Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: - актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнение типа урока; - уточнение тематических рамок. | Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. | Организует Уточняет тематические рамки. | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
II. Формулирование темы урока, постановка цели. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) Цели: организация формулирования темы урока учащимися; - организация постановки цели урока учащимися; - мотивация учащихся на дальнейшую деятельность. | Запись в тетрадях числа, оформление вида работы. С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Организует формулирование темы урока учащимися Организует постановку цели урока учащимися | - Выскажите свое предположение по поводу того, над чем нам предстоит сегодня на уроке работать. (выслушиваются предположения детей) | Строить предложения при ответе на вопросы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
III Актуализация знаний Актуализировать знания школьников о составе слова | вопросы | ответы | Чтобы собрать наше внимание проведём «Разминку для ума». Отвечаем хором, быстро. называется… - Как называется второй зимний месяц? Что находится между городом и селом? Разделительный твёрдый знак пишется после …. Часть слова без окончания называется … Назовите слово, противоположное слову враг. Чем кончается лето и начинается осень? - Сколько гласных букв в русском алфавите? | Строить предложения при ответе на вопросы. | Коммуникативные: - формулировать высказывания и обосновывать свое мнение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
IV. Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания) (25 мин) Цели: на основе учебного задания знакомство с синонимами; определение отличительной черты синонимов от однокоренных слов. | Сравнивают слова каждой группы, выявляют лишние. Называют звуки, которые создают ощущение хруста. Знакомятся с новым научным словом синонимы Обобщают свои выводы | Организует деятельность учащихся при работе над заданием. Выслушивает ответы учащихся с доказательством своего выбора. Организует деятельность учащихся по выполнению задания. Добивается полной аргументации ответов учащихся Вводит новое научное слово синонимы | В итя после участия в олимпиаде по русскому языку прибежал к своей учительнице и сказал ей, что он очень легко и быстро справился со всеми заданиями, даже очень сложными. Наталья Николаевна попросила рассказать, как он выполнил хоть одно задание. Витя привел пример: «В задании надо было придумать как можно больше слов с приставкой «на» « Я придумал много слов: наводнение, надо, набег, надежда, напугать, настежь, напиши, нашел». Ответ Вити Наталью Николаевну озадачил, и учительница мальчика хвалить не стала. Ребята, что насторожила учителя в ответе Вити? Школьники предлагали разные версии, но им пока не хватала определенных знаний и умений для их представления и обоснования. Есть ли у вас желание узнать, в чем ошибка Вити, чтобы помочь ему ее исправить? | Уметь выделять однокоренные слова в группе слов, доказывать свой выбор. Подбирать однокоренные слова к предложенному. Выделять группы слов со схожим значением. Знать и называть признаки синонимов, отличая синонимы от однокоренных слов. | Уметь обмениваться впечатлениями о прошедших каникулах, выбирать наиболее точные синонимы и антонимы для выражения мыслей, чувств.(Коммуникативные УУД) Наблюдать за языковым материалом (за изменениями слов), анализировать его, сравнивать, классифицировать, конструировать, делать умозаключения, выводы, обобщать (Познавательные УУД) |
V. Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) и методы работы с информацией Цель: Актуализировать знания школьников о составе слова. • Научить школьников: - определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - разбирать слова по составу, используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога | определять группу родственных слов и обосновать свое мнение; - определять части слова и обосновать свое мнение | Контролирует качество выполнения задания, выслушивает аргументы учащихся в адрес своего выбора. | З адание 1 (З) с взаимопроверкой Назовите значение слов: «окончание», «форма слова», «основа слова», «корень», «суффикс», «приставка». Назовите значение выражений: «однокоренные слова», «форма слова». Расскажите алгоритм разбора слова по составу,. *На доске появляется плакат с алгоритмом разбора слова по составу: 1) Выделяем окончание (изменяем слово); 2)Выделяем основу; 3)Выделяем корень (подбираем родственные слова); 4) Выделяем приставку; 5) Выделяем суффикс. | З адание 2 (З) Используя данный алгоритм, разберите слово «настольный» по составу. З адание 3 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что разбор по составу слова «избушка» выполнен верно: «Из – это приставка, буш – корень, к – суффикс, а – окончание». Обоснуйте свое мнение. З адание 4 (П) Можно ли утверждать, что слова каждой строки являются однокоренными? Обоснуйте свое мнение. Соль, солонка, солнце, солёный, соленья Шипеть, шиповник, шипы, подшипник. Осина, подосиновик, ось, осиновый, оса. З адание 5 (У) Учебник с. 17 ,№ 2 Выделите графически окончания в словах: «погода, кофе, звёзды, вечер, кенгуру, медведь, листва, туман, пальто». Установите признак, по которому эти слова можно определить в три разные группы. Результаты оформите в таблицу | Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - соотносить учебные действия с имеющимися алгоритмом. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения - разбирать слова по составу , используя алгоритм; - выделять графически части слова; - распределять слова на группы однокоренных слов; - подбирать и писать однокоренные слова разных частей речи; - составлять и писать новые слова, используя приставки и суффиксы | Осознавать и принимать учебную задачу. Учитывать коллективно выделенные ориентиры своих действий. Различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности (своей и чужой); оценивать правильность выполнения действий, вносить нужные коррективы. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
VI ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | | | | | |
VII Словообразование Актуализировать знания о способах образования слова; Научить школьников: - определять способы образования новых слов с помощью морфем и обосновывать свое мнение; - рассказывать о способах образования новых слов; - образовывать и писать новые слова с помощью морфем; -выделить части слова графически; - составлять и писать сложные слова; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. | Определите способ образования каждого слова и напишите его | Определите способ образования каждого слова и напишите его | З адание 1 (З) Рассказать о способах образования новых слов. Школа школьник Море приморский Бежать убежать Звезда + падать звездопад З адание 2 (П) с взаимопроверкой Верно ли, что слово «домашний», образовано приставочно-суффиксальным способом? Обоснуйте свое мнение графически. З адание 3 (У) с взаимопроверкой Образуйте и напишите три сложных слова. Выделите графически корень в каждом слове. З адание 4 (У) с взаимопроверкой Определите способ образования данных слов и укажите его графически Староватый, вырастут, дачный, подруга, подберёзовик, снегопад, заполярный, вездеход. З адание 5 (У) Учебник с.28 № 3 Рассмотрите части слов в таблице. Образуйте новые слова, используя разные части слова. Разберите слова по составу. Приставки | Корни | Суффиксы | Под-, при-, пере- | -лет-, -корм-, -стол-, -ход-, -мор-, -цвет-, -лес-, -вод-, -лист- | -ск-, -ик-, -ник-, -ок-, -ушк-, -н-, -ов-, -к- | | определять способы образования новых слов с помощью морфем обосновывать свое мнение. | Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения - адекватно формулировать высказывания, используя соответствующие термины, в рамках учебного диалога; - оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказать о способах образования новых слов; - образовывать писать новые слова с помощью морфем; - выделять части слова графически; - составлять и писать сложные слова. |
VIII. Интеллектуально-преобразовательная деятельность ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания при выполнении заданий; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - составлять и писать слова, образованные с помощью морфем; - выделять графически части слова; - адекватно использовать речевые средства для представ | | | Из предложенных слов выберите те, которые имеют приставку «НА»: «наводнение, надо, набег, надежда, нашел, настежь» Напишите эти слова и обоснуйте свой выбор графически. Решите шараду: Корень мой находится в «цене», В «очерке» найди приставку мне, Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали, Вся же в дневнике я и в журнале (оценка) Прочитайте слова: вертолет, самосвал, пароход, пылесос, паровоз и определите общее в их образовании. Покажите это графически. | Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания. - использовать приобретенные знания при выполнении заданий. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. | Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - составлять и писать слова, образованные с помощью морфем; - выделять графически части слова. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке, инструктаж о домашнем задании (5 мин) Цели: работа по формированию адекватной самооценки учащихся. | Выполняют самооценку работы, вносят исправления. Сдают тетради на проверку. Записывают домашнее задание. | Организует рефлексию. Выставляет отметки за урок. Дает инструкцию по домашнему заданию. | I . Задание на самоанализ. З акончите предложения: 1. Мне важно правильно разбирать слово по составу, потому что …… 2. Чтобы правильно разобрать слово по составу нужно …………. 3. Чтобы определить способ образования слова нужно …….. I I. Задание на самооценку. В конце каждого урока по данной теме детям предлагается раскрасить нужный столбик таблицы: Я полностью и самостоятельно выполнял все задания | Я выполнял задания хорошо, но иногда мне требовалась помощь товарищей или учителя | Я не смог выполнить все задания так, как мне хотелось. Мне надо еще поучиться… | | | | | Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). |