Дудченко Ирина Вячеславовна
учитель начальных классов
МОУ СОШ с. Ния
Открытый урок по русскому языку.
4 класс
«Перспективная начальная школа"
(слайд 1)
ТЕМА: Разбор слова по составу.
ЦЕЛЬ: 1. Повторение тем: «Основа слова», «Форма слова», «Родственные слова»,
«Части слова».
2. Знакомство с разбором слова по составу.
3. Отработка умения разбирать слова по составу.
4. Воспитание внимательности, ответственности.
5. Отработка каллиграфически правильного письма.
6. Повышение словарного запаса и работа над орфограммами.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (слайд 2)
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу.
- Теперь сядьте правильно, положите руки на стол и повторяйте за мной:
- Я в школе на уроке.
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Я, как разведчик, все замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Работаю.
- Вот теперь принялись за работу.
- Открыли тетради, положили их правильно и записали число.
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ (слайд 3)
- Сегодня на уроке мы будем прописывать сочетание звуков - со.
- Придумайте и напишите 10 слов с данным сочетанием.
(сон, соната, посолить, солонка, кроссовки, совет, засов, сотник, сотня, присоска)
- Назовите орфограммы в словах:
1. Мягкий знак, показывающий мягкость согласного звука – посолить.
2. Парный согласный на конце слова – засов, совет. Проверочное слово – засовы, советы.
3. Правописание приставок – присоска, засов.
4. Парный согласный – кроссовки.
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА (слайд 4)
- Сегодня на уроке мы будем изучать, как правильно разбирать слово по составу. Но прежде чем
приступим к изучению темы, мы повторим изученный материал, который нам будет необходим.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА (слайд 5)
- На столе у вас ребята лежит карточка – помощник. На ней подсказки по пройденному
материалу. Подсматривать в нее можно в случае, если вы затрудняетесь ответить правильно на
мой вопрос.
- И первая тема для повторения - «Части слова».
- Какие части слова мы знаем?
(корень, окончание, приставка и суффикс)
- Что такое корень?
(корень – общая часть слова)
- Что такое окончание?
( окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении)
- Что такое суффикс?
(суффикс – изменяемая часть слова, при помощи которого образуются новые слова)
- Как обозначается суффикс?
(показывают карточку со значком)
- Где находится в слове суффикс?
(находится между корнем и окончанием)
- Что такое приставка?
(приставка – изменяемая часть слова, при помощи которого образуются новые слова)
- Как обозначается приставка?
( показывают карточку со значком)
- Где в слове находится приставка?
(приставка находится перед корнем)
- Вторая тема для повторения - «Основа слова».
- Что такое основа слова?
(основа слова – это все слово без окончания)
- Как обозначается основа слова?
(показывают карточку со значком)
- Что надо правильно находить в слове, чтобы правильно определять основу слова?
(окончание)
- Каким значком обозначается окончание?
(показывают карточку со значком)
- Почему у этих слов основа это все слово?
(предмет, стол, цветок)
(нет окончания)
- Как доказать, что в этих словах нет окончания?
(изменить форму слова)
- Кода у слова меняется окончание, что происходит со словом?
(меняется форма слова)
- А сейчас повторим тему: «Родственные слова».
- Какие слова мы называем родственными?
(слова, в которых общий корень)
- Как еще мы называет эти слова?
(однокоренные)
- Каким значком мы обозначаем корень?
(показывают карточку со значком)
- Чтобы правильно найти корень в слове, что надо сделать?
(подобрать родственные или однокоренные слова)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СИЛЬНЫХ УЧЕНИКОВ
(слайд 6)
- Спиши слова и подчеркни лишнее слово. К лишнему слову подбери родственные слова.
водичка, водяной, провод, водный, подводник
осина, осинка, осинник, осиный, подосиновик
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА ДЛЯ СЛАБЫХ УЧЕНИКОВ
- Подберите однокоренные слова к словам: снег, звезда.
(снег, снеговик, снежище, снежная – корень снег – снеж)
(звезда, звездочет, звездочка, звездное – корень звезд)
- Все повторенные темы нужны для правильного разбора слова по составу.
ФИЗМИНУТКА (повторяется два раза) (слайд 7)
На зарядку солнышко поднимает нас,
Медленно поднимаемся со стула. Встаем.
Поднимаем руки по команде: раз!
Руки через стороны поднимаем вверх.
А над нами весело шелестит листва,
Кисти рук поочередно поворачиваем влево – вправо.
Опускаем руки мы по команде: два!
Руки через стороны медленно опускаем вниз.
ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ
1. Самостоятельное изучение темы.
- Откройте учебник на стр. 58 – 59 и самостоятельно прочитайте материал по теме.
(Дети самостоятельно изучают материал.)
2. Опрос.
- Мы с вами постоянно разбираем слова по составу.
- Что нового узнали?
(надо указать, какая это часть речи)
- Что в слове определяем и обозначаем первым? И как?
(окончание, путем изменения формы слова)
- Что обозначаем потом? Почему?
(основу слова, потому что основа слова – это все слово без окончания)
- Что находим третьим? И как?
(корень, путем подбора родственных слов)
- Как определяем суффикс?
(подбираем слова с таким же суффиксом)
- Как определяем приставку?
(подбираем слова с такой же приставкой)
- Какой словарь поможет нам правильно определить суффикс?
(обратный)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (индивидуальная)
- Поднимите руки, кто понял, как правильно разбирать слово по составу.
(Дети получают карточки со словами для разбора по составу. Они разбирают слова по образцу правила, рассуждая устно.)
подружился,столик, бесспорный, зимушка, подружка, прибежал, запрыгнуть, дорожка,
золотистый, пришел, заблудился, котик
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ
- Остальные ребята открывают учебник на стр. 60. Находят упражнение № 52 и работают у доски
с учителем
(слайд 8)
покрышка, подбежал, погода, поклонник
(из списка выбирают схожие по разбору слова и разбирают без помощи учителя)
странный, бесстрашный, бесполезно,бесед
голубое, золотистое, страничка, отпустит
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
- Чем занимались на уроке?
(слайд 9)
- Составим алгоритм разбора слова по составу.
1. Записываем слово.
2. Определяем часть речи.
3. Изменяем форму слова и находим окончание.
4. Выделяем основу слова.
5. Подбираем однокоренные слова и находим корень.
6. Рассматриваем приставку и проверяем, есть ли такая приставка. Подбираем слова с такой же
приставкой.
7. Рассматриваем суффикс и проверяем, есть ли такой суффикс. Подбираем слова с таким же
суффиксом при помощи обратного словаря.
РЕФЛЕКСИЯ (слайд 10)
- С каким настроением уходите с урока?
(в кружочке дети изображают смайлик)
ОЦЕНИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ НА УРОКЕ
(по полученным карточкам на уроке детям выставляются оценки)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (слайд 11)
т. № 2 упр.26 стр. 29 – 30, инструкция с. 58 учебника