презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"
Презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"
Данная презентация является сопровождением урока русского языка в 10 классе "Морфологические средства выразительности языка", Материал представлен в наглядной форме с использованием анимации. При наличии в кабинете экрана и проектора может значительно облегчить работу как учащихся, так и преподавателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"»
Морфологические средства выразительности речи
Презентация к уроку русского языка
10 класс
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Сосновская СОШ»
Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?
Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:
Дождик закрапал. закрапал по крыше .
Сейчас барабанить он станет,
Уже барабанит, уже барабанит.
Аллитерация
Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?
1. Умный дурак опасней врага.
2. Они сошлись:
Волна и камень,
Стихи и проза,
Лед и пламень..
3. Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный . прям-таки грандиозный!
4. Бахрома снегов сверкала на солнце
5. Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс
6. Море смеялось и плакало .
Проверка
1.Оксюморон
2. Антитеза
3. Градация
4. Метафора
5. Сравнение
6. Олицетворение
Определить роль глаголов в текстах
1. И , как судьба меня ни хлопай,
Я устремлен душой своей
К тебе., о синий Енисей!
2. Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..
Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?»
Проверка
1. Формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.
2. Употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному . как неопределенное
Какова роль существительных в стихотворении?
Свет ночной, ночные тени , Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымках тучка, пурпур розы, Отблеск янтаря,И лобзания, и слезы,И заря, заря! .. (А. А. Фет)
Определите выразительную роль приставки раз- (рас-) в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.
Рас-стояние: версты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели По двум разным концам земли. Рас-стояние: версты, дали... Нас расклеили, распаяли, В две руки развели, распяв, И не знали, что это сплав Вдохновений и сухожилий... Не рассóрили — рассори́ли,
Расслоили... Стена да ров. Расселили нас, как орлов — Заговорщиков: версты, дали... Не расстроили — растеряли. По трущобам земных широт Рассовали нас, как сирот. Который уж — ну который — март?! Разбили нас — как колоду карт!
Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки.
.Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:
Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:-ищ-е, -ищ-а: домище, ручища .
Составить предложения.
1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения
2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения
Игровой момент
Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации
Восторг от вида собора Нотр-Дам де Пари
Изумление перед красотой зведного неба
Умиление при виде животных
Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов
Издать юмористические приказы с использованием глаголов.
Составить текст-описание известной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:
1) всматриваясь в картину;
2) символизируя смелость и отвагу;
3) напряженно вглядываясь;
4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;
5) готовясь вступить в смертельную схватку;
6) внушая страх противнику;
7) спокойно наклонив голову;
8) почуя врага;
9) лукаво улыбаясь;
10) поражая находчивостью;
11) держа в правой руке гусли;
12) не боясь вражеских полчищ;
13) как будто возвышаясь над землей;
14) мужественно защищая свое Отечество
Исправьте ошибки в употреблении местоимений.
1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.
Исправьте ошибки в употреблении местоимений
2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать
3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.
Исправьте ошибки в употреблении местоимений
4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.
Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных
Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.