Эти знания помогают вспомнить правила правописания, что, соответственно, позволяет избегать орфографических ошибок в письме. Результат систематического морфемного разбора – развитие грамотности в письменной речи. Вырабатывается навык осмысления каждого написанного слова: анализируются ударные и безударные гласные, непроизносимые согласные.
Просмотр содержимого документа
«"Разбор слова по составу"»
Урок русского языка
Части слова.
Разбор слова по составу
3 «А» класс
МБОУ «Гимназия №5»
Учитель: Рахмонова И.П.
Норильск
2016
Организация на урок
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «Пять»!
Эмоциональный настрой
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание моё растёт.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я очень хочу учиться.
Я готов к работе.
Я работаю.
С е д ь мо е д е к а бря. Кла сс н ая р а бота.
Словарь:
Словарная работа
Ш_РАДА К_РТИНА НАД_
ЗА_Ц К_М_НДИР _Р_МАТ
Х_ЗЯИН _БР_КОС Н_ _С_ГДА
_С_ГДА _БЗАЦ К_МАНДА
Проверь себя
Ш А РАДА НАД О К А РТИНА
ЗА Я Ц К О М А НДИР А Р О МАТ
Х О ЗЯИН А БР И КОС Н АВ С Е ГДА
В С Е ГДА А БЗАЦ К О МАНДА
Алгоритм самооценки
Что тебе нужно было сделать?
Удалось тебе выполнить задание?
Как бы ты оценил свою работу?
Разбор слова по составу, используя алгоритм
Урок отработки умений и рефлексии
Формулируем цель урока
Учиться выполнять разбор слова по составу, используя алгоритм. Запомнить алгоритм разбора слова по составу.
План урока
Развиваем умения. Фиксируем затруднение. Выполняем самооценку. Работаем самостоятельно.
План урока
Фиксируем затруднение. Развиваем умения. Работаем самостоятельно. Выполняем самооценку.
Помнишь ли порядок разбора
1
Прежде всего выделяем в слове окончание . Для этого нужно изменить это слово. Часть слова, которая будет меняться, и есть окончание .
Часть слова без окончания - это основа.
Помнишь ли порядок разбора
2
Теперь находим корень .
Для этого подбираем к слову однокоренные слова.
Общая часть родственных слов и есть корень .
Помнишь ли порядок разбора
3
Выясняем, есть ли в слове приставка . Для этого смотрим, есть ли часть слова перед корнем . Проверяем, есть ли такая приставка в других словах.
Помнишь ли порядок разбора
4
Выясняем, есть ли в слове суффикс. Для этого смотрим, что стоит между корнем и окончанием . Проверяем, есть ли такой суффикс в других словах.
Алгоритм разбора по составу
1. Прочитай слово.
2. Измени слово и выдели окончание .
3. Выдели основу .
4. Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.
5. Выдели приставку .
6. Выдели суффикс .
Соотнеси слово и схему
Холодный
Подводный
Рассказы
Лес
Столы
Минутка отдыха
Милым детям нужно встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы __жать, потом ____жать,
Так секунду ___стоять.
Руки плавно ___пустить.
Всё ещё раз повторить.
Составь слово
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Составь слово
ПРИСТАВКА
КОРЕНЬ
походка
СУФФИКС
слово
налетели
ОКОНЧАНИЕ
сестрицы
ученик
коньки
зашёл
река
куст
мудрец
морозный
молчит
старость
домик
ночка
лапа
по слов иц а
на уч ит
мудр ость
за мороз к а
Работаем самостоятельно
По л_сной (дороге, тропинке) пр_б_жала (лиса, белка).
Весёлый рыжий (кот, щенок) Пушок з_скучал.
Ранней в_сной расцвели (ландыши, подснежники).
Проверяем
По л е сной тропинке пр о б е жала лиса.
В е сёлый рыжий щенок Пушок з а скучал.
Ранней в е сной расцвели подснежники.
Запоминалочка
Помни, при разборе слова
Окончание и основу
Первым делом находи!
После корня будет суффикс ,
А приставка впереди!
Подводим итоги
Научился разбирать слова по составу и могу объяснить это другому человеку
Научился разбирать слова по составу, но пока ещё не могу объяснить это другому человеку
Пока не уверен в своих возможностях, но постараюсь всё понять
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!