Просмотр содержимого документа
«Презентационный материал к уроку по теме "Развитие риторики"»
Риторика в Древней Греции и Древнем Риме
Вы узнаете:
ГДЕ ВОЗНИКЛА РИТОРИКА
КТО ТАКИЕ СОФИСТЫ
ИМЕНА РИТОРОВ ГРЕЦИИ И РИМА
ИХ ВЗГЛЯДЫ НА ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО
РИТОРИКА «царица всех наук»
Древняя Грециясчитается родиной красноречия. Именно здесь появляются первые работы по его теории.
В v веке до н.э. в Греции развивалась рабовладельческая демократия, поэтому публично решались многие судебные, политические вопросы.
В этих условиях красноречие становится необходимым каждому человеку.
Появляются первые платные учителя– софисты( от греч. Sophistes – искусник, мудрец ) которые не только обучали и практическому красноречию, но и составляли речи для нужд граждан.
Популярность учителей - софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием для практической деятельности.
Цельоратора, по их мнению,не раскрытие истины, а убедительность.
Отсюда значение словаСОФИЗМ– преднамеренно ложный вывод.
ДревнегреческийораторГоргий(483 - 375 до н.э.)
Умение выстроить речь, сделать ее ясной и изящной, уснастить ее антитезами, смелыми и поэтичными метафорами, придать ей звучность и музыкальность - этим умением Горгий щедро, хотя, как и все софисты, небескорыстно делился со слушателями.
СОЗДАТЕЛИ ТЕОРИИ«ПОДЛИННОГО КРАСНОРЕЧИЯ»
Против софистов выступил древнегреческий философСократ
( около 470-399 г. до н. э. ) Для Сократа абсолютная истина божественна, она выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал ораторов-софистов за равнодушие к истине, стремление к успеху, за их готовность силою красноречия убедить публику в чем угодно. Он говорил:«Долг оратора – говорить правду».
Платон(ОК. 427 – ОК.347 ДО Н.Э)
Ученик Сократа.
Ценное в теории красноречия Платона – идея воздействия речи на душу. По его мнению, оратору
« необходимо знать, сколько видов имеет душа», «…к сложной душе надо обращаться со сложными, разнообразными речами, а к простой душе – с простыми». Кроме того, Платон говорил: «Красноречие есть искусство управлять умами»
Советы Платона:
СОСТАВЛЯЯ РЕЧЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ ЕЕПРЕДМЕТ
ПОЗНАТЬ О ПРЕДМЕТЕИСТИНУ
ПОЗНАТЬДУШУЛЮДЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ РЕЧЬ ПРЕДНАЗНАЧЕНА
РЕЧЬ СОСТАВЛЯЕТСЯ ТАК, ЧТОБЫ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА ДУШУ,УБЕДИТЬСЛУШАТЕЛЯ В СВОЕЙПРАВОТЕ
КОМПОЗИЦИЯРЕЧИ: ВСТУПЛЕНИЕ, ИЗЛОЖЕНИЕ, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ВЫВОДЫ.
Аристотель(384-322 гг. до н.э.)
Ученик Платона
Величайший мыслитель древности – Аристотель впервые подошел к науке о красноречии как исследователь. Написанная в 335 году до н. э. « «Риторика» Аристотеля представляет собой анализ языка, стиля и построения речи ораторов того времени, чье мастерство до сих пор может быть признанно образцовым. В первой и второй книге мыслитель , разбирая первостепенную роль языка, писал , что если речь не ясна, она не достигает цели. Поясняя свою мысль, Аристотель продолжает, что речь не должна быть затасканной, то есть состоящей из слишком употребительных слов. Речь должна отличаться красотой и благородством.
Демосфен(ок. 384-322 г. до н. э. )
звезда первой величины в ораторской элите, он фактически глава школы ораторов, великий мастер античного публичного слова
общественный судья и политический лидер
находчивый полемист и глубокий психолог
Из биографииДемосфена
С юных лет Демосфен мечтал о славе оратора .
Но он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и прочие недостатки, мешавшие ему стать оратором.Демосфен не сдался, и своей настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки.
Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших ему шум толпы; всходил на крутизны, при этом громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо.
Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.
Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Он действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам зачастую проводил целые ночи
Известно, что на демосфеновских речах учились ораторы разных поколений не только Эллады, но и далеко за ее приделами, особеннов Риме.
Если длягреков главное в риторике– искусство убеждать,то римлянебольше ценилиискусство говорить хорошо.
Цицерон106 – 43 дон. э.
древнеримский политик и философ , блестящий оратор .
Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых сохранились вплоть до 58 г до н. э. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились около 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.
Заключение
С падением Рима приостановилось развитие ораторского искусства. Эпоха средневековья – эпоха мракобесия и схоластики, - естественно, не породила и не могла породить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. Эта эпоха не требовала убеждения и доказательств. Вера в догматы церкви, слепое преклонение перед авторитетами – вот все, что требовалось от образованного человека того времени.Красноречие становится достоянием богословских проповедников