kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие в мир Фразеологизмов" урок и презентация

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: вызвать интерес к языку

Задачи: научить распознавать фразеологические обороты, определять их значение, подбирать синонимы и антонимы; развивать речь, мышление; содействовать обогащению словарного запаса учащихся; воспитание любви к слову, культуры речи, нравственных качеств, поликультурное воспитание. Формы организации работы детей: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, рисунки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествие в мир Фразеологизмов»

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Тема: Путешествие в мир Фразеологизмов

Цель: вызвать интерес к языку

Задачи: научить распознавать фразеологические обороты, определять их значение, подбирать синонимы и антонимы; развивать речь, мышление; содействовать обогащению словарного запаса учащихся; воспитание любви к слову, культуры речи, нравственных качеств, поликультурное воспитание.

Формы организации работы детей: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, рисунки.



ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Мы держим путь в страну Фразеология. Но въезд туда закрыт. Добродушный стражник хочет помочь нам. Он готов пропустить нас , но с условием, что мы ответим на все его вопросы.

1-й вопрос: Что такое фразеология?

2-й вопрос: А что же такое фразеологизмы?

Вы справились с заданием. Стражник открывает ворота в страну Фразеология и приветствует нас на пороге очень добрым фразеологизмом : Добро пожаловать!

III. Путешествие в страну Фразеология

-Отправляясь в путешествие, принято брать с собой фотоаппарат или видеокамеру, но у нас нет ни того, ни другого. Поэтому я предлагаю их заменить на записные книжки.

1. Музей Фразеологизмов

-Нас приглашают войти в город. Прежде чем познакомиться с городом, мы изучим его главную достопримечательность- музей Фразеологизмов.

а) из этимологии слова фразеология

Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов: «фразис»- выражение и «логос»- учение, т.е. это наука, изучающая устойчивые выражения.

Значение фразеологизмов можно узнать в толковых словарях. Существуют также словари фразеологизмов. Например, Фразеологический словарь русского языка под редакцией Молоткова (1987 г.)

б) как появились фразеологизмы

Жили в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности.

Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются и вместе и по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда это необходимо, слова сливаются в неделимые сочетания-фразеологизмы. Например, существуют слова: вода, не, разлить, а если их объединить, то получится фразеологизм «водой не разлить».

Так говорят о крепкой дружбе. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями, другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями, третьи вышли из песен, сказок, загадок. Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной.

в) из истории происхождения фразеологизмов (рассказы учеников)

Семь пятниц на неделе , бить баклуши, Авгиевы конюшни, медвежья услуга, как с гуся вода.

2. Петровка -38

а) особенности фразеологизмов

-Здесь работают серьёзные и ответственные люди, которые знают всех жителей своей страны в лицо и выведут каждого на чистую воду, т.е. раскроют правду и достанут из-под земли, если они влипнут в скверную историю. Итак, перед нами общий портрет жителей этой загадочной страны.

Фразеологизм- устойчивое сочетание слов, оно образное, выразительное, употребляется в переносном значении, близко по значению одному слову, является одним членом предложения.

б) опознай фразеологизм

-Давайте мы научимся опознавать наших героев. Я думаю, что вы не ударите в грязь лицом, т.е. справитесь с заданием. Есть начало, а вот заключительные слова фразеологизмов потерялись, нам надо их отыскать.

Окончите фразеологизм, замените его одним словом:

Медвежья…., кто в лес…., ни к селу……, как снег……, засучив……, с горем….., бить….., задирать….., на лбу….., водить за….., как кошка с……. .

3. Музей изобразительных искусств

-Просто глаза разбегаются от изобилия картин, представленных на выставке юного художника. Яблоку негде упасть: так много желающих увидеть замысловатые рисунки. В поте лица, т. е. с большим усердием трудился автор картин и день и ночь. А вот назвать свои шедевры позабыл. Давайте дадим им название.

