Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Речевой этикет"»
Речевой этикет
Речевой этикет
« Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».
Дми́трий Серге́евич Лихачёв — выдающийся советский и российский филолог.
Что такое этикет
Что такое этикет –Знать должны мы с детских лет.Это – нормы поведения:Как ходить на День рождения?Как знакомиться? Как есть?Как звонить? Как встать? Как сесть?Как здороваться со взрослым?Много разных есть вопросов.И на них даёт ответ Этот самый этикет.
(А. Усачёв)
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми. Любой процесс общение складывается из определённых этапов:
начало разговора основная часть, заключительная
(приветствие беседа; часть разговора.
/ знакомство);
Начало разговора и его завершение
Любой разговор, как правило, начинается с приветствия. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего.
Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения :торжественная, скорбная и рабочая ситуации . Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.
Каждый этап общения сопровождается
определёнными штампами,
традиционными словами и
устойчивыми выражениями –
формулами речевого этикета.
Данный формулы существуют
в языке в готовом виде и
предусмотрены
на все случаи жизни.
К формулам речевого этикета относятся слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) , приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) , обращения (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
Учимся красиво говорить
Просьба
Совет
Сделайте одолжение, выполните...
Позвольте вам дать совет…
Не сочтите за труд, пожалуйста, …
Разрешите предложить вам…
Если вас не затруднит, ...
Вам лучше поступить таким образом…
Могу ли я попросить вас…
Я бы хотел предложить вам…
Убедительно прошу вас
Я посоветовал бы вам…
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе.
В общении всегда необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Надо уважительно и доброжелательн о относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение.
Вежливость в общении предполагает понимание ситуации, учёт возраста, пола, служебного и общественного положения партнёра по общению.
Не допускайте в своей речи слова-паразиты и грубые, жаргонные слова!
Ведь «именно бережное отношение к языку– показатель высокой речевой культуры как отдельных носителей языка, так и всего общества в целом. Человек, сколько себя помнит, всегда задумывался над словом, собственной речью, родным языком…», - так говорил В. Колесов, русский филолог
Спасибо за внимание!не забывайте соблюдать золотое правило