Акмолинская область
Аршалынский район
станция Сары-Оба
ГУ «Сары-Обинская средняя школа»
учитель русского языка и литературы
Жудро Татьяна Кирилловна
Тема: Путешествие в мир Фразеологизмов
Цель: вызвать интерес к языку
Задачи: научить распознавать фразеологические обороты, определять их значение, подбирать синонимы и антонимы; развивать речь, мышление; содействовать обогащению словарного запаса учащихся; воспитание любви к слову, культуры речи, нравственных качеств, поликультурное воспитание.
Формы организации работы детей: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, рисунки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов пропустить нас , но с условием, что мы ответим на все его вопросы.
1-й вопрос: Что такое фразеология?
2-й вопрос: А что же такое фразеологизмы?
Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом : Добро пожаловать!
III. Путешествие в страну Фразеология
-Отправляясь в путешествие, принято брать с собой фотоаппарат или видеокамеру, но у нас нет ни того, ни другого. Поэтому я предлагаю их заменить на записные книжки.
1. Музей Фразеологизмов
-Нас приглашают войти в город. Прежде чем познакомиться с городом, мы изучим его главную достопримечательность- музей Фразеологизмов.
а) из этимологии слова фразеология
Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов: «фразис»- выражение и «логос»- учение, т.е. это наука, изучающая устойчивые выражения.
Значение фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют также словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под редакцией Молоткова (1987 г.)
б) как появились фразеологизмы
Жили в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности.
Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются и вместе и по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда это необходимо, слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить, а если их объединить, то получится фразеологизм «водой не разлить».
Так говорят о крепкой дружбе. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной.
в) из истории происхождения фразеологизмов (рассказы учеников)
Семь пятниц на неделе , бить баклуши, Авгиевы конюшни, медвежья услуга, как с гуся вода.
2. Петровка -38
а) особенности фразеологизмов
-Здесь работают серьёзные и ответственные люди, которые знают всех жителей своей страны в лицо и выведут каждого на чистую воду, т.е. раскроют правду и достанут из-под земли, если они влипнут в скверную историю. Итак, перед нами общий портрет жителей этой загадочной страны.
Фразеологизм- устойчивое сочетание слов, оно образное, выразительное, употребляется в переносном значении, близко по значению одному слову, является одним членом предложения.
б) опознай фразеологизм
-Давайте мы научимся опознавать наших героев. Я думаю, что вы не ударите в грязь лицом, т.е. справитесь с заданием. Есть начало, а вот заключительные слова фразеологизмов потерялись, нам надо их отыскать.
Окончите фразеологизм, замените его одним словом:
Медвежья…., кто в лес…., ни к селу……, как снег……, засучив……, с горем….., бить….., задирать….., на лбу….., водить за….., как кошка с……. .
3. Музей изобразительных искусств
-Просто глаза разбегаются от изобилия картин, представленных на выставке юного художника. Яблоку негде упасть: так много желающих увидеть замысловатые рисунки. В поте лица, т. е. с большим усердием трудился автор картин и день и ночь. А вот назвать свои шедевры позабыл. Давайте дадим им название.
Определите, что это за фразеологизм, замените его одним словом.
(клевать носом, раздувать из мухи слона, глаза разбегаются)
Составьте предложения с некоторыми из них.
Автором этих юмористических картин является уч-ца нашей школа Абаева Дамиля.
Желаем ей нахватать с неба звёзд, т.е. достигнуть успеха в её увлечении.
4.Посёлок Синонимов и Антонимов
Чтобы немного отдохнуть от городской суеты, мы направляемся в посёлок Синонимов и Антонимов, находящийся за тридевять земель от центра страны, почти у чёрта на куличках.. Здесь живут наши старые добрые знакомые. Давайте нагрянем к ним как снег на голову, т.е. неожиданно и убьём сразу двух зайцев (сделаем одновременно два дела):
1-й ряд: Подберите к данным фразеологизмам слова-синонимы
-Какие слова называются синонимами?
Как с гуся - ________________________________________
Ни рыба ни мясо- _______________________________________
Тёртый калач- ________________________________________
Два сапога- пара- ____________________________________
Рукой подать- ________________________________________
Слова для справок: стреляный воробей, ни то ни сё, одного поля ягоды, под носом, как о стенку горох
2-й ряд: Подберите фразеологизмы-антонимы
-Какие слова называются антонимами?
Давать волю языку- держать язык _________________________
Заварить кашу- расхлёбывать _____________________________
Повесить нос- воспрянуть ________________________________
Появиться на горизонте- ________________________________
Рукой подать- у чёрта _________________________________
5. На Кудыкиных горах
_Теперь мы отправляемся знаете куда?.... На Кудыкины горы. В каких случаях используется этот фразеологизм? (так отвечают на вопрос куда? , когда не хотят сказать правду). Путь нелёгкий. Поэтому держите ухо востро, не вешайте нос, а берите быка за рога, т.е. действуйте энергично с самого начала, в случае неудачи не валите с больной головы на здоровую.
Отгадайте, какие фразеологизмы имеются в виду, сформулируйте их. Когда так говорят?
Его вешают, приходя в уныние;
Его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Не цветы, а вянут;
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело;
А потом расхлёбывают, распутывают это дело;
Её «просит» рваная обувь;
Она в голове у тех, кто всё время путается.
-Назовите ключевые слова в каждой группе. В фразеологическом словаре слова расположены гнездовым способом.
6. Библиотека
И вот мы снова с вами в городе. Что это за здание? Биб-ли-о те-ка
В наше время не очень модно стало посещать это культурное заведение. Но я предлагаю вам на время стать белыми воронами, т. е. не похожими на всех и всё-таки сходить в библиотеку. Даю голову на отсечение, т. е. уверяю вас, что те, кто не бывает там. Не видят дальше своего носа из-за узости кругозора. Книг тут хоть пруд пруди на любой вкус. А вот и та, что пригодится нам.
Задание: выписать из текста 9 фразеологизмов.
Попались на удочку
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём. Костёр разложим, из ружья стрелять будем. Потом он мне покоя не давал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких он собак съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Растерялись мы. Вот пустомеля,- всё время морочит кому-нибудь голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, со мной пойдёте,- успокоил нас дед.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещёю
(Фразеологизмы: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову» собаку съесть; одним духом ; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.)
7. Зоопарк
-А сейчас вы побываете на седьмом небе, т.е. в состоянии наивысшего счастья, потому что мы плечом к плечу (вместе) идём в зоопарк.
Задание: вспомните, какие животные живут в фразеологизмах.
Пишет как ……лапой, на сердце………. скребут, ……….носа не подточит, белая….., брать……. за рога, как с ……… вода, ……… на смех, ……… на ухо наступил, как……. в воде, ……. не обидит, ……… съел, стреляный………., убить двух…… .
-Составьте предложения с некоторыми из них.
8. Улица мастеров.
Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:
На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один отрежь; шито белыми нитками (портной).
Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе (повар).
Ставить в тупик; зелёная улица» на всех парах (железнодорожник).
Как рукой сняло, затаить дыхание (врач).
-Какой вывод сделаем? (многие фразеологизмы пришли из разговорной речи, из речи людей разных профессий)
IV. Подведение итогов.
-Вот и закончилось наше путешествие. И у нас остались лишь впечатления от него и несколько записей. Изобразите своё впечатление на рисунке.
-Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?
Кто работал засучив рукава и не пропускал мимо ушей всё, что мы узнали нового в стране Фразеология, тот в два счёта, в один миг, в мгновение ока выполнит заключительное задание.
ТЕСТ
1.Вставьте подходящее по смыслу слово в фразеологизм как с…… вода
А) лошади Б) утки С) гуся Д) коровы
2. Этот фразеологизм имеет значение «запомнить»:
А) зарубить на носу Б) наложить вето С) прикусить язык Д) сесть в калошу
3. Укажите фразеологизмы-антонимы
А) сбросить маски- повернуть лицом Б)расхлёбывать кашу- воспрянуть духом
С) выходить из себя- пасть духом Д) рукой подать- у чёрта на куличках
4.Укажите фразеологизм, имеющий значение и «преувеличивать»
А) развесить уши Б) раздувать из мухи слона С) шевелить мозгами
Д) умывать руки
5.Фразеологизм «бить баклуши» имеет значение:
А) бегать Б) бездельничать С) лежать Д) спать
6. Фразеологизм имеет значение «зазнаваться»:
А) задирать нос Б) повесить нос С) совать нос не в своё дело Д) сложить руки
7. Фразеологизмы- это..
А) Слова одной части речи с противоположным значением.
Б) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.
С) Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи.
Д) устойчивые сочетания слов.
8.Найди фразеологизм
А) Девочка сидела, сложив руки на колени. Б) И скучно, и грустно, и некому руку подать. С) Сломя голову Иван бежал в столовую.
9. Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает:
А) сдерживающая сила Б) крайняя запущенность, загрязнённость
С) уязвимое место Д) двигательная сила
10. Вставьте пропущенное слово в фразеологизм «пишет как….. лапой»
А) лиса Б)воробей С) курица Д) ворона