Определите, что это за фразеологизм, замените его одним словом.

(клевать носом, раздувать из мухи слона, глаза разбегаются)

Составьте предложения с некоторыми из них.

Автором этих юмористических картин является уч-ца нашей школа Абаева Дамиля.

Желаем ей нахватать с неба звёзд, т.е. достигнуть успеха в её увлечении.

4.Посёлок Синонимов и Антонимов

Чтобы немного отдохнуть от городской суеты, мы направляемся в посёлок Синонимов и Антонимов, находящийся за тридевять земель от центра страны, почти у чёрта на куличках.. Здесь живут наши старые добрые знакомые. Давайте нагрянем к ним как снег на голову, т.е. неожиданно и убьём сразу двух зайцев (сделаем одновременно два дела):

1-й ряд: Подберите к данным фразеологизмам слова-синонимы

-Какие слова называются синонимами?

Как с гуся - ________________________________________

Ни рыба ни мясо- _______________________________________

Тёртый калач- ________________________________________

Два сапога- пара- ____________________________________

Рукой подать- ________________________________________

Слова для справок: стреляный воробей, ни то ни сё, одного поля ягоды, под носом, как о стенку горох

2-й ряд: Подберите фразеологизмы-антонимы
-Какие слова называются антонимами?

Давать волю языку- держать язык _________________________

Заварить кашу- расхлёбывать _____________________________

Повесить нос- воспрянуть ________________________________

Появиться на горизонте- ________________________________

Рукой подать- у чёрта _________________________________

5. На Кудыкиных горах

_Теперь мы отправляемся знаете куда?.... На Кудыкины горы. В каких случаях используется этот фразеологизм? (так отвечают на вопрос куда? , когда не хотят сказать правду). Путь нелёгкий. Поэтому держите ухо востро, не вешайте нос, а берите быка за рога, т.е. действуйте энергично с самого начала, в случае неудачи не валите с больной головы на здоровую.

Отгадайте, какие фразеологизмы имеются в виду, сформулируйте их. Когда так говорят?

Его вешают, приходя в уныние;

Его задирают, зазнаваясь;

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.



Не цветы, а вянут;

Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;

Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.



Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотное дело;

А потом расхлёбывают, распутывают это дело;

Её «просит» рваная обувь;

Она в голове у тех, кто всё время путается.

-Назовите ключевые слова в каждой группе. В фразеологическом словаре слова расположены гнездовым способом.

6. Библиотека

И вот мы снова с вами в городе. Что это за здание? Биб-ли-о те-ка

В наше время не очень модно стало посещать это культурное заведение. Но я предлагаю вам на время стать белыми воронами, т. е. не похожими на всех и всё-таки сходить в библиотеку. Даю голову на отсечение, т. е. уверяю вас, что те, кто не бывает там. Не видят дальше своего носа из-за узости кругозора. Книг тут хоть пруд пруди на любой вкус. А вот и та, что пригодится нам.

Задание: выписать из текста 9 фразеологизмов.



Попались на удочку

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём. Костёр разложим, из ружья стрелять будем. Потом он мне покоя не давал: Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких он собак съел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу вечером. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Растерялись мы. Вот пустомеля,- всё время морочит кому-нибудь голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, со мной пойдёте,- успокоил нас дед.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещёю

(Фразеологизмы: пальчики оближешь; развесить уши; потерять голову» собаку съесть; одним духом ; морочить голову; плакать в три ручья; быть не в своей тарелке; ни в сказке сказать, ни пером описать.)

7. Зоопарк

-А сейчас вы побываете на седьмом небе, т.е. в состоянии наивысшего счастья, потому что мы плечом к плечу (вместе) идём в зоопарк.

Задание: вспомните, какие животные живут в фразеологизмах.

Пишет как ……лапой, на сердце………. скребут, ……….носа не подточит, белая….., брать……. за рога, как с ……… вода, ……… на смех, ……… на ухо наступил, как……. в воде, ……. не обидит, ……… съел, стреляный………., убить двух…… .

-Составьте предложения с некоторыми из них.

8. Улица мастеров.

Здесь в каждом домике живут фразеологизмы, возникшие в устной речи людей разных профессий. Определите, с какой профессией связано возникновение каждого фразеологического оборота:

  1. На один покрой; трещать по швам; семь раз отмерь, один отрежь; шито белыми нитками (портной).

  2. Калачом не заманишь; заварить кашу; толочь воду в ступе (повар).

  3. Ставить в тупик; зелёная улица» на всех парах (железнодорожник).

  4. Как рукой сняло, затаить дыхание (врач).

-Какой вывод сделаем? (многие фразеологизмы пришли из разговорной речи, из речи людей разных профессий)

IV. Подведение итогов.

-Вот и закончилось наше путешествие. И у нас остались лишь впечатления от него и несколько записей. Изобразите своё впечатление на рисунке.

-Какую роль играют фразеологизмы в нашей речи?

Кто работал засучив рукава и не пропускал мимо ушей всё, что мы узнали нового в стране Фразеология, тот в два счёта, в один миг, в мгновение ока выполнит заключительное задание.

ТЕСТ

1.Вставьте подходящее по смыслу слово в фразеологизм как с…… вода

А) лошади Б) утки С) гуся Д) коровы

2. Этот фразеологизм имеет значение «запомнить»:

А) зарубить на носу Б) наложить вето С) прикусить язык Д) сесть в калошу

3. Укажите фразеологизмы-антонимы

А) сбросить маски- повернуть лицом Б)расхлёбывать кашу- воспрянуть духом

С) выходить из себя- пасть духом Д) рукой подать- у чёрта на куличках

4.Укажите фразеологизм, имеющий значение и «преувеличивать»

А) развесить уши Б) раздувать из мухи слона С) шевелить мозгами

Д) умывать руки

5.Фразеологизм «бить баклуши» имеет значение:

А) бегать Б) бездельничать С) лежать Д) спать

6. Фразеологизм имеет значение «зазнаваться»:

А) задирать нос Б) повесить нос С) совать нос не в своё дело Д) сложить руки

7. Фразеологизмы- это..

А) Слова одной части речи с противоположным значением.

Б) Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению.

С) Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи.

Д) устойчивые сочетания слов.

8.Найди фразеологизм

А) Девочка сидела, сложив руки на колени. Б) И скучно, и грустно, и некому руку подать. С) Сломя голову Иван бежал в столовую.

9. Фразеологизм «авгиевы конюшни» обозначает:

А) сдерживающая сила Б) крайняя запущенность, загрязнённость

С) уязвимое место Д) двигательная сила

10. Вставьте пропущенное слово в фразеологизм «пишет как….. лапой»

А) лиса Б)воробей С) курица Д) ворона






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Путешествие в мир Фразеологизмов" урок и презентация

Автор: Жудро Татьяна Кирилловна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290200

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок-проект «Интересная фразеология»"
    ["seo_title"] => string(38) "urokproiektintieriesnaiafrazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "281430"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453532521"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация на тему "Путешествие в страну Русский язык" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-na-tiemu-putieshiestviie-v-stranu-russkii-iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "164110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422592940"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "конспект  урока информатики "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-informatiki-1"
    ["file_id"] => string(6) "198380"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428401405"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Конспект урока на тему "А trip to London""
    ["seo_title"] => string(39) "konspekt_uroka_na_temu_a_trip_to_london"
    ["file_id"] => string(6) "551270"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590381303"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "статья на тему «Развитие речи младших школьников как важнейший фактор формирования личности в рамках реализации ФГОС». "
    ["seo_title"] => string(131) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-riechi-mladshikh-shkol-nikov-kak-vazhnieishii-faktor-formirovaniia-lichnosti-v-ramkakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "174217"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424100204"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства