Здравствуйте! Приготовьтесь к уроку!
Проверьте! У вас должно быть:
- Рабочие тетради
- Учебник
- Дневник
- Ручка и карандаш
А еще
Рабочий настрой,
Хорошее настроение и желание узнать новое!
Запишите число. Проверяем домашнее задание: Какие предложения называются безличными?
Задание: замените двусоставные предложения безличными, запишите предложения в тетрадь
- Я заболел.
- Наступили сумерки.
- Сегодня я работаю хорошо.
- Я с утра весело пою.
- Ветер гнал листву.
Проверяем: двусоставные безличные
Сегодня я работаю хорошо
- Сегодня мне работается хорошо.
- Мне с утра весело поется.
Запишите тему урока: Рассуждение (объясните значение слова)
Эпиграф урока:
«Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения» Д.С.Лихачев
Как вы понимаете слова Д.С.Лихачева?
Рассуждение
- Тип речи
- Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме («Толковый словарь» С.И. Ожегова)
задание
- Глядя на тему, сформулируйте цели урока.
- Что мы будем делать на уроке?
- Для чего мы будем изучать эту тему?
Цели урока
- Узнать особенности типа речи «Рассуждение»
- Развивать свою речь, строить грамотно предложения
- Научиться излагать свою мысль развернуто, доказательно, логично, т.е. научиться писать рассуждение
Задумаемся?
- Опираясь на значение слова «рассуждение»,подумайте, из каких частей состоит сочинение-рассуждение.
План сочинения-рассуждения запишите в тетрадь
1. Тезис (высказывание какой-либо мысли)
2.Доказательства при помощи определенных доводов и аргументов (примеры)
3.Вывод, который из этого следует
Опираясь на план, назовите еще особенности рассуждения (по объему, построению предложений, в каких жанрах может встретиться рассуждение)
А вы это знали?
- Рассуждение может быть и коротким, и объемным.
- Для рассуждения характерно употребление вводных слов: во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, таким образом и др.
- Жанры рассуждения: письмо, статья в газету, рецензия, научный доклад, ученическое сочинение
Д.С.Лихачев ( 1906-1999)
Д.С.Лихачев- совесть нации
- Лингвист
- Ученый-филолог
- Публицист
- Историк литературы и культуры Древней Руси
- Академик
- Исследователь «Слова о полку Игореве»
Почему Д.С. Лихачева называют совестью нации?
Подумаем вместе Составьте план сочинения-рассуждения
1.Тезис.«Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения» Д.С.Лихачев
Какой должна быть наша речь?
Что отражает наша речь? Можно ли по разговору понять, какой это человек?
Почему говорящий и слушающий должны быть внимательны друг к другу?
Можно ли через речь понять отношение человека к окружающим?
Запишите ответы на волросы как доказательства, сделайте вывод
Проверяем. Сочинение- рассуждение. План.
1.Тезис. «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения» Д.С.Лихачев
2.Доказательства.
-речь должна быть развитой, богатой, доказательной
- речь человека отражает его интеллект и культуру
- говорящий и слушающий должны быть внимательны друг к другу, иначе речь теряет смысл
- через речь проявляется характер человека и его отношение к людям
3.Вывод. Через речь мы проявляем себя в обществе.
Работа в парах. Подумаем вместе!
Задание : найдите и прикрепите на доску особенности сочинения-рассуждения. «Лишние» составьте на доске отдельно.
- Рассказ, сообщение о событии
- убеждаем в чем-либо слушателей
- четкие формулировки доказательств
- Развитие сюжета
- важна логическая связь
- Начало события (завязка)
- Конец события (развязка)
- грамматическая связь через вводные слова
- Образ рассказчика
Типы речи повествование рассуждение
- Рассказ, сообщение о событии
- Развитие сюжета
- Начало события (завязка)
- Конец события (развязка)
- Образ рассказчика
убеждаем в чем-либо слушателей
четкие формулировки доказательств
важна логическая связь между частями
важна грамматическая связь через вводные слова
Сделайте вывод:
Творческое задание. Обсудим?
- № 212 Напишите короткое сочинение-рассуждение о защите экологии планеты (по репродукции К.Юона «Новая планета») (5-7 предложений)
- Индивидуальные задания.
Напишите короткое сочинение-рассуждение на тему «Почему я должен (или не должен) развивать свою речь?» (5-7 предложений)
- Зачитываем возможные варианты
Итоги урока
- Почему необходимо уметь рассуждать?
- «Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения» Д.С.Лихачев. Почему эти слова актуальны в наши дни?
- Что сегодня узнали нового, интересного?
- Какой вывод сделали лично для себя?
Домашнее задание запишите в дневник
- «3» -№206
- «4» -№210
- «5»- №207
- П.36 знать особенности рассуждения
Спасибо за урок!
- На следующий урок увидимся только в понедельник, 16 декабря
- если есть вопросы и проблемы, можно встретиться раньше
До свидания!