kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью В."

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:

                       Обучающие:   повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при подготовке к сдаче ГИА.

                        Развивающие:  развивать: орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, умения аргументировать, доказывать; развивать творческие возможности учащихся; вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.

                       Воспитательные:  формирование языковой компетенции; воспитывать интерес к чтению, уважение к слову; воспитывать любовь к родной природе.

Тип урока: Систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.

Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод                   актуализации опорных знаний.

Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный и устный опросы, индивидуальная, групповая, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Подготовка к ГИА.Часть В», раздаточный материал (тесты, тексты), лист самоконтроля, тетради, презентация  «Моя малая родина».                 

                                          Ход урока:

  1. Оргмомент.

У:  Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами из стихотворения

 Н.А. Некрасова :

                     Опять она, родная сторона,

                     С её зеленым, благодатным летом;

                     И вновь душа поэзии полна.

                     Да, только здесь могу я быть поэтом.

У:  Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?

У:  Основная тема урока : Подготовка к ГИА. Работа над частью В.

У:  Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.

У:  Вернемся к словам Некрасова. А почему только на родной земле может творить поэт?

У:  (Читаю стихотворение еще раз) Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

      Эпитеты- зеленое, благодатное лето; родная сторона.

У:  А как называется такой прием «поэзии полна»?

  1. Лингвистическая разминка.

У:  1) Синтаксис. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.

У:  2)Фонетика. Сделайте фонетический разбор слова поэзия с места. Транскрипцию запишите в тетради и на доске.

У:  3) Словообразование. Сделать словообразовательный  разбор и разбор по составу слова благодатный.

У:   4) Лексика. Вот какое толкование слову благодатный дано в толковом словаре С.И. Ожегова и Н. Ф. Шведовой:

У:  5) Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом, я с места устно.

  1. Проверка домашнего задания.

У:  Закрепим вышесказанное. Замените данные словосочетания со связью согласование на синонимичные со связью управление. Устно.

У:  Проверим себя, выполнив тест. Задания распечатаны и лежат у вас на партах.

У:  А теперь проверим ваши работы.

  1. Физкультминутка.
  2. Работа с текстом.

      Сейчас вы разделитесь на 3 подгруппы и будете работать с текстом.

У:  Читаем выразительно текст.  В вашем распоряжении 5 минут, чтобы просмотреть задания части В.

У:  Задание В1  Читаем задание вслух и выполняем.

У:  Задание В2   Читаем задание вслух и выполняем.

У:  Задание В3 

У:  (В3)  Выпишите грамматическую основу предложений

У:  Задание В4 

У:  Найдите в данных предложениях обособленные обстоятельства и определения. Объясните знаки препинания.

У:  Задание В5

У:  Найдите предложение или предложения, где есть вводные слова. Расставьте знаки препинания.

У:  Задание В6

У:  Определите количество грамматических основ в данных предложениях.

У:  Задание В7 

У:  Задание В8

У:  Определите вид  подчинения. Начертите схему предложения.

У:  Задание В 9

Домашнее задание

  Итоги урока.

 Рефлексия.

 Оценки за урок:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью В." »

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

Тема : «Подготовка к ГИА. Часть В»


Цели урока:

Обучающие: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике при подготовке к сдаче ГИА.

Развивающие: развивать: орфографическую и пунктуационную зоркость учащихся, умения аргументировать, доказывать; развивать творческие возможности учащихся; вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.

Воспитательные: формирование языковой компетенции; воспитывать интерес к чтению, уважение к слову; воспитывать любовь к родной природе.


Тип урока: Систематизация и обобщение знаний. Урок-практикум.


Методы обучения: метод активизации познавательной деятельности, метод актуализации опорных знаний.


Педагогические технологии: компьютерные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.


Формы: классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный и устный опросы, индивидуальная, групповая, коллективная форма организации работы, тренинговые упражнения, тестовые задания.


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Подготовка к ГИА.Часть В», раздаточный материал (тесты, тексты), лист самоконтроля, тетради, презентация «Моя малая родина».















