Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью В."
Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью В."
Цели урока:
Обучающие: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при подготовке к сдаче ГИА.
Развивающие: развивать: орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, умения аргументировать, доказывать; развивать творческие возможности учащихся; вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.
Воспитательные: формирование языковой компетенции; воспитывать интерес к чтению, уважение к слову; воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.
Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный и устный опросы, индивидуальная, групповая, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Подготовка к ГИА.Часть В», раздаточный материал (тесты, тексты), лист самоконтроля, тетради, презентация «Моя малая родина».
Ход урока:
Оргмомент.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами из стихотворения
Н.А. Некрасова :
Опять она, родная сторона,
С её зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
У: Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?
У: Основная тема урока : Подготовка к ГИА. Работа над частью В.
У: Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.
У: Вернемся к словам Некрасова. А почему только на родной земле может творить поэт?
У: (Читаю стихотворение еще раз) Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью В." »
Открытый урок по русскому языку в 9 классе
Тема : «Подготовка к ГИА. Часть В»
Цели урока:
Обучающие: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при подготовке к сдаче ГИА.
Развивающие: развивать: орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, умения аргументировать, доказывать; развивать творческие возможности учащихся; вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.
Воспитательные: формирование языковой компетенции; воспитывать интерес к чтению, уважение к слову; воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.
Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.
Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный и устный опросы, индивидуальная, групповая, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Подготовка к ГИА.Часть В», раздаточный материал (тесты, тексты), лист самоконтроля, тетради, презентация «Моя малая родина».
Ход урока:
Оргмомент.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами из стихотворения
Н.А. Некрасова :
Опять она, родная сторона,
С её зеленым, благодатным летом;
И вновь душа поэзии полна.
Да, только здесь могу я быть поэтом.
У: Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?
О: Родины, родной природы.
У: Да, действительно это так. И выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже очевидно догадались, единая лексическая тема нашего урока - это тема Родины, родной природы. Цитатой дня – её вы видите на доске - будут слова из данного четверостишия : « И вновь она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна»
У: Основная тема урока : Подготовка к ГИА. Работа над частью В.
У: Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.
У: Вернемся к словам Некрасова. А почему только на родной земле может творить поэт?
У: (Читаю стихотворение еще раз) Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?
У: 1) Синтаксис. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.
Опять она = р…дная ст…р…на=(обособл.опред., относящ-ся к личн.местоим.
С её з…леным= благ…датным летом; (БСП,т.к. есть внутри зн.пр.)
И вновь душа п…эзии п…лна.
Да= только …десь м…гу я быть п…этом. (Слова-предлож.ДА и НЕТ выдел. запятыми, если выражают утверждение или отрицание в сочетании с предложением). (Н. А. Некрасов)
У: 2)Фонетика. Сделайте фонетический разбор слова поэзия с места. Транскрипцию запишите в тетради и на доске.
О: по-э-зи-я-4 слога [п а э з и й а]
п [п]-согласный, глухой, твердый б/п
о [а]- гласный, безударный
э [э]- гласный, ударный
з [з ]- согласный, звонкий, мягкий, з/с
и [и]- гласный, безударный
я [й ]-согласный, звонкий, сонорный, мягкий
[а]- гласный, безударный
6 букв, 7 звуков.
У: 3) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.
О: Благодатный благодать (суффиксальный способ)
Благодатный (благое дать)
У: 4) Лексика. Вот какое толкование слову благодатный дано в толковом словаре С.И. Ожегова и Н. Ф. Шведовой:
У: В каком значении употреблено слово в стихотворении?
О: В 1-м.
У: 5) Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом, я с места устно.
О: Поэтом-(кем?)-имя сущ-ое., н.ф. поэт, нариц., одушевл., конкретное, м. р., 2-е скл., ед.ч., Т.п., в предложении является дополнением.
О: Я – местоимение, н.ф. я, личное, 1-е лицо, ед.ч., И.п., в предложении—подлежащее.
О: Хорошо, ребята.
Проверка домашнего задания.
У: А сейчас проверим домашнее задание. Дома вы должны были повторить материал по теме «Словосочетание» и письменно привести примеры.
У: Что такое словосочетание?
О: Словосочетание – это соединение 2-х или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию ( т.е. входит в речь) только в составе предложения. К словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи.
3) Сочетание самостоятельной и служебной частей речи.
Например: лес зазвенел, легко и быстро, около пруда.
У: Назовите типы связи слов в словосочетании.
1) Согласование
2) Управление
3) Примыкание
У: Расскажите о согласовании.
О: Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Главное слово – существительное, а зависимое – прилагательное, причастие, местоимение или числительное.
Например: красивый почерк, улыбающийся ребенок, моего друга, второй ряд.
У: Следующий вид связи – управление.
О: Управление – вид подчинительной связи, где зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Находится зависимое слово при главном в форме косвенного падежа.
Например: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.
У: И третий вид связи – примыкание.
О: Примыкание – вид связи, при котором зависимое слово – это неизменяемая часть речи, т.е. наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, простая форма сравнительной степени им.прилагательного или наречия, притяжательные местоимения 3-го лица, ед.ч. (его, её, их).
Например: дышится легко (наречие)
хотел учиться (инфинитив)
мальчик постарше (простая форма сравнительной степени прилагательного
или наречия)
её портрет (притяжательное местоимение 3-го лица ед.ч.)
У: Хорошо. Итак, для того, чтобы выполнить задание В2 необходимо:
Определить грамматическое значение словосочетания;
Найти главное слово, оставить его неизменным;
Изменить способ связи зависимого слова с главным;
Для этого меняем зависимое на однокоренное;
Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному;
Помнить, что, если вы просто поменяли слова местами, вы не изменили способ связи между ними.
У: Закрепим вышесказанное. Замените данные словосочетания со связью согласование на синонимичные со связью управление. Устно.
Плавательный бассейн --- (бассейн для плавания)
Зрительный зал --- (зал для зрителей)
Библиотечная книга --- (книга из библиотеки)
Хрустальная ваза --- (ваза из хрусталя)
Отроческие годы --- (годы отрочества)
У: Проверим себя, выполнив тест. Задания распечатаны и лежат у вас на партах.
У: А теперь проверим ваши работы.
Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову потерял, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание.
О: Потерял навсегда.
Замените словосочетание медная пуговица, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.
О: Пуговица из меди.
Какие слова не являются словосочетанием?
Вокруг дома
Великий композитор
Отчаянно сражаться
Приносить пользу
О: А
Определите тип подчинительной связи.
Серебряное блюдо (согл.)
Очень хорошо (примык.)
Слова из текста (упр.)
У: Поднимите руку, кто все задания выполнил правильно.
У: А сколько минусов поставили те, кто допустил ошибки?
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(Наклоны вперёд и назад.)
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
( Рывки руками перед грудью.)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
У: Еще раз, ребята, хочу напомнить вам, что сегодня мы продолжаем подготовку к ГИА.
Давайте вспомним о структуре ГИА по русскому языку.
1 –я часть --- сжатое изложение прослушанного текста
2 –я часть --- чтение и анализ печатного текста, выполнение тестов.
3 –я часть --- написание небольшого по объему сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста.
Работа с текстом.
У: У вас на партах лежат распечатанные тексты и задания части В.
Сейчас вы разделитесь на 3 подгруппы и будете работать с текстом.
У: Читаем выразительно текст. (Рыженкова К.)В вашем распоряжении 5 минут, чтобы просмотреть задания части В.
У: Задание В1Читаем задание вслух и выполняем.
О: Спасовали --- струсили, сдались, отступили.
У: Задание В2Читаем задание вслух и выполняем.
О: Пилила здесь.
У: Задание В3
О: Трактор узколоб, два глаза глядят.
У: (В3) Выпишите грамматическую основу предложений
1) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.
( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)
2) Сергей в свои пятнадцать лет был человеком самостоятельным, и все знали: Сергей живёт своим умом.
( Сергей был человеком самостоятельным, все знали, Сергей живёт) (3)
3)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.
( Сергей поднырнул) (1)
У: Задание В4
О: 21 (не сговариваясь)
У: Найдите в данных предложениях обособленные обстоятельства и определения. Объясните знаки препинания.
Гимназист быстро поднимался вверх по канату, ловко перебирая руками.
Клетка, накрытая тёмной материей, стояла в углу.
Он стоял, приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, зорко вглядываясь в ночь.
У: Задание В5
О: 2 (одним словом)
У: Найдите предложение или предложения, где есть вводные слова. Расставьте знаки препинания.
1) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет. 2) Сначала новое дело кажется трудным. 3) Кажется, мы приближаемся к разгадке тайны. 4) По-твоему, мы сбились с пути.
У: Задание В6
О: 2 (1) тракторист посмотрел, сощурился и сказал ; 2) машина ослепила )
У: Определите количество грамматических основ в данных предложениях.
1)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун -большой праздник для крестьянских мальчиков (Тургенев).
2) Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина.
3) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.
У: Задание В7
О: 1
У: В логу,(1) среди моховых валунов,(2) речка не торопится. Ледяная вода струится, (3) огибая камни, (4) и только там, (5) где течение реки выходит на скользкую плиту, (6) она начинает мурлыкать говорливо, (7) но однообразно. Кругом молчание, (8) вокруг все спокойно.
1. Укажите № запятой, которая разделяет части БСП.
2. Укажите № запятой, которая разделяет части ССП.
3. Укажите № запятой, которая разделяет части СПП.
У: Задание В8
У: Ребята, какие виды подчинения придаточных вы знаете?
О: 25
У: Начертите на доске схему этого предложения.
У: Определите вид подчинения. Начертите схему предложения.
№1 Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что С. Королев - конструктор и основатель советской космонавтики. (1.Однородное)
№2Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной - космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире. (2.Последовательное)
№3Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло. (3.Параллельное)
У: Задание В 9
О: 1
Домашнее задание.
У: Хорошо, ребята. Задание на дом вам будет такое: Написать сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста (предложение 15) : «Красота – вот вам и причина»
Итоги урока.
У: Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли ли мы выполнить поставленные в начале урока цели?
У: Мы повторили : выразительные средства языка, сведения о ССП, СПП, БСП, обособление определений и обстоятельств, знаки препинания при вводных словах.
Рефлексия.
У: Заполните листок самоконтроля. Он у вас на столах.
Оценки за урок:
У: Лексическая тема сегодняшнего урока была тема Родины, родной природы. И в заключение мне хотелось бы еще раз вернуться к этой теме и показать презентацию, посвященную нашей малой родине.