Урок: «Формы представления информации» 5 класс. Составил учитель информатике и ИКТ Усачева Е.В
Цель: закрепление изученных навыков работы на компьютере и основных устройств ПК.
Основные понятия:
- код;
- кодирование;
- графический способ кодирования;
- числовой способ кодирования;
- символьный способ кодирования.
Оборудование:
- презентация "в мире кодов".
Задачи:
· Воспитательные:
· воспитание познавательной потребности, интереса к предмету;
· воспитание дисциплинированности;
· контроль за ТБ, правильностью посадки за ПК.
· Образовательные:
· проконтролировать уровень усвоения материала по теме: “ познакомить учащихся с новыми формами представления информации.
· Развивающие:
· совершенствовать навыки самостоятельной работы;
· развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.
Форма урока – урок - путешествие.
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя
Мы с вами изучали основные виды информации по способу восприятия, узнали азы способа передачи информации. Для того чтобы успешно работать на ПК необходимо хорошо знать виды информации по форме представления: и их назначение. И сегодня мы подведём первые итоги нашей работы. Давайте для этого отправимся в своеобразное путешествие.
Итак, тема нашего урока: Формы представления информации ”. Отправляясь в путешествие, люди собирают необходимый багаж, планируют и изучают маршрут, ставят перед собой какие то задачи. Но в дороге они обязательно встречают, что–то новое для себя. Давайте и мы начнём собираться. В качестве багажа возьмём наши знания и умения. И целью нашего путешествия будет закрепление изученных нами навыков работы с кодированием информацией.
Как говорил Сенека “Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным”. Эти слова станут эпиграфом нашего урока.
Я желаю Вам увлекательного путешествия и пусть ветер будет вам попутным.
II. Основная часть.
А вот и первый остров: числовая информация на нашем пути. Посмотрите ребята.
1 этап маршрута.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
0102030405060708091011
К Л М Н О П Р С Т У Ф
1213141516171819202122
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
2324252627282930313233
Расшифруйте с её помощью код
1015221618140120101201
20010213102401
Итак мы сейчас плавно переплыли на текстовый остров
2 этап маршрута.. текстовый остров. В нашем языке есть слова похожие на матрёшку. Внутри слова спрятаны другие слова.
Например: в слове черёмуха – муха, меч. Найди в данных словах затаившиеся. Аукцион
теперь отправляемся дальше, и на пути у нас волна Фразеологизмов,
- Дело в шляпе.
- Ставить палки в колеса.
- Сесть в калошу.
- Зарубить на носу.
3 этап маршрута. Графический остров
1. Фотографии – очень популярная, реалистичная, наглядная форма представления информации. Никакое описание не сравнится с фотографией. Дома у вас наверняка есть много фотографий, с помощью которых вы получаете много информации о своих родственниках, о себе, фотографии также хранят множество наших впечатлений о путешествиях, праздниках и других значительных событиях нашей жизни. Рассмотрите, пожалуйста, представленные фотографии, расскажите, какую информацию вы получили с их помощью.
Рисунок (картинка) – очень популярная и доступная форма представления информации. Вы видите на экране множество забавных картинок
Картинки-анимации также несут много информации.
Из схем мы также можем получить большое количество информации. Они помогают нам разобраться с новыми устройствами, а также помогают лучше понять и запомнить новый материал. Посмотрите на эти схемы, вы часто используете их на уроках русского языка. Поясните когда используются эти схемы, что они означают, приведите, пожалуйста, примеры.
Картинки-анимации также несут много информации. Выберите по рисунку и расскажите, какую информацию вы получили из него.
Наше путешествие подходит к концу. Посмотрите какой маршрут мы прошли. Кратко этапы маршрута.
1Числовой остров: кодовая таблица
2. Текстовый остров
3. Аукцион
4. Фразиологизмы
Для закрепления изученного мы с вами поработает в рабочей тетради
5. Текстовый остров: рисунок-смайлик
Оценки за урок. Самооценка.
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Когда мы говорим с кем–то лично или по телефону, наши эмоции проявляются через смех, выражение лица, интонации голоса, позу. При разговоре мы передаем собеседнику не только слова, но и эмоциональную информацию, которая не выражается словами.
Когда мы общаемся с человеком с помощью электронной почты, то наше единственное средство – это текст, набранный на экране компьютера. Собеседник не видит лица и не слышит голоса. Поэтому ему порой бывает трудно понять весь смысл послания.
Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley – улыбаться). Смайлик – это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое–то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.
Большинство из смайликов – это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.
:–) – радостное лицо
;–) – подмигивающая улыбка
: 0) – клоун
8: –) – маленькая девочка
Оцените себя, используя смайлики.
Учитель предлагает нарисовать детям смайлики в зависимости от того, как они оценивают свой успех на уроке:
: – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке.
: – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке.
: – ( – те, кто считает, что ему еще много нужно работать над данной темой.
Ребят, а как вы думаете можно ли было пойти по другому пути?
Используемая литература:
1. Босова Л.Л. Информатика-5 базовый курс Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007;
2. Босова Л.Л. Рабочая тетрадь-5 – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2007;
3. Информатика 5-7 классы: материалы к урокам/ Автор-составитель С.В.Сидорова.-Волгоград: Учитель, 2008. – 128 с.
4. Изучение курса информатики в средней школе: ППО №23. В 2-х частях.-Часть 2.-Барнаул:АКИПКРО, 2002.-68 стр.