Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет в нашей школе»
Проект по русскому языку на тему:
«Речевой этикет в нашей школе»
Авторы:Метлицкий Степан
Рыбиков Назар
Изотов Алексей
Руководитель: Степина Е.В.
Актуальность выбора темы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения среди приоритетных задач формирования личности каждого ученика выделяет «… развитие у детей способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка». Говорение как один из видов речевой деятельности в стандарте характеризуется «в том числе овладением нормами речевого этикета в ситуациях учебного и делового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой)».
Причины выбора проекта
Задача современного человека - овладеть речевым этикетом, так как это умение способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.
Цель:
провести исследование
«Речевой этикет в нашей школе»
Задачи:
познакомить учащихся с различными этикетными формулами, показать необходимость соблюдения правил речевого этикета, вежливости и тактичности в общении с собеседником, правильно выбирать этикетные формулы в зависимости от речевой ситуации
Изучить литературу об истории этикета, формулах и правилах речевого этикета;
Выяснить, имеют ли понятие о речевом этикете и соблюдают ли правила речевого этикета учащиеся нашей школы;
Составить памятки о правилах речевого этикета;
Познакомить учащихся с результатами исследования и памятками;
Разработать анкету «Умеете ли вы слушать» и предложить ее провести на классных часах;
Оформить презентацию.
Проектные шаги:
Изучили литературу об истории, становлении в России этикета, формулах и правилах речевого этикета;
Провели исследование «Речевой этикет в нашей школе» и познакомили учащихся с результатами;
Составили памятки:
Разработали анкету «Умеете ли вы слушать»;
Оформили презентацию.
Что такоеэтикет?
Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда)
Виды этикета
речевой
столовый
религиозный
повседневный
служебный
праздничный
профессиональный
свадебный и т.п.
Элементы речевой ситуации
Когда?
Почему?
Кому?
Кто?
Зачем?
Где?
О чем?
Правила речевого этикета
Тактичность
Предупредительность
Терпимость
Доброжелательность
Комплименты
Как вы хорошо выглядите!
Вы так прекрасны!
У вас замечательные глаза!
А вы такой интересный собеседник!
Вы так увлекательно рассказываете!
Вы прекрасный человек (ученик)!
Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Знакомо ли вам понятие речевого этикета?
Задумывались ли вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?
Считаете ли вы проблему речевого этикета актуальной?
Какие формулы речевого этикета вы знаете ( благодарности, приветствия, извинения, прощания, вежливого отказа, просьбы и приглашения) ?
Следуете ли вы речевому этикету в повседневной речи, общаясь по телефону, в сети Интернет?
Употребляете ли вы сленговые слова? Если «да», то как часто?
Употребляете ли вы в речи грубые, нецензурные слова? Если «да», то как часто?
Тест «Умеете ли вы слушать?»
1. Стараетесь ли вы быстрее прекратить беседу, когда тема или собеседник вас не интересует? Раздражают ли вас манеры собеседника?
2. Может ли неправильное высказывание вызвать у вас раздражение или грубость?
3. Избегаете ли вы вступать в беседу с малознакомыми или незнакомыми людьми?
4. Перебиваете ли вы в разговоре собеседника?
5. Делаете ли вы вид, что слушаете собеседника, а сами в это время думаете о чем- либо другом?
6. Меняете ли вы тон своего голоса, выражение лица в зависимости от того, кто является вашим собеседником?
7.Изменяете ли вы ход разговора, если собеседник коснулся неприятной для вас темы?
8. Поправляете ли вы собеседника, если в его речи встречается неправильное произношение отдельных слов?
9. Бывает ли у вас высокомерный тон по отношению к собеседнику?
«почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов
Тест «Умеете ли вы слушать?»
«почти всегда»-2 балла «в большинстве случаев» -4 балла «иногда» -6 баллов «редко»-8 баллов «никогда»-10 баллов 55 баллов — вы слушатель «среднего уровня» 62 балла - «выше среднего уровня» более 62 баллов - «вы отлично умеете слушать людей»
Поздравляем! Вы отлично умеете слушать людей, потому что вы - настоящие профессионалы!
Вывод:
Придерживаясь данного плана, можно провести исследование на любую тему и выявить существующие проблемы, разработать правила, позволяющие избавиться от нежелательных явлений в коллективе .
Выполняя проект, мы познакомились с формулами, правилами речевого общения, узнали много полезного и интересного из истории этикета, появилось желание следовать нормам и законам правильной и красивой речи.
Работа над проектом была интересной и увлекательной.
Мы научились разрабатывать анкеты и памятки, проводить общественный вопрос, строить различные диаграммы и схемы, работать с различными источниками информации, отбирать интересный материал.
Мы считаем свою работу успешной и полезной, так как проект можно использовать на уроках русского языка, во внеурочной деятельности, в группе продленного дня, на классных часах.
Литература:
1. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю М.: Школа-Пресс. 1998.