kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Риторика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Риторика- филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности, близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи. Работа состоит из разделов:

высказывания об искусстве красноречия

современные риторики

содержание курса риторики

законы современной общей риторики

качества речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Риторика" »

ПРЕПОДАВАНИЕ РИТОРИКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Средневековая гравюра «Семь наук: Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Астрономия, Музыка, Геометрия». Савченко К.В.

ПРЕПОДАВАНИЕ РИТОРИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Средневековая гравюра «Семь наук: Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Астрономия, Музыка, Геометрия».

Савченко К.В.

Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство ) – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной и письменной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи. Зачем, О смертные, мы всем другим наукам Стараемся учиться так усердно, А речь, единую царицу мира, Мы забываем? Вот кому служить Должны мы все, за плату дорогую Учителей сводя, чтоб тайну слова Познавши, убеждая, -- побеждать! Еврипид

Риторика (греч. rhetorike – ораторское искусство ) – филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах устной и письменной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи.

Зачем,

О смертные, мы всем другим наукам

Стараемся учиться так усердно,

А речь, единую царицу мира,

Мы забываем? Вот кому служить

Должны мы все, за плату дорогую

Учителей сводя, чтоб тайну слова

Познавши, убеждая, -- побеждать!

    Еврипид

    Риторика Искусство убеждать (Аристотель, Аполлодор) Искусство говорить хорошо (Квинтилиан ) Аристотель Искусство изобретения, расположения и украшения речи (Цицерон) (Цицерон) (Цицерон) (Цицерон) (Цицерон) As ornandi – искусство украшения речи (средневековье, Возрождение) Искусство духовного красноречия (русская средневековая риторика) (русская средневековая риторика) (русская средневековая риторика) Аргументативная риторика ( XVIII-XIX вв.) Цицерон

    Риторика

    Искусство убеждать (Аристотель, Аполлодор)

    Искусство говорить хорошо (Квинтилиан )

    Аристотель

    Искусство изобретения, расположения и украшения речи

    (Цицерон)

    • (Цицерон)
    • (Цицерон)
    • (Цицерон)
    • (Цицерон)

    As ornandi – искусство украшения речи

    (средневековье, Возрождение)

    Искусство духовного красноречия

    (русская средневековая риторика)

    • (русская средневековая риторика)
    • (русская средневековая риторика)

    Аргументативная риторика ( XVIII-XIX вв.)

    Цицерон

    Современные риторики Теоретические: «Теория риторики» Ю.В. Рождественский «Риторика как подход к обобщению действительности» С.С. Аверинцев «Современная риторика в философско-культурологическом измерении» Е.А. Юнина Прикладные: «Практическая риторика» И.А. Стерник «Практикум по риторике» Ч.Б. Далецкий «Речь и культура общения. Практическая риторика» А.П. Чудинов  Исторические: «Риторика как норма гуманитарной культуры» О.И. Марченко «Риторики в России XVIII - XVIII вв.» В.П. Вомперский Синхронные: «Риторика» Н.Н. Кохтев «Основы русской риторики» А.А. Волков Общие: «Общая риторика» Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина Частные: «Педагогическая риторика» Е.А. Юнина «Топическая юриспруденция» А.К. Соболева

    Современные риторики

    Теоретические:

    «Теория риторики» Ю.В. Рождественский

    «Риторика как подход к обобщению действительности» С.С. Аверинцев

    «Современная риторика в философско-культурологическом измерении» Е.А. Юнина

    Прикладные:

    «Практическая риторика» И.А. Стерник

    «Практикум по риторике» Ч.Б. Далецкий

    «Речь и культура общения. Практическая риторика» А.П. Чудинов

    Исторические:

    «Риторика как норма гуманитарной культуры» О.И. Марченко

    «Риторики в России XVIII - XVIII вв.» В.П. Вомперский

    Синхронные:

    «Риторика» Н.Н. Кохтев

    «Основы русской риторики» А.А. Волков

    Общие:

    «Общая риторика» Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина

    Частные:

    «Педагогическая риторика» Е.А. Юнина

    «Топическая юриспруденция» А.К. Соболева

    Содержание курса риторики Понятие о речевой ситуации и речевом поведении человека: Понятие коммуникации. Структура речевой ситуации : участники, отношения, цели, обстоятельства. Понятие коммуникации. Структура речевой ситуации : участники, отношения, цели, обстоятельства. Когда происходит разговор? С кем я говорю? РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ Где происходит  разговор? С какой целью  я говорю? Как я говорю? Речевая роль. Коммуникативные ошибки и неудачи, умение их предотвращать.  Неблагоприятные факторы, разрушающие коммуникацию:

    Содержание курса риторики

    • Понятие о речевой ситуации и речевом поведении человека:
    • Понятие коммуникации. Структура речевой ситуации : участники, отношения, цели, обстоятельства.
    • Понятие коммуникации. Структура речевой ситуации : участники, отношения, цели, обстоятельства.

    Когда происходит разговор?

    С кем я говорю?

    РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ

    Где происходит

    разговор?

    С какой целью

    я говорю?

    Как я говорю?

    Речевая роль.

    Коммуникативные ошибки и неудачи, умение их предотвращать.

    Неблагоприятные факторы, разрушающие коммуникацию:

    • чужая среда, низкий темп, неуместные эмоциональные реакции;
    • нарушение паритетности общения;
    • ритуализация общения;
    • обман ожиданий слушателя;
    • неадекватность лексики;
    • нарушение принятых норм и правил общения.
    Мимика и жесты Слова Речевое  событие Пространственное поведение Звучание речи Дискурс – речь, произносимая в процессе развертывания речевого события. Законы современной общей риторики:  Закон гармонизирующего диалога. Эффективное общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Закон продвижения и ориентации адресата. Слушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия. Закон эмоциональности. Говорящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит. Закон удовольствия. Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие. Коммуникативные стратегии: близости, отстранения, отказа от выбора стратегии.

    Мимика и жесты

    Слова

    Речевое событие

    Пространственное поведение

    Звучание речи

    Дискурс – речь, произносимая в процессе развертывания речевого события.

    Законы современной общей риторики:

    • Закон гармонизирующего диалога.

    Эффективное общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.

    • Закон продвижения и ориентации адресата.

    Слушатель должен быть ориентирован в речевом пространстве и осведомлен о цели речевого взаимодействия.

    • Закон эмоциональности.

    Говорящий не только мыслит, но и чувствует, эмоционально переживает то, о чем говорит.

    • Закон удовольствия.

    Речь эффективна только тогда, когда доставляет слушателю удовольствие.

    Коммуникативные стратегии: близости, отстранения, отказа от выбора стратегии.

    Качества речи: Логичность Точность Ясность Доступность Уместность Связность Правильность Выразительность Эмоциональность Чистота Красота «Слово должно быть по росту мысли. Гармония мысли и слова – это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя… Корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует. Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву».  В.О. Ключевский. Из статьи «С.М. Соловьев как преподаватель»

    Качества речи:

    Логичность

    Точность

    Ясность

    Доступность

    Уместность

    Связность

    Правильность

    Выразительность

    Эмоциональность

    Чистота

    Красота

    «Слово должно быть по росту мысли. Гармония мысли и слова – это очень важный и даже нередко роковой вопрос для нашего брата преподавателя… Корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль, одеть ее как следует. Иногда бедненькую и худенькую мысль мы облечем в такую пышную форму, что она путается и теряется в ненужных складках собственной оболочки и до нее трудно добраться, а иногда здоровую, свежую мысль выразим так, что она вянет и блекнет в нашем выражении, как цветок, попавший под тяжелую жесткую подошву».

    В.О. Ключевский.

    Из статьи «С.М. Соловьев как преподаватель»

    Речевой этикет. Речевое поведение. «Следует одеться просто и прилично… Это важно помнить, так как психологическое воздействие говорящего на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой. Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например, покачиваний с ноги на ногу, приседать и т.п. Говорить следует громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть убежденность, уверенность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного молодежи. От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах… Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно…» А.Ф. Кони. Из статьи «Советы лекторам»

    Речевой этикет. Речевое поведение.

    «Следует одеться просто и прилично… Это важно помнить, так как психологическое воздействие говорящего на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой.

    Не следует расхаживать по сцене, делать однообразных движений, например, покачиваний с ноги на ногу, приседать и т.п.

    Говорить следует громко, ясно, отчетливо, немонотонно, по возможности выразительно и просто. В тоне должна быть убежденность, уверенность, сила. Не должно быть учительского тона, противного и ненужного взрослым, скучного молодежи.

    От лектора требуется большая выдержка и умение владеть собою при всех неблагоприятных обстоятельствах…

    Элемент трогательного, жалостливого может быть в речи, но чтобы «трогательное» действительно трогало сердце, надо о трогательном говорить спокойно, холодно, бесстрастно…»

    А.Ф. Кони.

    Из статьи «Советы лекторам»

    Риторический канон: Инвенция (изобретение речи) Диспозиция (расположение речи) Элокуция (украшение речи) Мемория (запоминание речи) Оратория (произнесение речи) М.В. Ломоносов Культура развития мысли. Инвенция – этап изобретения речи. Суждение – установление взаимоотношений между предметами по каким-либо признакам. Риторический период – относительно завершенное суждение. Умозаключение – выведение суждения из других суждений.  «Общие места риторические» -- закономерности соотнесения фактов по каким-либо признакам: Род и вид Причина Целое и часть Предыдущее и последующее Свойства материальные Признаки Свойства жизненные Обстоятельства Имя Подобия Действия Противоположности Место Уравнения Время Происхождение Доводы и аргументы: «от угрозы» «от уверенности» «от обещания» «от сомнения» «от авторитета» «от разоблачаемого» «от факта» Топосы – идеи (анкета)
    • Риторический канон:

    Инвенция (изобретение речи)

    Диспозиция (расположение речи)

    Элокуция (украшение речи)

    Мемория (запоминание речи)

    Оратория (произнесение речи)

    М.В. Ломоносов

    Культура развития мысли. Инвенция – этап изобретения речи.

    Суждение – установление взаимоотношений между предметами по каким-либо признакам. Риторический период – относительно завершенное суждение.

    Умозаключение – выведение суждения из других суждений.

    «Общие места риторические» -- закономерности соотнесения фактов по каким-либо признакам:

    Род и вид Причина

    Целое и часть Предыдущее и последующее

    Свойства материальные Признаки

    Свойства жизненные Обстоятельства

    Имя Подобия

    Действия Противоположности

    Место Уравнения

    Время

    Происхождение

    Доводы и аргументы:

    • «от угрозы»
    • «от уверенности»
    • «от обещания»
    • «от сомнения»
    • «от авторитета»
    • «от разоблачаемого»
    • «от факта»

    Топосы – идеи (анкета)

    Основы диспозиции. Этап расположения речи.  Функциональные разновидности языка Язык художественной литературы Разговорная речь Функциональные стили языка Публицистический Официально-деловой Научный и научно-популярный Роды и виды ораторской речи Информационные речи: Осведомляющая речь (сообщение, доклад) Речь, выражающая отношения (похвальная, порицающая, панегирик) Речь, выражающая пожелания (тост, поздравление) Разъясняющая речь(лекция, инструктаж) Поучающая речь (увещевание, проповедь, гомилия) Аргументативные речи: Доказывающая речь (оправдательная, обвинительная) Полемическая речь (спор, дискуссия) Императивные речи: Агрессивная речь (памфлет, разоблачение) Повелевающая речь (указ, приказ, постановление) Призывающая речь (призыв, обращение) Декларативные речи:

    Основы диспозиции. Этап расположения речи.

    Функциональные разновидности языка

    Язык художественной литературы

    Разговорная речь

    Функциональные стили языка

    Публицистический

    Официально-деловой

    Научный и научно-популярный

    Роды и виды ораторской речи

    Информационные речи:

    • Осведомляющая речь (сообщение, доклад)
    • Речь, выражающая отношения (похвальная, порицающая, панегирик)
    • Речь, выражающая пожелания (тост, поздравление)
    • Разъясняющая речь(лекция, инструктаж)
    • Поучающая речь (увещевание, проповедь, гомилия)

    Аргументативные речи:

    • Доказывающая речь (оправдательная, обвинительная)
    • Полемическая речь (спор, дискуссия)

    Императивные речи:

    • Агрессивная речь (памфлет, разоблачение)
    • Повелевающая речь (указ, приказ, постановление)
    • Призывающая речь (призыв, обращение)

    Декларативные речи:

    • Предупреждающая речь
    • Угрожающая речь
    Расположение содержания при описании: Выбор главной, характерной черты Подбор сравнения Выбор точки зрения Расположение содержания при повествовании: Формулировка общей темы Указание времени, места, действующего лица Следование естественному течению событий или нарушение последовательности Кульминация Развязка (нравственный вывод) Расположение содержания при рассуждении (искусство построения хрии): Хрия – лексико-стилистическая единица текста, рассуждение на заданную тему, построенное по определенным правилам. Приступ Приступ Приступ Приступ Приступ Хрия М.В. Ломоносова Парафразис (объяснение темы) Хрия М.В. Ломоносова Парафразис (объяснение темы) Причина Противное Подобное Пример Свидетельство Заключение

    Расположение содержания при описании:

    • Выбор главной, характерной черты
    • Подбор сравнения
    • Выбор точки зрения

    Расположение содержания при повествовании:

    • Формулировка общей темы
    • Указание времени, места, действующего лица
    • Следование естественному течению событий или нарушение последовательности
    • Кульминация
    • Развязка (нравственный вывод)

    Расположение содержания при рассуждении (искусство построения хрии):

    Хрия – лексико-стилистическая единица текста, рассуждение на заданную тему, построенное по определенным правилам.

    Приступ

    • Приступ
    • Приступ
    • Приступ
    • Приступ

    Хрия М.В. Ломоносова Парафразис (объяснение темы)

    • Хрия М.В. Ломоносова Парафразис (объяснение темы)

    Причина

    Противное

    Подобное

    Пример

    Свидетельство

    Заключение

    • Причина Противное Подобное Пример Свидетельство Заключение
    • Причина Противное Подобное Пример Свидетельство Заключение
    • Причина Противное Подобное Пример Свидетельство Заключение
    • Причина Противное Подобное Пример Свидетельство Заключение
    Основы элокуции. Этап украшения речи Тропы  (изобразительно-выразительные средства языка, основанные на образности, переносе значения) Компаративные: олицетворение, метафора, аллегория По смежности: сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, антомазия По противоположности: оксюморон, катахреза  Стилистические фигуры  (изобразительно-выразительные средства языка, представляющие собой протяженные фонетические, лексические или синтаксические конструкции) Суггестивные (звуковые): аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, повторы, парономазия, хиазм Эмфатические (выразительные): антитеза, градация, литота, гипербола Изобразительные: риторический вопрос, риторическое определение, риторическое обращение, именительный темы, афоризм, пословицы и поговорки, фигура умолчания. Нормы современного литературного языка

    Основы элокуции. Этап украшения речи

    Тропы (изобразительно-выразительные средства языка, основанные на образности, переносе значения)

    • Компаративные: олицетворение, метафора, аллегория
    • По смежности: сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, антомазия
    • По противоположности: оксюморон, катахреза

    Стилистические фигуры (изобразительно-выразительные средства языка, представляющие собой протяженные фонетические, лексические или синтаксические конструкции)

    • Суггестивные (звуковые): аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, повторы, парономазия, хиазм
    • Эмфатические (выразительные): антитеза, градация, литота, гипербола
    • Изобразительные: риторический вопрос, риторическое определение, риторическое обращение, именительный темы, афоризм, пословицы и поговорки, фигура умолчания.

    Нормы современного литературного языка

    • Лексические
    • Речевые
    • Стилистические
    Школьные риторики Школьная риторика. 1-9 классы Под ред. Т.А. Ладыженской Издательство «Баласс» А.К. Михальская. Основы риторики. 10-11 классы Издательство «Дрофа»

    Школьные риторики

    Школьная риторика. 1-9 классы

    Под ред. Т.А. Ладыженской

    Издательство «Баласс»

    А.К. Михальская. Основы риторики. 10-11 классы

    Издательство «Дрофа»

    Школьная риторика. 1-9 классы. Под ред. Т.А. Ладыженской Принципы построения содержания курса и методические основы:  Обращение к индивидуальному речевому опыту учащегося  Возможность аналитически оценить уровень развития собственной коммуникативной компетенции  Формирование и развитие умений постановки и решения разнообразных коммуникативных задач  Формирование и развитие умений использования различных видов речевой деятельности для решения познавательных и коммуникативных задач  Рефлексия Функции языка коммуникативная познавательная эмоциональная этическая эстетическая Виды речевой деятельности Слушание Чтение Говорение Письмо

    Школьная риторика. 1-9 классы. Под ред. Т.А. Ладыженской

    Принципы построения содержания курса и методические основы:

    • Обращение к индивидуальному речевому опыту учащегося
    • Возможность аналитически оценить уровень развития собственной коммуникативной компетенции
    • Формирование и развитие умений постановки и решения разнообразных коммуникативных задач
    • Формирование и развитие умений использования различных видов речевой деятельности для решения познавательных и коммуникативных задач
    • Рефлексия

    Функции языка

    коммуникативная

    познавательная

    эмоциональная

    этическая

    эстетическая

    Виды речевой деятельности

    Слушание

    Чтение

    Говорение

    Письмо

    Из учебника для 7 класса Раздел «Речевая ситуация» Повторяются и закрепляются понятия:  коммуникативное намерение  коммуникативная задача  информация  речевая роль Практическое задание: придумать и продемонстрировать презентацию для выставки собак или кошек. Предполагаемая деятельность по созданию высказывания: анализ речевой ситуации и предмета речи отбор содержания отбор и расположение языковых средств прогнозирование эффективности высказывания выстраивание стратегии его вербального и невербального воплощения высказывания презентация рефлексия  Решение универсальной комплексной учебной задачи

    Из учебника для 7 класса

    Раздел «Речевая ситуация»

    Повторяются и закрепляются понятия:

    • коммуникативное намерение
    • коммуникативная задача
    • информация
    • речевая роль

    Практическое задание: придумать и продемонстрировать презентацию для выставки собак или кошек.

    Предполагаемая деятельность по созданию высказывания:

    • анализ речевой ситуации и предмета речи
    • отбор содержания
    • отбор и расположение языковых средств
    • прогнозирование эффективности высказывания
    • выстраивание стратегии его вербального и невербального воплощения высказывания
    • презентация
    • рефлексия

    Решение универсальной комплексной учебной задачи

    Раздел «Учимся отвечать». В разделе рассматривается понятие «определение»:  значение, структура и логические особенности, виды определений, алгоритм формулирования определения и объяснения определения через раскрытие сути определяемого явления, языковые модели, позволяющие строить определения, Практические задания:  различные формы работы над формулировкой определений: «Завершите начатые предложения, используя различные языковые модели», «Перестройте следующие определения, используя другие структурные модели», «Прочитайте определения. Почему учитель был недоволен приведенными ниже ученическими ответами? В чем состоят их недостатки? Исправьте формулировки». Итоговое задание по разделу: «Вам предстоит сделать сообщение младшим школьникам. Попробуйте заинтересовать их, увлечь предметом своей речи. Решая эту задачу, вы, конечно же, постараетесь изложить научную информацию в более популярной, доступной, интересной форме. Замените следующие логические определения риторическими».

    Раздел «Учимся отвечать».

    В разделе рассматривается понятие «определение»:

    • значение,
    • структура и логические особенности,
    • виды определений,
    • алгоритм формулирования определения и объяснения определения через раскрытие сути определяемого явления,
    • языковые модели, позволяющие строить определения,

    Практические задания:

    различные формы работы над формулировкой определений:

    «Завершите начатые предложения, используя различные языковые модели»,

    «Перестройте следующие определения, используя другие структурные модели»,

    «Прочитайте определения. Почему учитель был недоволен приведенными ниже ученическими ответами? В чем состоят их недостатки? Исправьте формулировки».

    Итоговое задание по разделу: «Вам предстоит сделать сообщение младшим школьникам. Попробуйте заинтересовать их, увлечь предметом своей речи. Решая эту задачу, вы, конечно же, постараетесь изложить научную информацию в более популярной, доступной, интересной форме. Замените следующие логические определения риторическими».

    Раздел «Учимся читать учебную литературу». совершенствуются навыки разных видов чтения, приобретаются универсальные умения по применению навыков в иных учебных ситуациях. Практическое задание: «Проанализируйте внешние особенности текста. Сформулируйте предположение о том, какая информация в нем содержится. Прочитайте текст по учебнику биологии; проверьте, верным ли было ваше предположение. Перескажите текст с опорой на рисунки и схемы, представленные в учебнике». работа со схемой выдвижение гипотезы и ее либо подтверждение, либо опровержение, преобразование графического способа подачи информации в словесный.

    Раздел «Учимся читать учебную литературу».

    • совершенствуются навыки разных видов чтения,
    • приобретаются универсальные умения по применению навыков в иных учебных ситуациях.

    Практическое задание:

    «Проанализируйте внешние особенности текста. Сформулируйте предположение о том, какая информация в нем содержится. Прочитайте текст по учебнику биологии; проверьте, верным ли было ваше предположение. Перескажите текст с опорой на рисунки и схемы, представленные в учебнике».

    работа со схемой

    выдвижение гипотезы и ее либо подтверждение, либо опровержение,

    преобразование графического способа подачи информации в словесный.

    Литература:

    Бельчиков Ю.А. Говорите ясно и просто. М., 1980.

    Береговая Э., Верже Ж.-М. Занятная риторика. М., 2000;

    Волков А.А. Основы русской риторики. М., 1996;

    Волков А.А. Курс русской риторики. Пособие для учебных заведений. М., 2001

    Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. М.,1994

    Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993.

    Горбаневский М.В., Караулов Ю.Н., Шаклеин В.М. Не говори шершавым языком. М. 2000

    Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989;

    Граудина Л.К., Кочеткова Г.И. Русская риторика. Учебник для старших классов средних школ, лицеев и гимназий. М., 2001;

    Далецкий Ч.Б. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты. Учебное пособие. М., 2003;

    Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М., 2000

    Львов М.Р. Риторика: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1996;

    Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М., 1994;

    Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. М.Ю 1994

    Михальская А.К. Основы риторики. Мысль и слово. Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М., 1996;

    Мурашов А.А. Риторика. Хрестоматия-практикум. М., 1998;

    Развитие речи. Школьная риторика: 5 -- 9 кл. / Под ред. Т.А.Ладыженской. М., 1996, ч. I-II

    Русская риторика. Хрестоматия. / Авт.-сост. Граудина Л.К. М., 1996;

    Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 1995.

    Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.

    Сычев О.А. Обучение риторике в эпоху компьютеров. М., 1991;

    Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М., 1989.

    Ханин М. Как научиться красиво и правильно говорить. Риторика для детей и взрослых. СПб., 1997;

    Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. Курс лекций и словарь риторических фигур. Ростов-на-Дону, 1994;

    Чудинова Е.А. Речь и культура общения. Практическая риторика. Учебное пособие для 10-11 классов. Екатеринбург, 1999;

    Юнина Е.А. Педагогическая риторика. Учебное пособие. Пермь, 1995


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Русский язык

    Категория: Презентации

    Целевая аудитория: 11 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Презентация "Риторика"

    Автор: Шевчук Оксана Ивановна

    Дата: 05.01.2015

    Номер свидетельства: 150489

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(45) "Конспект урока риторики."
        ["seo_title"] => string(22) "konspiekturokaritoriki"
        ["file_id"] => string(6) "298412"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1456324351"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(113) "Конспект урока по внеурочной деятельности "Детская риторика" "
        ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dietskaia-ritorika"
        ["file_id"] => string(6) "123773"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1414567666"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(76) "Урок риторики на тему "Какой я слушатель?" "
        ["seo_title"] => string(42) "urok-ritoriki-na-tiemu-kakoi-ia-slushatiel"
        ["file_id"] => string(6) "125848"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1415078709"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#875 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(70) "Электронное пособие к урокам риторики"
        ["seo_title"] => string(40) "eliektronnoie-posobiie-k-urokam-ritoriki"
        ["file_id"] => string(6) "209356"
        ["category_seo"] => string(10) "literatura"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1431101784"
      }
    }
    
    object(ArrayObject)#853 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(111) "Презентационный материал к уроку по теме "Развитие риторики""
        ["seo_title"] => string(59) "prezentatsionnyi_material_k_uroku_po_teme_razvitie_ritoriki"
        ["file_id"] => string(6) "566764"
        ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
        ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
        ["date"] => string(10) "1607850804"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Ваш личный кабинет
    Проверка свидетельства