Презентация поможет составить алгоритм разбора слова по составу и использовать его
при разборе слов.
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Разбор слов по составу»
            
            
                                                            
     
Русский язык  6 класс 
Тема урока: «Разбор слов по составу» 
     
Минутка чистописания 
- Садовник 
- Кисонька 
- Булавочка 
- Медвежонок 
- Лисята 
 
Проверка 
- Садов ник 
- Кис оньк а 
- Булав очк а 
- Медвеж онок 
- Лис ят а  
 
Части слова 
- Окончание – изменяемая часть слова  
- Основа – часть слова без окончания  
- Корень слова – общая часть родственных слов  
- Приставка – часть основы перед корнем  
- Суффикс – часть основы после корня  
 
Цель урока:  Составить алгоритм разбора слова по составу и использовать его при разборе слов. 
- Задачи: 
- 1. Научиться распознавать и определять части слова. 
- 2. Составить алгоритм разбора слова по составу. 
- 3. Применять алгоритм при разборе слов. 
- 4. Научиться подбирать слова к схемам и составлять слова из данных частей слова. 
- 5. Помочь товарищу понять новый материал. 
 
Алгоритм разбора слова по составу 
- Найди окончание. (Для этого измени форму слова.) 
- Отдели основу от окончания. 
- В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.) 
- Выдели приставку. 
- Выдели суффикс. 
 
Загадки о растениях 
- 1 . Из-под снега расцветают, 
 Раньше всех весну встречают. 
- 2. Тонкий стебель у дорожки. 
 На конце его – серёжки 
 На земле лежат листки – 
маленькие лопушки. 
 Нам он – как хороший друг, 
лечит ранки ног и рук . 
 Не тонут и не бьются. 
- 4. Синенький звонок висит, 
Никогда он не звонит. 
     
Проверка 
     
Собери слова из частей 
а 
езд 
по 
колёс 
ик 
и 
чик 
вагон 
и 
при 
ы 
цеп 
     
Минутка отдыха 
- Покажите глазами «путь» разбора слова по составу 
 
«Путь» изменился 
     
Проверьте себя 
     
Составьте слова из частей 
чик 
и 
сад 
по 
пере 
груз 
к 
а 
вы 
очк 
воз 
нулевое 
     
Шарады 
1. Корень мой находится в «цене», 
В «очерке» найди приставку мне, 
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали, 
Вся же – в дневнике я и в журнале.  
  
2. Корень извлечь из «начинки» несложно, 
 Приставка в «сосуде» хранится надёжно, 
 Суффикс в «гудении» ясно услышишь, 
Вместе – на темы различные пишешь. 
3. В «списке» вы мой обнаружите корень, 
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре, 
В слове «рассказ» вы приставку найдёте, 
В целом – по мне на уроки пойдёте. 
 4. Мой корень в «просьбе» заключён 
(в ней он озвучен и смягчён); 
Приставка – в «воплощенье» где-то, 
На целое – все ждут ответа. 
     
Проверка работы 
- Оценка 
- Сочинение 
- Расписание 
- Вопрос  
 
Соотнеси слово со схемой 
Песенка 
Пенал 
Подруга 
Подсказка 
     
Проверка работы 
Песенка 
Пенал 
Подруга 
Подсказка 
     
Логоритмическое упражнение «Разбор слова» 
Получили мы о слове 
Много разных новостей. 
И узнали мы, что слово 
Собирают из частей. 
 Припев: Корень, суффикс и приставку 
 Мы должны отлично знать, 
 Чтобы слово, чтобы слово 
 По составу разбирать. 
При разборе наше слово 
 Изменяем мы всегда. 
Окончанье и основу 
Мы находим без труда. 
 Припев: Корень, суффикс и приставку 
 Мы должны отлично знать, 
 Чтобы слово, чтобы слово 
 По составу разбирать. 
     
Итог урока 
- Понравился урок? 
- Что узнали нового? 
- Чему научились? 
- Какие трудности испытывали? 
- Запомнился ли вам алгоритм разбора слов по составу?