kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является сопровождением урока русского языка в 10 классе "Морфологические средства выразительности языка", Материал представлен в наглядной форме с использованием анимации.  При наличии в кабинете экрана и проектора может значительно облегчить работу как учащихся, так и преподавателя.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"»

Морфологические средства выразительности речи Презентация к уроку русского языка 10 класс Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна учитель русского языка и литературы МКОУ «Сосновская СОШ»

Морфологические средства выразительности речи

Презентация к уроку русского языка

10 класс

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Сосновская СОШ»

Повторение.  Какое средство выразительности здесь использовано? Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она. И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь: Дождик закрапал. закрапал по крыше . Сейчас барабанить он станет, Уже барабанит, уже барабанит. Аллитерация

Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?

  • Была тишина, тишина, тишина.
  • Вдруг грохотом грома сменилась она.
  • И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь:
  • Дождик закрапал. закрапал по крыше .
  • Сейчас барабанить он станет,
  • Уже барабанит, уже барабанит.

Аллитерация

Повторение.  Какое средство выразительности здесь использовано?

Повторение. Какое средство выразительности здесь использовано?

  • 1. Умный дурак опасней врага.
  • 2. Они сошлись:
  • Волна и камень,
  • Стихи и проза,
  • Лед и пламень..
  • 3. Смотри, какой дом- большой, огромный. громадный . прям-таки грандиозный!
  • 4. Бахрома снегов сверкала на солнце
  • 5. Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился Аракс
  • 6. Море смеялось и плакало .
Проверка

Проверка

  • 1. Оксюморон
  • 2. Антитеза
  • 3. Градация
  • 4. Метафора
  • 5. Сравнение
  • 6. Олицетворение
Определить роль глаголов в текстах

Определить роль глаголов в текстах

  • 1. И , как судьба меня ни хлопай,
  • Я устремлен душой своей
  • К тебе., о синий Енисей!
  • 2. Он вышел из-за своего большого рабочего стола. И мы уселись в креслах около низкого столика..
  • Меня выслушали внимательно, пометили что-то в блокноте, спросили: «Это и все, с чем вы пришли?»
Проверка

Проверка

  • 1. Формы повелительного наклонения глагола придает высказыванию оттенок разговорной непринужденности.
  • 2. Употребление форм множественного числа глаголов вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащего актуализирует действие и придает особую значимость лицу, представленному . как неопределенное
Какова роль существительных в стихотворении?

Какова роль существительных в стихотворении?

  • Свет  ночной, ночные  тениТени  без конца,  Ряд  волшебных  изменений   Милого лица.  В дымках тучка,  пурпур розы,  Отблеск янтаря,   И лобзания, и слезы,   И заря, заря! .. (А. А. Фет)
Определите выразительную роль приставки  раз- (рас-)  в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.

Определите выразительную роль приставки  раз- (рас-)  в стихотворении М. И. Цветаевой, посвященном Б. Л. Пастернаку.

  • Рас-стояние: версты, мили...  Нас рас-ставили, рас-садили,  Чтобы тихо себя вели  По двум разным концам земли.  Рас-стояние: версты, дали...  Нас расклеили, распаяли,  В две руки развели, распяв,  И не знали, что это сплав  Вдохновений и сухожилий...  Не рассóрили — рассори́ли, 
  • Расслоили...  Стена да ров.  Расселили нас, как орлов —  Заговорщиков: версты, дали...  Не расстроили — растеряли.  По трущобам земных широт  Рассовали нас, как сирот.  Который уж — ну который — март?!  Разбили нас — как колоду карт!
Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки.

Особое значение выразительности тексту придают суффиксы оценки.

  • . Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:
  • ик:-чик: -ок, -ёк: -к-: -оч-к -а,  -еч-к -а: -ец, -ц -о ( -е),  -иц -е,  -ец -о: -еньк -а,  -оньк -а: -ушк -а,  -юшк -а: -ышк -о:
  • Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:
  •            -ишк- о,  -ишк- а: город ишк о, человеч ишк а, хвастун ишк а ;            -ёнк- а,  -онк- а: изб ёнк а, шуб ёнк а, кляч онк а .
Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:  -ищ- е,  -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а . Составить предложения. 1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения 2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения
  • Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов: -ищ- е,  -ищ- а: дом ищ е, руч ищ а .
  • Составить предложения.
  • 1 группа с суффиксами уменьшительно- ласкательного значения
  • 2 группа с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения

Игровой момент

Игровой момент

  • Изобразите с помощью жестов и мимики следующие ситуации
  • Восторг от вида собора Нотр-Дам де Пари
  • Изумление перед красотой зведного неба
  • Умиление при виде животных
Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов Издать юмористические приказы с использованием глаголов.
  • Составить юмористический рассказ о школьной жизни с использованием глаголов
  • Издать юмористические приказы с использованием глаголов.
Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:

Составить текст-описание из­вестной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью следующих деепричастных оборотов:

  • 1) всматриваясь в картину;
  • 2) символизируя смелость и отвагу;
  • 3) напряженно вглядываясь;
  • 4) высоко поднимая сорокапудовую палицу;
  • 5) готовясь вступить в смертельную схватку;
  • 6) внушая страх противнику;
  • 7) спокойно наклонив голову;
  • 8) почуя врага;
  • 9) лукаво улыбаясь;
  • 10) поражая находчивостью;
  • 11) держа в правой руке гусли;
  • 12) не боясь вражеских полчищ;
  • 13) как будто возвышаясь над землей;
  • 14) мужественно защищая свое Отечество
Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

  • 1).Если кто-нибудь скажет мне что-либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок: на столе лежал молоток без никакой пользы. По окончании своей школы я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!.
Исправьте ошибки в употреблении местоимений

Исправьте ошибки в употреблении местоимений

  • 2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там отдыхать
  • 3)Гусь среди их был самый старый и степенный. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.
Исправьте ошибки в употреблении местоимений

Исправьте ошибки в употреблении местоимений

  • 4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть.. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер. Отец умер, когда ему было шесть лет.
Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных   Звуки, издаваемые  человеком Звуки, издаваемые  животными Апчхи, ха-ха-ха, хо-хо-хо,  гы-гы-гы Звуки, издаваемые  предметами Мяу, хрю-хрю, ку-ку,  гав-гав, ква-ква Бах, хлоп,  щелк, тресь    батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш  ,:  хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости, :  вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно  ;

Используя междометия и звукоподражательные слова, составить рассказ о животных

Звуки, издаваемые человеком

Звуки, издаваемые животными

Апчхи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, гы-гы-гы

Звуки, издаваемые предметами

Мяу, хрю-хрю, ку-ку, гав-гав, ква-ква

Бах, хлоп, щелк, тресь

батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш  ,:  хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости, вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно  ;

Междометия для выражения:

Междометия для выражения:

  • эмоций
  • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...
  • ах, бог с тобой, боже мой, браво, вот это да, вот тебе раз, ну, да ну, господи, ей-богу, как бы не так, как же, ну и ну, ага, о, ой, ай-ай-ай, фу...
  • команды, приказа, призыва, побуждения к действию на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...
  • на (возьми), фас, кис-кис, алле, цып-цып, майна, вира, бай-бай, тсс, стоп, алло, караул, чу, айда, марш, кыш, брысь, но, тпру, цыц, шабаш, ну-ка, ау...
  • речевого этикета здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...
  • здравствуй(те), до свидания, спасибо, благодарю, прощай(те), прости(те), пожалуйста, всего хорошего, мое почтение, привет, пока, здорово...
Междометия

Междометия

  • Гм. Эге.. Вжик .Дудки. Грох (хлоп). Шмыг.. Бе.Стоп. Бис.. Брень. Ага, ай, ах, ба, ого, ой, ох, тьфу, увы, ух, э, эах, эге, эх Айда, ау, баста, вон, гоп, ура, эге-гей, эй
  •  
В завершение

В завершение

  • Вы скоро станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
презентация к уроку "Морфологические средства выразительности языка"

Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока по теме: "Глагол. Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 5 классе" "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-tiemie-glaghol-obobshchieniie-i-sistiematizatsiia-izuchiennogho-o-ghlagholie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221554"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435410042"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку повторения и обобщения знаний по теме "Причастие" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-k-uroku-povtorieniia-i-obobshchieniia-znanii-po-tiemie-prichastiie"
    ["file_id"] => string(6) "142970"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418400240"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Частица как часть речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(50) "chastitsa-kak-chast-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "184509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426062407"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Конспект урока "Имя существительное-как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-imia-sushchiestvitiel-noie-kak-chast-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "196571"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428070402"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью  В." "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-na-tiemu-podghotovka-k-gia-rabota-s-chast-iu-v"
    ["file_id"] => string(6) "127853"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415381581"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства