Проект «Речевой этикет»
Мы,обучающиеся 6а класса ,СаночкинаАнастасия,МягковВадим,Засыпкин Никита работали над проектом «Речевой этикет».
Приступая к работе, мы определили следующие цели и задачи:
-доказать актуальность проблемы речевого этикета
-рассмотреть историю вопроса;
-изучить, обобщить и систематизировать научный материал по теме;
-пополнить папку «Для уроков русского языка и литературы»;
-провести анкетирование среди обучающихся нашей школы,их родителей и учителей.
Тип проекта носит информационно – исследовательский характер.
Была выдвинута гипотеза:
Проблема речевого этикета так же актуальна, как и много лет назад, и требует пристального внимания.
Проблема РЭ широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами,сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».
Начнём с определения.
Есть несколько научных определений речевого этикета.
1.РЭ – это система специфических языковых знаков (слов,устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских,вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией.
Толковый словарь русского речевого этикета
2.РЭ –это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
Русский язык.Энциклопедия.
А вот определение речевого этикета , которое дали обучающиеся нашей школы.
Рэ – это правила о том, как говорить, о чём говорить, где говорить и с кем говорить.
Заглянем в историю,как это было.
Как бы мы не определили это понятие,бесспорно одно: рэ сопровождает человека всю его жизнь, от ласкового маминого «агу» до последнего «прости».
Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы,отца, бабушки,учителя…
Доброжелательность,доброта и приветливость,радушие, гостепримство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость,скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно напоминала церковь,этому учили старшие младших.
Наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой», ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».
Меняются времена инравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к РЭ, уважительному обхождению, доброму слову. Доказательством тому служит огромное количество литературы, посвящённое данной теме.
Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос учеников, их родителей и учителей.
В анкетировании принимало участие
65 обучающихся (5,6а,7а,11 классов);
32 родителя (5,6а,7а,11 классов);
12 учителей.
На вопросы анкеты отвечали анонимно.
Вопросы,предложенные ученикам, их родителям и учителям были разными, за исключением одного: «Считаете ли вы проблему РЭ актуальной сегодня?» Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные – 100%.
И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители.Родителям задали вопрос: « Считаете ли вы , что ваш ребёноковладел навыками РЭ?»100% ответили отрицательно. Т.е. по мнению родителей, ученики перечисленных классов в недостаточной степени владеют приёмами и навыками РЭ.
А вот мнение завуча по этому вопросу.(Видеофрагмент).
Практически все учителя согласны с этим мнением.
Таким образом, родители и учителя считают проблему актуальной, по их мнению, дети овладели РЭ в некоторой степени, но им необходимо совершенствовать свои навыки и умения.
Кроме этого ими были предложены пути решения данной проблемы
на уровне государственных программ, начиная с семьи, детских учебных заведений и заканчивая призводственными, офисными и служебными коллективами:
-проводить семинары, практикумы не только для детей, но и их родителей, а также совместно с родителями и детьми;
-ввести факультатив «Речевой этикет»;
-читать соответствующую литературу;
- следить за своей речью и правилами поведения.
На основании вышесказанного мы вывели правила речевого этикета,ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Выслушивание собеседника.
4.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени – отчества собеседника.
Выполнить данный проект нам помогли правила работы в группе.
Подводя итоги, мы пришли к выводам, что с поставленными задачами мы справились, а именно:
-проследили развитие темы с древности,
-доказали актуальность выбранной темы,
-напомнили основные правила рэ.
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа
«рэ»
Проект «Речевой этикет»
Мы,обучающиеся 6а класса ,Саночкина Анастасия,Мягков Вадим,Засыпкин Никита работали над проектом «Речевой этикет».
Приступая к работе, мы определили следующие цели и задачи:
-доказать актуальность проблемы речевого этикета
-рассмотреть историю вопроса;
-изучить, обобщить и систематизировать научный материал по теме;
-пополнить папку «Для уроков русского языка и литературы»;
-провести анкетирование среди обучающихся нашей школы,их родителей и учителей.
Тип проекта носит информационно – исследовательский характер.
Была выдвинута гипотеза:
Проблема речевого этикета так же актуальна, как и много лет назад, и требует пристального внимания.
Проблема РЭ широкомасштабна. Это не только «засорение русского языка иностранными словами,сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского языка и самобытности нации».
Начнём с определения.
Есть несколько научных определений речевого этикета.
1.РЭ – это система специфических языковых знаков (слов,устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских,вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией.
Толковый словарь русского речевого этикета
2.РЭ –это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
Русский язык.Энциклопедия.
А вот определение речевого этикета , которое дали обучающиеся нашей школы.
Рэ – это правила о том, как говорить, о чём говорить, где говорить и с кем говорить.
Заглянем в историю,как это было.
Как бы мы не определили это понятие,бесспорно одно: рэ сопровождает человека всю его жизнь, от ласкового маминого «агу» до последнего «прости».
Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы,отца, бабушки,учителя…
Доброжелательность,доброта и приветливость,радушие, гостепримство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость,скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно напоминала церковь,этому учили старшие младших.
Наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой», ставшем многозначным символом патриархальной Руси. В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».
Меняются времена инравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к РЭ, уважительному обхождению, доброму слову. Доказательством тому служит огромное количество литературы, посвящённое данной теме.
Чтобы доказать актуальность выбранной темы, мы провели опрос учеников, их родителей и учителей.
В анкетировании принимало участие
65 обучающихся (5,6а,7а,11 классов);
32 родителя (5,6а,7а,11 классов);
12 учителей.
На вопросы анкеты отвечали анонимно.
Вопросы,предложенные ученикам, их родителям и учителям были разными, за исключением одного: «Считаете ли вы проблему РЭ актуальной сегодня?» Актуальной назвали проблему все, без исключения, опрошенные – 100%.
И ещё по одному вопросу показали единодушие ребята и родители.Родителям задали вопрос: « Считаете ли вы , что ваш ребёнок овладел навыками РЭ?»100% ответили отрицательно. Т.е. по мнению родителей, ученики перечисленных классов в недостаточной степени владеют приёмами и навыками РЭ.
А вот мнение завуча по этому вопросу.(Видеофрагмент).
Практически все учителя согласны с этим мнением.
Таким образом, родители и учителя считают проблему актуальной, по их мнению, дети овладели РЭ в некоторой степени, но им необходимо совершенствовать свои навыки и умения.
Кроме этого ими были предложены пути решения данной проблемы
на уровне государственных программ, начиная с семьи, детских учебных заведений и заканчивая призводственными, офисными и служебными коллективами:
-проводить семинары, практикумы не только для детей, но и их родителей, а также совместно с родителями и детьми;
-ввести факультатив «Речевой этикет»;
-читать соответствующую литературу;
- следить за своей речью и правилами поведения.
На основании вышесказанного мы вывели правила речевого этикета, ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Выслушивание собеседника.
4.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени – отчества собеседника.
Выполнить данный проект нам помогли правила работы в группе.
Подводя итоги, мы пришли к выводам, что с поставленными задачами мы справились, а именно:
-проследили развитие темы с древности,
-доказали актуальность выбранной темы,
-напомнили основные правила рэ.
Спасибо за внимание!
Просмотр содержимого презентации
«6а ТПД»
Цель:
доказать актуальность проблемы речевого этикета
Задачи:
- рассмотреть историю вопроса; - изучить, обобщить и систематизировать научный материал по теме; - пополнить папку «Для уроков русского языка и литературы»; - провести анкетирование среди обучающихся нашей школы, их родителей и учителей.
Тип проекта
Информационно-исследовательский
Гипотеза
Проблема речевого этикета так же актуальна, как и много лет назад, и требует пристального внимания.
Проблема
Засорение русского языка иностранными словами, сленгом и жаргоном, это потеря самобытности русского я зыка и самобытности нации.
Определение
Речевой этикет-это система специфических знаков (слов , устойчивых словесных формул)и правил их употребления принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых , доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуацией. Толковый словарь русского речевого этикета
Речевой этикет- это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях. Русский язык. Энциклопедия. Речевой этикет- это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.
Как это было
Анкетирование
- 65 обучающихся (5,6а,7а,11классы) - 32 родителя (5,6а,7а,11 классов) - 12 учителей
Считаете ли вы проблему речевого этикета актуальной сегодня? 100% Считаете ли вы, что ваш ребёнок овладел навыками речевого этикета? 100%
Пути решения данной проблемы:
- проводить семинары, практикумы не только для детей, но и их родителей, а также совместно с родителями и детьми; - ввести факультатив «Речевой этикет»; - читать соответствующую литературу; - следить за своей речью и правилами поведения; - устанавливать определённое время пользования Интернетом.
Правила речевого этикета
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2.Соблюдение субординации по возрасту. 3. Выслушивание собеседника. 4.Употребление имени-отчества собеседника.
Правила работы в группе
1.Учитываем мнение всех.
2.Отвечаем все.
3.Проявляем уважение, солидарность.
Вывод:
- проследили развитие темы с древности;
- доказали актуальность выбранной темы;
- напомнили основные правила речевого этикета.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!