Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнение типа урока; - уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Организует Уточняет тематические рамки. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели урока учащимися | - Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (выслушиваются предположения детей) | Строить предложения при ответе на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III Актуализация знаний Актуализировать знания школьников о составе слова | вопросы | ответы | Чтобы собрать наше внимание проведём «Разминку для ума». Отвечаем хором, быстро. называется… - Как называется второй зимний месяц? Что находится между городом и селом? Разделительный твёрдый знак пишется после …. Часть слова без окончания называется … Назовите слово, противоположное слову враг. Чем кончается лето и начинается осень? - Сколько гласных букв в русском алфавите? | Строить предложения при ответе на вопросы. | Коммуникативные: - формулировать высказывания и обосновывать свое мнение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
IV. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) Цели: на основе учебного задания знакомство с синонимами; определение отличительной черты синонимов от однокоренных слов. | Сравнивают слова каждой группы, выявляют лишние. Называют звуки, которые создают ощущение хруста. Знакомятся с новым научным словом синонимы Обобщают свои выводы | Организует деятельность учащихся при работе над заданием. Выслушивает ответы учащихся с доказательством своего выбора. Организует деятельность учащихся по выполнению задания. Добивается полной аргументации ответов учащихся Вводит новое научное слово синонимы | Витя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал к своей учительнице и сказал ей, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Наталья Николаевна попросила рассказать, как он выполнил хоть одно задание. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на» « Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, настежь, напиши, нашел». Ответ Вити Наталью Николаевну озадачил, и учительница мальчика хвалить не стала. Ребята, что насторожила учителя в ответе Вити? Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватала определенных знаний и умений для их представления и обоснования. Есть ли у вас желание узнать, в чем ошибка Вити, чтобы помочь ему ее исправить? | Уметь выделять однокоренные слова в группе слов, доказывать свой выбор. Подбирать однокоренные слова к предложенному. Выделять группы слов со схожим значением. Знать и называть признаки синонимов, отличая синонимы от однокоренных слов. | Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.(Коммуникативные УУД) Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) |
V. Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией Цель: Актуализировать знания школьников о составе слова. • Научить школьников: - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - разбирать слова по составу, используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога | определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - определять части слова и обосновать свое мнение | Контролирует качество выполнения задания, выслушивает аргументы учащихся в адрес своего выбора. | Задание 1 (З) с взаимопроверкой Назовите значение слов: «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка». Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова». Расскажите алгоритм разбора слова по составу,. *На доске появляется плакат с алгоритмом разбора слова по составу: 1) Выделяем окончание (изменяем слово); 2)Выделяем основу; 3)Выделяем корень (подбираем родственные слова); 4) Выделяем приставку; 5) Выделяем суффикс. | Задание 2 (З) Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу. Задание 3 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что разбор по составу слова «избушка» выполнен верно: «Из – это приставка, буш – корень, к – суффикс, а – окончание». Обоснуйте свое мнение. Задание 4 (П) Можно ли утверждать, что слова каждой строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение. Соль, солонка, солнце, солёный, соленья Шипеть, шиповник, шипы, подшипник. Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса. Задание 5 (У) Учебник с. 17 ,№ 2 Выделите графически окончания в словах: «погода, кофе, звёзды, вечер, кенгуру, медведь, листва, туман, пальто». Установите признак, по которому эти слова можно определить в три разные группы. Результаты оформите в таблицу | Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения - разбирать слова по составу , используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы | Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
VI ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | | | | | |
VII Словообразование Актуализировать знания о способах образования слова; Научить школьников: - определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение; - рассказывать о способах образования новых слов; - образовывать и писать новые слова с помощью морфем; -выделить части слова графически; - составлять и писать сложные слова; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. | Определите способ образования каждого слова и напишите его | Определите способ образования каждого слова и напишите его | Задание 1 (З) Рассказать о способах образования новых слов. Школа школьник Море приморский Бежать убежать Звезда + падать звездопад Задание 2 (П) с взаимопроверкой Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение графически. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Образуйте и напишите три сложных слова. Выделите графически корень в каждом слове. Задание 4 (У) с взаимопроверкой Определите способ образования данных слов и укажите его графически Староватый, вырастут, дачный, подруга, подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход. Задание 5 (У) Учебник с.28 № 3 Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу. Приставки | Корни | Суффиксы | Под-, при-, пере- | -лет-, -корм-, -стол-, -ход-, -мор-, -цвет-, -лес-, -вод-, -лист- | -ск-, -ик-, -ник-, -ок-, -ушк-, -н-, -ов-, -к- | | определять способы образования новых слов с помощью морфем обосновывать свое мнение. | Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения - адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказать о способах образования новых слов; - образовывать писать новые слова с помощью морфем; - выделять части слова графически; - составлять и писать сложные слова. |
VIII. Интеллектуально-преобразовательная деятельность ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания при выполнении заданий; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - составлять и писать слова, образованные с помощью морфем; - выделять графически части слова; - адекватно использовать речевые средства для представ | | | Из предложенных слов выберите те, которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, нашел, настежь» Напишите эти слова и обоснуйте свой выбор графически. Решите шараду: Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале (оценка) Прочитайте слова: вертолет, самосвал, пароход, пылесос, паровоз и определите общее в их образовании. Покажите это графически. | Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. - использовать приобретенные знания при выполнении заданий. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и писать слова, образованные с помощью морфем; - выделять графически части слова. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. Сдают тетради на проверку. Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения: 1. Мне важно правильно разбирать слово по составу, потому что …… 2. Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно …………. 3. Чтобы определить способ образования слова нужно …….. II. Задание на самооценку. В конце каждого урока по данной теме детям предлагается раскрасить нужный столбик таблицы: Я полностью и самостоятельно выполнял все задания | Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя | Я не смог выполнить все задания так, как мне хотелось. Мне надо еще поучиться… | | | | | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |