Внеклассное мероприятие
«Путешествие в страну «Русский язык»
Цели внеклассного мероприятия:
- Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку в 5-7 классах;
- Расширение знаний по русскому языку;
- Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия.
Учитель: Как вы думаете, хорошо ли мы знакомы с русским языком? Конечно. Ведь это наш родной язык - мы на нем говорим, читаем, пишем письма, слышим его по радио и с экранов телевизоров.
Что мы с ним знакомы, я согласна.
1-й ученик: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но сказки и песенки - это язык.
2-й ученик: Подросток идёт в школу, юноша шагает в институт. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там. Через слово он впервые узнаёт о том, чего ещё не видели его глаза. Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка.
1-й, 2-й ученики:
Учите русский –годы к ряду.
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда.
И та награда в нём самом.
Учитель: сегодня мы отправимся путешествовать в страну «Русский язык»и будем останавливаться на самых разных станциях.. Для этого класс разделится на две команды. А девизом для обеих команд будут слова: « И дома, и в школе будьте внимательны, русский язык всем учить обязательно!»(Слайд №1)
Представление команд, девиз, обращение к жюри, зрителям.
Разминка:
1.Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
( аз- бу- ка).
2.В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).
3.Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
4.Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
5.Какую строчку нельзя прочитать? (сделанную на швейной машинке).
6.Из каких букв можно приготовить вкусную пищу? (У-ха).
(Слайд №2.)
- Станция «Лексическая»..
Вспомним, что изучает такая наука ,как лексика? (Лексическое значение слова)
Задание. Угадай слово по его лексическому значению
1. Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
2. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
3. Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
4. Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена)
5. Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
6. Разговор двух лиц. (Диалог)
7. Памятный подарок. (Сувенир).
8. Устное народное творчество народа (Фольклор)
2. Станция «Части речи»(Слайд№3)
Следующая наша станция – это части речи. Ребята, вспомним какая наука изучает части речи? (Морфология).А сейчас вспомним такие части речи как числительное и глагол. Что обозначает числительное? (количество ) Что обозначает глагол? (действие).
Задание. 1.Каждая команда по очереди должна пропеть строчки из песни, содержащие числительное.(Слайд№4)
2.Каждая команда по очереди должна назвать действия, которые совершает повар. (Слайд№5)
3. Станция «Орфографическая» (Слайд№6)
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но, боже мой, сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки. (Слайд№7)
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки. Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Пьос
4. Станция «Словесная» (Слайд№8)
Рыдают слоги в каждой строчке:
- От наших слов - одни кусочки!
Но если части слов найдете,
То быстро вы слова прочтете. (Слайд№9)
Бессловесный, бессердечный, задержать, пропитание.
5. Станция «Фразеологическая». (Слайд№10)
Задание.Собери фразеологизмы(Слайд№11)
Повесить
Отводить
Вешать
Распустить
Сматывать
Смотреть сквозь
Ломать
Гореть под
Вставлять палки в
Сесть в
Голову
Нос
Колеса
Лапшу
Калошу
Глаза
Удочки
Нюни
Ногами
Пальцы
Продемонстрируй один из них.
6.Станция «Рассказчики» (Слайд№12)
Задание. Составить рассказ на одну букву.
В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
П или М(Слайд№13)
Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.
Жюри подводит итоги, вручение дипломов.
Учитель: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении русского языка. В заключении прозвучит стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути! (Слайд№14)