Урок развития речи в 8 классе
Сочинение – рассуждение по данному началу
Цели урока:
- научить учащихся писать сочинение-рассуждение, приводить аргументы и доводы, использовать в работе над сочинением литературный материал и опыт личных наблюдений;
- развитие речи и логического мышления;
- воспитание нравственных качеств личности: любовь и уважение к близким.
Оборудование урока: интерактивная доска, слайд, видеофильм,тексты художественных произведений.
Ход урока:
І. Организация класса
ІІ. Актуализация
- Беседа с классом на повторение типа речи – рассуждение.
- Давайте вспомним, какие вы знаете типы речи?
- Что такое рассуждение?
- Какова композиция рассуждения?
- Что такое тезис?
- Из чего состоит основная часть сочинения – рассуждения?
- Что пишем в заключении?
- Работа с памяткой
Памятка
Сочинение – рассуждение
( имеется у каждого учащегося)
Цель рассуждения – убедить другого или других в чем – либо или опровергнуть
чью-либо точку зрения.
План сочинения – рассуждения.
1.Тезис –то, что требуется доказать. Высказывается какая – то мысль, четко сформулированная и доказуемая.
2. Доказательства, аргументы, доводы, обоснования
Примечание: части рассуждения могут связываться и без специальных слов, а только по смыслу и при помощи интонации.
3.Вывод ( заключение) – обобщение вышесказанного.
ІІІ Формирование новых понятий и способов действия
- Беседа с классом по теме сочинения.
Эпиграф к уроку
Не забывайте люди, что вы люди!
Не забывайте о соседях, стариках.
Не забывайте одиноких, слабых в будни,
Почаще думайте о них, как о долгах
Сегодня, ребята, ваша задача облегчается, так как четко сформулированный тезис вам будет предложен, останется привести аргументированные доказательства. Мы будем писать сочинение- рассуждение по данному началу на морально – этическую тему.
Словарная работа- мораль, нравственность, этика, честь.
2. Предлагается текст, как начало сочинения
Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хоршим сыном или дочерью?
(По Сухомлинскому)
3. Беседа
-Итак, что же значит быть хорошим сыном или дочерью? Давайте поразмышляем на эту тему.
1) Составление карты ассоциаций
Быть хорошим ребенком- это - оказывать любую помощь.
2) - Как вы понимаете выражения: чувство долга перед родителями, сыновний долг?
- Какую помощь вы оказываете родителям?
- Стремитесь ли вы радовать родителей, как?
- Как мы должны относиться к старым людям?
Приводятся примеры из рассказа Паустовского «Телеграмма» (Хрестоматия 6 класс), Мамин- Сибиряк «Волки» (Литературное чтение 7 класс), дети сами рассказывают истории о которых читали, слышали, видели фильмы (Рассказ с коментариями)
3) Послушайте высказывания знаменитых людей, которые вам, возможно, помогут осмыслить предстоящее сочинение.
Дополнительный материал
/Высказывания знаменитых людей/.
4) Чтение наизусть стихотворения А.Яшина «Спешите делать добрые дела.
Слово учителя Послушайте слова литературоведа О.Ю.Богдановой, вдумайтесь в их смысл:
«Черствость души- самая страшная болезнь на свете. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми нужно считаться. Если сначала мы будем просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без этого много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро. Нравственность и доброта – великие силы. »
-Как вы понимаете эти слова?
ІV. Применение. Формирование умений и навыков
Высказывания детей по теме, аргументация ответов
Просмотр видеоролика Ксении Симоновой «Не опоздайте.»
Слово учителя
- В КАЗАХСТАНЕ БОЛЕЕ 50 ДОМОВ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
- Количество проживающих в домах престарелых-7867
- В ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ 3 ТАКИХ ДОМА, ГДЕ ДОЖИВАЮТ СВОЙ ВЕК 467 ДЕДУШЕК И БАБУШЕК
Мне хотелось бы закончить урок словами В.Г.Белинского
«Главная задача человека во всякой сфере деятельности, во всякой ступени человеческой иерархии – быть человеком!»
V. Информация о домашнем задании
Написать сочинение по данному началу, озаглавить.
VІ. Подведение итогов урока
VІІ. Этап рефлексии