Ход урока:

  1. Оргмомент.


У: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами из стихотворения

Н.А. Некрасова :


Опять она, родная сторона,

С её зеленым, благодатным летом;

И вновь душа поэзии полна.

Да, только здесь могу я быть поэтом.


У: Скажите, пожалуйста, ребята, к какой теме относится четверостишие, которое я только что прочитала?

О: Родины, родной природы.


У: Да, действительно это так. И выбрала это четверостишие я не случайно, потому что, как вы уже очевидно догадались, единая лексическая тема нашего урока - это тема Родины, родной природы. Цитатой дня – её вы видите на доске - будут слова из данного четверостишия : « И вновь она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна»


У: Основная тема урока : Подготовка к ГИА. Работа над частью В.


У: Цель урока: вырабатывать навык работы над тестовой частью ГИА.


У: Вернемся к словам Некрасова. А почему только на родной земле может творить поэт?


У: (Читаю стихотворение еще раз) Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт?

О: Метафора- душа поэзии полна.

Эпитеты- зеленое, благодатное лето; родная сторона.


У: А как называется такой прием «поэзии полна»?

О: Инверсия.


  1. Лингвистическая разминка.

У: Запишите в тетрадях дату и тему урока.


У: А теперь лингвистическая разминка.


У: 1) Синтаксис. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их.


Опять она = р…дная ст…р…на=(обособл.опред., относящ-ся к личн.местоим.

С её з…леным= благ…датным летом; (БСП,т.к. есть внутри зн.пр.)

И вновь душа п…эзии п…лна.

Да= только …десь м…гу я быть п…этом. (Слова-предлож.ДА и НЕТ выдел. запятыми, если выражают утверждение или отрицание в сочетании с предложением). (Н. А. Некрасов)


У: 2)Фонетика. Сделайте фонетический разбор слова поэзия с места. Транскрипцию запишите в тетради и на доске.

О: по-э-зи-я-4 слога [п а э з и й а]

п [п]-согласный, глухой, твердый б/п

о [а]- гласный, безударный

э [э]- гласный, ударный

з [з ]- согласный, звонкий, мягкий, з/с

и [и]- гласный, безударный

я [й ]-согласный, звонкий, сонорный, мягкий

[а]- гласный, безударный

6 букв, 7 звуков.


У: 3) Словообразование. Сделать словообразовательный разбор и разбор по составу слова благодатный.


О: Благодатный  благодать (суффиксальный способ)

Благодатный (благое дать)


У: 4) Лексика. Вот какое толкование слову благодатный дано в толковом словаре С.И. Ожегова и Н. Ф. Шведовой:


Благодатный – слово многозначное

  1. Приносящий довольство, радость (высокое)

  2. Исполненный благодати// дарующий счастье, блаженство.


У: В каком значении употреблено слово в стихотворении?

О: В 1-м.


У: 5) Морфология. Сделать морфологический разбор слов поэтом, я с места устно.


О: Поэтом-(кем?)-имя сущ-ое., н.ф. поэт, нариц., одушевл., конкретное, м. р., 2-е скл., ед.ч., Т.п., в предложении является дополнением.


О: Я – местоимение, н.ф. я, личное, 1-е лицо, ед.ч., И.п., в предложении—подлежащее.


О: Хорошо, ребята.




  1. Проверка домашнего задания.

У: А сейчас проверим домашнее задание. Дома вы должны были повторить материал по теме «Словосочетание» и письменно привести примеры.


У: Что такое словосочетание?


О: Словосочетание – это соединение 2-х или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию ( т.е. входит в речь) только в составе предложения. К словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи.


Например: грамотно писал, голубое небо, слушаем музыку.


У: Что не является словосочетанием?


О: 1) Грамматическая основа предложения

2) Однородные члены предложения

3) Сочетание самостоятельной и служебной частей речи.


Например: лес зазвенел, легко и быстро, около пруда.


У: Назовите типы связи слов в словосочетании.


1) Согласование

2) Управление

3) Примыкание


У: Расскажите о согласовании.


О: Согласование – вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Главное слово – существительное, а зависимое – прилагательное, причастие, местоимение или числительное.


Например: красивый почерк, улыбающийся ребенок, моего друга, второй ряд.


У: Следующий вид связи – управление.

О: Управление – вид подчинительной связи, где зависимое слово – имя существительное и все слова с признаками существительного. Находится зависимое слово при главном в форме косвенного падежа.


Например: ненависть к врагу, читать книгу, любовь к Родине.


У: И третий вид связи – примыкание.

О: Примыкание – вид связи, при котором зависимое слово – это неизменяемая часть речи, т.е. наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола, простая форма сравнительной степени им.прилагательного или наречия, притяжательные местоимения 3-го лица, ед.ч. (его, её, их).


Например: дышится легко (наречие)

хотел учиться (инфинитив)

мальчик постарше (простая форма сравнительной степени прилагательного

или наречия)

её портрет (притяжательное местоимение 3-го лица ед.ч.)


У: Хорошо. Итак, для того, чтобы выполнить задание В2 необходимо:

  • Определить грамматическое значение словосочетания;

  • Найти главное слово, оставить его неизменным;

  • Изменить способ связи зависимого слова с главным;

  • Для этого меняем зависимое на однокоренное;

  • Проверить, является ли подобранное слово однокоренным к исходному;

  • Помнить, что, если вы просто поменяли слова местами, вы не изменили способ связи между ними.

У: Закрепим вышесказанное. Замените данные словосочетания со связью согласование на синонимичные со связью управление. Устно.

Плавательный бассейн --- (бассейн для плавания)

Зрительный зал --- (зал для зрителей)

Библиотечная книга --- (книга из библиотеки)

Хрустальная ваза --- (ваза из хрусталя)

Отроческие годы --- (годы отрочества)


У: Проверим себя, выполнив тест. Задания распечатаны и лежат у вас на партах.


У: А теперь проверим ваши работы.

  1. Из списка слов (документ, на улице, навсегда, в лесу) подберите зависимое слово к слову потерял, чтобы получилось словосочетание, построенное на основе связи примыкание.

О: Потерял навсегда.


  1. Замените словосочетание медная пуговица, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление.

О: Пуговица из меди.

  1. Какие слова не являются словосочетанием?

  1. Вокруг дома

  2. Великий композитор

  3. Отчаянно сражаться

  4. Приносить пользу

О: А

  1. Определите тип подчинительной связи.

  1. Серебряное блюдо (согл.)

  2. Очень хорошо (примык.)

  3. Слова из текста (упр.)

У: Поднимите руку, кто все задания выполнил правильно.

У: А сколько минусов поставили те, кто допустил ошибки?

  1. Физкультминутка



Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

( Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.



У: Еще раз, ребята, хочу напомнить вам, что сегодня мы продолжаем подготовку к ГИА.


Давайте вспомним о структуре ГИА по русскому языку.

1 –я часть --- сжатое изложение прослушанного текста

2 –я часть --- чтение и анализ печатного текста, выполнение тестов.

3 –я часть --- написание небольшого по объему сочинения - рассуждения на основе прочитанного текста.


  1. Работа с текстом.


У: У вас на партах лежат распечатанные тексты и задания части В.

Сейчас вы разделитесь на 3 подгруппы и будете работать с текстом.


У: Читаем выразительно текст. (Рыженкова К.)В вашем распоряжении 5 минут, чтобы просмотреть задания части В.


У: Задание В1 Читаем задание вслух и выполняем.

О: Спасовали --- струсили, сдались, отступили.


У: Задание В2 Читаем задание вслух и выполняем.

О: Пилила здесь.


У: Задание В3

О: Трактор узколоб, два глаза глядят.


У: (В3) Выпишите грамматическую основу предложений

1) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.

( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)

2) Сергей в свои пятнадцать лет был человеком самостоятельным, и все знали: Сергей живёт своим умом.

( Сергей был человеком самостоятельным, все знали, Сергей живёт) (3)

3)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.

( Сергей поднырнул) (1)



У: Задание В4

О: 21 (не сговариваясь)

У: Найдите в данных предложениях обособленные обстоятельства и определения. Объясните знаки препинания.

  1. Гимназист быстро поднимался вверх по канату, ловко перебирая руками.

  2. Клетка, накрытая тёмной материей, стояла в углу.

  3. Он стоял, приподнявшись на цепких полусогнутых ногах, зорко вглядываясь в ночь.


У: Задание В5

О: 2 (одним словом)


У: Найдите предложение или предложения, где есть вводные слова. Расставьте знаки препинания.

1) К счастью, в стороне блеснул тусклый свет.
2)  Сначала новое дело кажется трудным.
3)  Кажется, мы приближаемся  к разгадке тайны.
4)  По-твоему, мы сбились с пути.


У: Задание В6

О: 2 (1) тракторист посмотрел, сощурился и сказал ; 2) машина ослепила )


У: Определите количество грамматических основ в данных предложениях.

1)Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун -большой праздник для крестьянских мальчиков (Тургенев).


2) Наконец пробило шесть часов, и подали тарантас Рудина.


3) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.



У: Задание В7

О: 1

У: В логу,(1) среди моховых валунов,(2) речка не торопится. Ледяная вода струится, (3) огибая камни, (4) и только там, (5) где течение реки выходит на скользкую плиту, (6) она начинает мурлыкать говорливо, (7) но однообразно. Кругом молчание, (8) вокруг все спокойно.

1. Укажите № запятой, которая разделяет части БСП.

2. Укажите № запятой, которая разделяет части ССП.

3. Укажите № запятой, которая разделяет части СПП.


У: Задание В8

У: Ребята, какие виды подчинения придаточных вы знаете?

О: 25

У: Начертите на доске схему этого предложения.



У: Определите вид подчинения. Начертите схему предложения.

1 Из энциклопедии я узнал, что Коперник был древним исследователем Земли, что С. Королев - конструктор и основатель советской космонавтики. (1.Однородное)



2 Валентина Терешкова открыла путь к звёздам, так как стала первой женщиной - космонавтом, которой восхищались миллионы людей во всем мире. (2.Последовательное)


3 Когда посещаешь музей космодрома Байконур, как бы становишься астронавтом, потому что видишь уникальные предметы космического быта: скафандры, пищу, космическое кресло. (3.Параллельное)




У: Задание В 9

О: 1


  1. Домашнее задание.

У: Хорошо, ребята. Задание на дом вам будет такое: Написать сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фразы текста (предложение 15) : «Красота – вот вам и причина»

  1. Итоги урока.

У: Наш урок подходит к концу. Давайте вместе выясним, смогли ли мы выполнить поставленные в начале урока цели?

У: Мы повторили : выразительные средства языка, сведения о ССП, СПП, БСП, обособление определений и обстоятельств, знаки препинания при вводных словах.

  1. Рефлексия.

У: Заполните листок самоконтроля. Он у вас на столах.

  1. Оценки за урок:



  1. У: Лексическая тема сегодняшнего урока была тема Родины, родной природы. И в заключение мне хотелось бы еще раз вернуться к этой теме и показать презентацию, посвященную нашей малой родине.

  2. На этом урок закончен. Спасибо за работу, ребята.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока на тему "Подготовка к ГИА. Работа с частью В."

Автор: Чудова Ирина Николаевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Сжатое изложение"."
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-na-tiemu-szhatoie-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "249813"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446980719"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Разработка урока по теме: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-uroka-po-tiemie-slozhnopodchiniennyie-priedlozhieniia-s-nieskol-kimi-pridatochnymi"
    ["file_id"] => string(6) "169986"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423491077"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока русского языка на тему "Понятие сложноподчинённого предложения" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-poniatiie-slozhnopodchinionnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "209414"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431127369"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Урок  русского языка по теме: «Работа с текстом как один из способов подготовки к ГИА» "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-odin-iz-sposobov-podghotovki-k-gia"
    ["file_id"] => string(6) "113666"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410851318"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства