагогам, неинтересно учить, а детям неинтересно учиться. Почему это происходит? Ответ связан с множеством проблем: это отношение к школьному обучению сегодня, положение учителя в обществе, давление дисциплинарно-авторитарной педагогики и просто нежелание детей учиться.

Также серьёзной проблемой школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово или в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для меня важно то главное, внутреннее, что выражается через форму. Язык осуществляет общение между людьми, понимание одного человека другим, выражение части своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Поэтому главным в моей работе является развитие творческих способностей и личности учащихся. Развитие образного мышления, являющегося основой творческих способностей учащихся, и формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка литературы – это процесс разностороннего развития личности, конечной целью которого должна быть подготовка к жизни.

Здесь в первую очередь необходимо развивать в ребёнке способности так владеть словом, чтобы он (слова) всегда складывались в значимый смысл, чтобы ученик умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я», чтобы научился чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своём уровне) его философские основы. Ведь речь отдельного человека – один из важнейших показателей уровня его общей культуры, общей грамотности.

Чтобы улучшить учебную мотивацию, развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку и литературе, их творческую мотивацию, активизировать деятельность каждого, я ищу новые эффективные формы и методы обучения.

В зависимости от того, на каком дидактическом материале работают учащиеся, я использую на уроках теоретические методы (сообщение, беседа, работа с теоретическим материалом учебника), теоретико-практические (наблюдение, разбор, конструирование, видоизменение, диктант), практические (изложение, сочинение).

При выборе какого-либо метода, формы организации урока я вношу элемент творчества, занимательности, новизны. Здесь детям приходится многое открывать как бы заново, выходя за рамки привычного понимания нашего предмета. Ведь многие понятия в русском языке остаются для ребят «мёртвыми», потому что мы, словесники, часто недооцениваем само слово, а тем более если это слово – грамматический термин. Поэтому, например, при изучении частей речи я обращаю внимание учеников на то, почему им даны именно такие названия: глагол, прилагательное, причастие, деепричастие и другие. Вникая в смысл слова-термина, анализируя различные примера, школьники начинают понимать, что недаром глагол назван глаголом, а существительное – существительным. Подтверждение своим выводам они находят у В.И.Даля.

Невольно заставить детей размышлять, развивать в них творческое помогает мне использование на уроках элементов технологии критического мышления. Это способствует созданию живой ситуации на уроке. Например, в 5 классе в начале изучения «Члены предложения» я приношу в класс необычный, непонятный предмет, «нечто с другой планеты». Предлагаю детям задать столько вопросов, сколько, по их мнению, необходимо для того, чтобы получить максимально полную информацию о неизвестном предмете. И тогда звучат вопросы: что это? что он делает? какие у него свойства? где применяется? как? для чего? откуда? с чем? Каждый ответ рождает новый, более конкретный вопрос на уточнение. И если проанализировать все прозвучавшие и зафиксированные на доске вопросы, то можно увидеть, что все члены предложения: и главные, и второстепенные – в них отражены.

Далее классу даётся задание в одном предложении попытаться объяснить всё, что удалось узнать о незнакомом предмете. Обнаруживается, что у каждого – своё объяснение. Разбор предложений по членам, анализ вопросов, которыми связаны в нём слова, и сопоставление их с теми, что звучали в начале урока, даёт, на мой взгляд, ученикам понимание, зачем вообще нужны какие-либо члены предложения и зачем нужно учиться видеть и различать их в предложении.

На первых уроках изучения орфографии в 5 классе я предлагаю школьникам схемы алгоритмического характера, так как лаконичное схематическое пояснение правил ускоряет знакомство с новым материалом, высвобождает дополнительное время для закрепления умений и навыков. Ученикам нравится такая работа, им легче с помощью алгоритма выучить правило. Впоследствии я не только даю детям готовые алгоритмы. Но и предлагаю им самостоятельно их составить. Учащиеся выполняют эту работу с удовольствием. Они схематизируют изучаемый материал, отображают его в рисунках, в самостоятельно составленных тестах. Это развивает логическое и образное мышление учащихся, концентрирует их внимание, усиливает интерес к работе, способствует формированию тестовой культуры учащихся.

Одним из приёмов активизации познавательной активности учащихся на моих уроках является синквейн как способ на любом этапе урока, изучения темы проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций, как идёт восприятие нового материала. К тому же синквейн – это быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Данный приём изменяет атмосферу в классе, делает её более творческой, способствует улучшению эмоционального состояния ребят. Школьники пишут синквейны индивидуально, в парах, в группах. Важно следовать алгоритму написания синквейна:

1 строчка – одно слово (обычно существительное или местоимение, которое называет тему стихотворения),

2 строчка – два слова (описание темы, прилагательное или причастие),

3 строчка – три слова (действие темы, глаголы),

4 строчка – четыре слова (предложение, фраза, показ sdf.ofz отношение автора к теме, заявленной в первой строчке),

5 строчка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается перифраз, то есть описательный оборот).

Вот примеры синквейнов моих учеников, написанных на уроках русского языка:

Существительное.

Главное, весёлое.

Склоняется, изменяется, отвечает.

Существительное – хлеб русского языка.

Король.

(Конурова С., 6 кл.)

Русский язык.

Красивый, интересный.

Учит, удивляет, радует.

Русский язык – самый лучший.

Красноречивые мысли.

(Андреев Д., 6 кл.)

Следующие синквейны написаны школьниками на уроках литературы:

Книга.

Интересная, познавательная.

Помогает, учит, развивает.

Книга полезна всем людям!

Энциклопедия.

(Султанов А., 6 кл.)

Цветы.

Загадочные, волшебные.

Растут, цветут, пахнут.

Притягивают взгляды добрых людей.

Маленькие солнца!

(Конуров Д., 8 кл.)

Речь учащихся непрерывно развивается под влиянием различных условий (языковая среда, активность или пассивность школьников в жизни, чтение книг и т.п.). Моя задача состоит в том, чтобы сделать этот процесс организованным, целенаправленным.

Согласно программе, развитие речи учащихся я осуществляю в трёх направлениях:

  1. обогащение словарного запаса учащихся, которое обеспечивается словарной работой (в связи с различными упражнениями, изложениями, сочинениями),

  2. овладение нормами русского литературного языка (произношение, образование форм слова, построение словосочетаний и предложений; ознакомление со стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок),

  3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Речь учащихся должна быть содержательной. Затруднения испытывает говорящий большей частью в том случае, когда ему нечего сказать или когда то, о чём он хочет сказать. Самому ему не совсем ясно, или когда ему «не хватает слов». Недаром утверждал А.С.Пушкин: «Есть два рода бессмыслицы: одна происходит от недостатка чувств и мыслей, заменяемого словами; другая – от полноты чувств и мыслей и недостатка слов для их выражения».

Учащиеся обычно знают слов больше, чем фактически используют в своей речи. Они узнают новые слова из многих источников: в результате чтения книг и газет, из речи учителя, от взрослых. Однако не все новые слова на первых порах бывают понятными для них по значению. Иногда школьник запоминает само слово, но значение его остаётся или не совсем ясным, или усваивается неправильно. Таким образом, общее знакомство со словом опережает усвоение учеником понятия, которое обозначается этим словом. Но если даже слово и правильно понято, это ещё не говорит о том, что учащийся будет пользоваться им в своей речи. Такое введение новых слов в речь учащихся идёт постепенно, часто очень медленно.

Я привлекаю внимание учащихся к тем словам, которые, по моему мнению, уже на данном этапе обучения могут быть переведены из пассивных в разряд активных. С этой целью я организовываю специальные упражнения, включающие данные слова:

  1. запись слов на доске с последующим проговариванием его по слогам, тренировкой в произношении его и правильной постановкой ударения в нём (таким образом, слово воспринимается и зрением, и на слух),

  2. упражнения в определении значений слов путём перечисления признаков понятия,

  3. составление предложений с новым словом в его разных значениях (придумать всевозможные значения слов сгореть, разбить, дом, язык),

  4. введение в орфографические упражнения новых слов,

  5. творческие работы с вновь усвоенными словами (составление рассказа, изложение, сочинение).

Также на уроках мы с детьми открыли Школу писательского мастерства.

Из любого задания может получиться интересный писательский проект, что позволяет укрепить в ребёнке желание писать и выявить особенности стиля его письма. Вот некоторые задания.

  • Открой словарь на первой попавшейся странице, выбери любые пять слов и напиши с ними сочинение-миниатюру.

  • Наверняка сегодня по телевизору ты слышал о каком-то незаурядном событии. Придумай рассказ от имени участника.

  • Найди какую-нибудь экзотическую точку на карте (чужая страна, город или маленькая деревушка). Пусть эта точка станет местом действия твоего нового рассказа или любой письменной работы.


Утро на берегу Тихого океана

Сегодня утром на пляже тихо и пусто. Одни чайки гордо расхаживают по песчаному берегу, оставляя затейливые узоры следов. В это время здесь легко дышится.

Но постепенно становится жарко. И первыми из своих бунгало к прохладной воде выбегают дети.

Сейполла К., 8 кл., «Категория состояния»


  • Напиши сказку для маленьких, где все действующие лица – продукты питания.


Спор

На стеллаже в супермаркете лежали разные продукты. На одном из стеллажей стояли рядом пакет молока и плитка шоколада.

- Спорим, меня быстрее купят, чем тебя? – заговорил шоколад.

- А какой смысл спорить, если всё равно меня купят быстрее? – ухмыльнулось молоко.

- Это почему?

- Я полезнее и вкуснее. А от тебя у покупателей только зубы болеть будут!

- Неправда! – разозлился шоколад.

- Ещё какая правда! – возразило молоко.

Тут в разговор вмешался большой огненно-оранжевый апельсин.

- Ребята, не ссорьтесь, - попросил он.

Но спорщикам было не до апельсина. Пакет молока так разгневался, что упал со стеллажа и лопнул. А шоколад так разозлился, что растаял.

В итоге одному чудному малышу мама купила добродушный солнечный апельсин. И если бы молоко и шоколад не спорили, то этот малыш ещё ел бы полезную кашу по утрам из того самого молока, а мама поделилась бы с ним той самой шоколадкой.

Богуславская С., 8 кл., «Повторение изученного в 5-6 кл.»


  • Захвати с собой записную книжку и пойди на природу. Присмотрись к живому миру, напиши рассказ от имени зверька, птицы, насекомого.

  • Кто-то собирается написать книгу о твоей жизни. Коротко расскажи о том, какие события тебе хотелось включить в эту книгу, опиши их.

  • В летние месяцы многие отправляются на отдых в тропические страны и «райские» места. Опиши, куда ты хотел бы направиться и почему это место является для тебя в твоём воображении райским.


На уроках литературы особое внимание я уделяю сочинениям малой формы, потому что они помогают мне осуществить связь обучения с жизнью, что также развивает образное мышление, формирует устойчивое нравственное поведение. Работая с такими сочинениями, школьники переносят в них свои знания о жизни, обогащенные опытом чтения литературы, используют умения и навыки, выработанные при анализе изучаемых произведения. Вместе с тем осуществляется и естественный переход от жизни к литературе. Своеобразие этих сочинений в том, что они позволяют школьникам полнее проявить индивидуальность и самостоятельность.

Например, школьники пишут миниатюры-размышления, рассуждения на темы: «Мое отношение к поступку героя», «А как поступил бы я и почему?», «За что можно одобрить и осудить героя?», «Мой любимый писатель (поэт)» и другие.

Вот примеры сочинений-миниатюр моих восьмиклассников, написанных на уроке литературы после изучения «Повести о Петре и Февронии».


«Автор говорит нам о том, что зависть, злорадство, гнев и ярость губят человека, а искренняя, настоящая любовь разбивает все преграды в жизни. Я хочу еще перечитать эту повесть, чтобы вырабатывать в себе такие качества, как смирение, добросердечие, терпимость».

Андреева Д.


«Писатель убедил меня в том, что если в семье по-доброму, по-хорошему относятся друг к другу и к окружающим, если по-настоящему любят друг друга, то ее невозможно разлучить ни при жизни, ни при смерти. И еще я поняла: последнюю просьбу умершего надо обязательно исполнить».

Богуславская С.


Это произведение древнерусской литературы, как я заметила из опыта своей работы, никогда не оставляет школьников любого возраста равнодушными. Не могу не процитировать выдержку из миниатюры восьмиклассницы Сейполла Камилы: «Повесть о Петре и Февронии» заставила меня задуматься над взаимоотношениями в семье. Когда-то и я стану женой. Какою нужно быть? Честной, порядочной, смиренной, добросердечной. Я очень хочу побывать в том соборе, где до сих пор в каменном гробу лежат влюбленные, преданные, верные супруги, и поклониться их памяти».

Воспитательное воздействие таких сочинений бесспорно. Они вызывают у школьников интерес, желание глубже проникнуть в сюжет произведения, оценить происходящее.

Изложения и сочинения в их наиболее сложных вариантах (изложение больших текстов с собственными критическими замечаниями по поводу содержания излагаемого, сочинения-рассуждения) требуют от учащихся сложного комплекса умений и навыков, среди которых

- навыки правильного построения предложений самой различной, в том числе и осложненной, конструкции и соединения этих предложений в логически стройное целое

- навыки пользования словарным запасом

- навыки применения на практике знаний по грамматике, использование их в стилистических целях

- навыки пользования выразительными средствами языка

- навыки правильного письма (с орфографической и пунктуационной точек зрения)

Работа над этими навыками на моих уроках идёт из года в год в течение всего обучения.

Школьное сочинение – творческое и самостоятельное изложение учеником своих мыслей, чувств, суждений с целью сообщить об этом другим. В зависимости от возраста учащихся и класса сочинения различаются по целям, тематике, сложности, содержанию. Сочинения я провожу в определённой системе, от этапа к этапу, повышая требования к их содержательности, технике изложения и грамотности.

В итоге система сочинений помогает мне обеспечивать умение учащихся рассказывать о чём-либо по плану, в определённой последовательности, не нарушая логики в развитии событий, выделять главные связи между явлениями, формулировать выводы и доказательства к ним, обобщать. Работа над сочинением – это одна из областей методики, в которой не может быть единого стандарта, трафарета, где допускается и фактически существует большая вариантность в подходе к обучению.

Различают два основных типа сочинений по их содержанию: сочинения на литературную тему и сочинения на свободную тему. Особое место в своей работе я отвожу как раз последнему типу сочинений, так как я уверена, что именно здесь мои ученики раскрываются, чувствуют себя действительно свободно, а значит, их речь становится содержательной, выразительной.

Вот варианты сочинений на свободную тему:

- из круга личных переживаний (эти сочинения опираются на личный жизненный опыт учащегося, на непосредственные наблюдения; здесь может быть описание случившегося с самим рассказчиком, услышанного, увиденного)

- сочинения, основой для которых послужили наблюдения (специальные, организованные, случайные) над явлениями природы, жизнью людей

- сочинения по картине (варианты здесь разнообразны: рассказывание сюжета картины, описание пейзажа, введение картины в сочинение в качестве эпизода, которым начинается или заканчивается сочинение)

- небольшие по объёму высказывания учащихся в связной форме по какому-либо поставленному мною вопросу. Выполняются ни на уроке в течение 10-15 минут. Их целью может быть тренировка в использовании каких-либо стилистических приёмов, изобразительных средств языка, тематических словарей. В построении предложений определённой конструкции, а также активизации словаря, навыки делать краткие зарисовки каких-либо картин из жизни людей, природы.

- сочинения как один из результатов чтения художественной и научно-популярной литературы: аннотации, отзывы-рецензии, портретные характеристики

-сочинения по аналогии, по образцу (подобный рассказ). Содержанием их является какой-либо известный учащимся или придуманный ими случай из жизни, аналогичный описанному в былине, в басне, в сказке.


Служба спасения

В одном городе славном Ставрополе, во времена настоящие, работает дружина молодецкая. Называется она Служба спасения.

И творит она дела добрые. Людей и животных из бед выручает. То бабулечку, потерявшую сознание в квартире своей, к докторам отправят. То кота с высоты немыслимой снимут, прямо в рученьки хозяюшке передадут. А бывает, дитя неразумное дверь в квартиру запрёт, пока матушка мусор выносит. И стоит дитя, и ревёт, не знаючи, что делати. Так и здесь дружина выручит, дверь в квартиру вскроет, ребёнка успокоит.

Много дел героических на счету у дружины у этой.

И идёт молва в народе, что дружин таких героических быть должно в каждом городе, деревне, посёлочке!

Конурова С., 6 класс


Навыки писать сочинения можно прививать учащимся в промежутках между «большими» сочинениями на материале сочинений-миниатюр, которые могут проводиться довольно часто и давать сравнительно быстро хороший эффект. Эти сочинения проверяются в классе после их написания. Анализ содержания, указания на ошибки способствуют закреплению у школьников навыков пользования связной грамотной речью. Кроме того, они являются удобным приёмом подготовки учащихся к развёрнутым сочинениям.

Таким образом, если уроки русского языка и литературы станут для каждого моего ученика источником вдохновения, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то и личность школьника, его творческие способности будут только развиваться, потому что реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Автор: Давлаева Мадина Кудайбергеновна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(108) "doklad-razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "168202"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423206441"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Обобщение работы по теме "Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(99) "obobshchieniierabotypotiemierazvitiietvorchieskikhsposobnostieinaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "331859"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464760698"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Интегрированный урок иностранного языка - один из путей развития творческих способностей учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_inostrannogo_iazyka_odin_iz_putei_razvitiia_tvorcheskikh_sp"
    ["file_id"] => string(6) "594362"
    ["category_seo"] => string(17) "francuzskiy-yazyk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1639319391"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(96) "doklad-na-tiemu-razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "290899"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455031907"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(94) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "153038"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420962823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства