Если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении истории языка и желаете открыть для себя увлекательный мир русской речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам науки «Фразеология» и приступайте к изучению данного проекта.
Дидактические цели проекта:
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
Просмотр содержимого документа
«Урок-проект «Интересная фразеология»»
Урок-проект «Интересная фразеология»
Тип проекта: информационно-исследовательский
Категория учащихся: учащиеся 8-го класса
Предметная область: русский язык
Основополагающие вопросы:
Что такое фразеология?
Каковы источники фразеологии?
Каково значение и этимология фразеологизмов?
Аннотация проекта:
Если вы хотите подняться выше на ступеньку в изучении истории языка и желаете открыть для себя увлекательный мир русской речи, смело отправляйтесь с нами в интересное путешествие по страницам науки «Фразеология» и приступайте к изучению данного проекта.
Дидактические цели проекта:
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
приобретение навыков самостоятельной работы с небольшим объёмом информации.
Методические задачи проекта:
закрепить знания по фразеологии;
формировать умение правильно использовать в речи фразеологизмы.
Проблемы самостоятельных исследований:
откуда в речи появились фразеологизмы?
что произойдет с нашей речью, если не использовать фразеологизмы?
Результаты исследований:
Презентация исследовательской деятельности учащихся 8-го класса.
Этапы работы:
формирование тем исследования;
формирование группы для проведения исследования;
работа в группах;
подготовка презентации;
защита проекта;
коллективное обсуждение, результаты оценки.
Ход урока:
*Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка.
*Фразеологизмы – это устойчивые сочетания. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом.
*Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение фразеологизмов.
II) Прочитайте фразеологизмы со словом язык и объясните их значения. Найдите среди фразеологизмов синонимичные и антонимичные выражения.
Длинный язык
Острый язык
Эзопов язык
Язык развязался
Язык проглотил
Прикусить язык
Найти общий язык
Держать язык за зубами
III) Замените фразеологизмы словами-синонимами
1 гр) Сломя голову
Клевать носом
Сидеть сложа руки
Задирать нос
Зарубить на носу
2 гр) В час по чайной ложке
Сложить голову
От всей души
Ахиллесова пята
Болеть душой
3 гр) Встать с левой ноги
Гнаться за двумя зайцами
Голова на плечах
Делать из мухи слона –
Есть чужой хлеб -
4 гр) Ждать у моря погоды -
Заходить в тупик -
Мухи не обидит –
На седьмом небе –
Находить общий язык –
5 гр) С глазу на глаз –
Слово в слово –
Тише травы, ниже воды –
Яблоку негде упасть –
Час пик –
IV) Укажите фразеологизмы
1гр) Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай её узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
2 гр) Мой друг совсем повесил голову перед контрольным диктантом, потому что он делает много орфографических ошибок. Я долго ломал голову, когда разбирал предложение. Мама говорит, что у моего брата голова на плечах. Папа сказал, что каждый человек должен думать своей головой.
3 гр) Ребята работали засучив рукава. Бабушка встала ни свет ни заря. Ансар прочитал рассказ от начала до конца. Санжар целый день сидел сложа руки. Дина бросилась бежать со всех ног. Дана выполнила домашнюю работу как попало.
4 гр) Посещение театра – это праздник, к которому надо подготовиться и привести себя в порядок. В театре ставят различные пьесы. Есть такое, в которых описываются далекие времена, когда люди по-другому выражали свои чувства и мысли. Кое-что может вас удивить и даже насмешить. Но клевать носом или рассмеяться в трагический для героя момент, не суметь взять себя в руки, будет невежливо с вашей стороны.
5 гр) Мне кажется, ничего страшного не случилось, не следует делать из мухи слона. Он занял первое место на областных соревнованиях и задрал нос. Близнецы были похожи друг на друга как две капли воды. Ты же эту тему как свои пять пальцев знаешь.
V) Найдите продолжение предложений. Докажите правильность своего ответа, объяснив значения фразеологизмов.
Сауле так влюбилась, что совсем…
Он знает, что надо делать в каждой конкретной ситуации, вообще он…
Лена такая кокетка! Она … Мурату.
Мой брат приехал к нам, никого не предупредив, как …
Лучше не … и объясни, как все было.
Я знаю, что виновата ты, и не надо…
Я поручаю тебе это дело, но ты …
отвечать головой
вскружить голову
морочить голову
как снег на голову
человек с головой
потерять голову
сваливать с больной головы на здоровую
VI) Соберите фразеологизмы.
В, шагах, двух; одну, в, минуту; доброго, всего; в, держать, себя, руках; воды, капли, как, две; все, руки, мастер, на; ухо, медведь, на, наступил; небе, на, седьмом; язык, находить, общий; пуд, съесть, соли; зайцев, убить, двух; ни, чего, бы, стоило, это; час, ложке, чайной, через, по; слов, без, лишних; из, выходить, сухим, воды; в, соснах, заблудиться, трёх.
VII) Объясните значение следующих фразеологизмов и придумайте ситуацию , в которой бы использовались эти фразеологизмы.