kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевой этикет. Немного истории и практики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет классному руководителю провести воспитательное мероприятие по культуре речевого этикета. Презентация содержит информацию о том. как формировался речевой этикет. Также данный материал можно использовать и во время проведения предметной недели русского языка и литературы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевой этикет. Немного истории и практики»

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса

Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть» («Евгений Онегин»)
  • «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, так воспитаньем, слава богу, у нас немудрено блеснуть» («Евгений Онегин»)
“ Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ” этикет

Этикет (от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы общения, манеры и одежда) ”

этикет

Что такое «речевой этикет»?  Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации   « Толковый словарь русского речевого этикета» Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.  «Толковый словарь русского речевого этикета»  Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.  «Русский язык. Энциклопедия»

Что такое «речевой этикет»?

  • Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
  • « Толковый словарь русского речевого этикета»
  • Речевой этикет — условный язык вежливости, субординации, имеющий свой словарь (систему знаков) и грамматику (правила пристойного речевого поведения в обществе.

«Толковый словарь русского речевого этикета»

  • Речевой этикет — это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.

«Русский язык. Энциклопедия»

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.

       Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.             
  •        Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.           
Правила речевого этикета

Правила речевого этикета

  • Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  •       Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  •        Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  •       Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.
Из истории  речевого этикета

Из истории речевого этикета

Рождение этикета

Рождение этикета

  • Как бы мы ни определили это понятие, бесспорно одно: речевой этикет сопровождает человека всю его земную жизнь, от ласкового маминого «Агу» до последнего «Прости».
  • Первые уроки культуры общения мы получаем от самых близких и дорогих нам людей: мамы, отца, бабушки, няни, учительницы...
«Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи. «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица. Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
  • «Что надо сказать?» - с этого вопроса — напоминания каждый из нас осваивал жизненно — необходимые правила поведения, общественные обычаи.
  • «Безобычному человеку с людьми не жить», - гласит русская пословица.
  • Тот, кто пренебрегает общественно принятыми нормами поведения, в том числе и нормами речевого поведения, не может рассчитывать на уважение окружающих, а, следовательно, и на личный успех в жизни.
Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям: «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне. ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся... ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе... ...Не много смеяться, стыдиться старших... ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»   Великий князь Киевский Владимир Мономах  (1053-1125)

Завещание Владимира Мономаха, оставленное на княжение сыновьям:

  • «Имейте душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне.
  • ... При старых молчите, премудрых слушайте, старшим покоряйтеся...
  • ... Не свирепствовать словом, не хулить в беседе...
  • ...Не много смеяться, стыдиться старших...
  • ...Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите...»

 

Великий князь Киевский Владимир Мономах

(1053-1125)

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.    В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

Подобные наставления находим и в известном памятнике средневековой культуры «Домострой» (16век), ставшем многозначным символом патриархальной Руси.

В течение почти четырёхсот лет в домашнем обиходе многих русских дворян, купцов, горожан среднего достатка и служилых людей «Домострой» оставался традиционным путеводителем по домоводству, «обрядником всего, что делать и как жить».

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

«...Если случиться приветить приезжих людей, торговых ли, иноземцев, иных гостей, званых ли, Богом ли данных: богатых или бедных, монахов или священников,- то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. Вежливо и благодарно, ласковым словом каждого из них почитать, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с особым приветом, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать».

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.     В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:    «Что ты, баба, белены объелась?    Ни ступить, ни молвить не умеешь ,    Насмешишь ты целое царство».

Знание правил обхождения всегда считалось непременным качеством, которым должен обладать всякий, кто занимает или намерен занять высокое положение в обществе.

В пушкинской «Сказке о рыбаке и рыбке» старик, хотя и с неохотой, со стыдом покорно ходит к рыбке, чтобы исполнить очередную прихоть старухи. И только однажды старик взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь ,

Насмешишь ты целое царство».

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:   И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали.

А вот героиню другой пушкинской сказки братья — богатыри узнают сразу, без расспросов, кто такая и откуда:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали.

Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество. Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит. Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

Аналогичные примеры не только из литературы, но из жизни каждый вспомнит великое множество.

Но дело не в количестве примеров, а в том, что за ними стоит.

Меняются времена и нравы, но люди разных поколений, принадлежащие к разным социальным слоям общества, с неизменным вниманием относятся к речевому этикету, уважительному обхождению, доброму слову.

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

СЧИТАЕТЕ ЛИ ВЫ ПРОБЛЕМУ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АКТУАЛЬНОЙ СЕГОДНЯ?

Когда уместны эти формулы вежливости?  здравствуйте;   добрый вечер ;  привет ;  здоро'во  ;  я вас приветствую, мое почтение;  пока, покедова;  благодарю вас;  спасибо;  пожалуйста;  будьте добры, будьте так любезны

Когда уместны эти формулы вежливости?

здравствуйте;  добрый вечер ; привет ; здоро'во  ; я вас приветствую, мое почтение; пока, покедова;

благодарю вас;

спасибо;

пожалуйста;

будьте добры, будьте так любезны

Позвони мне, позвони...

Позвони мне, позвони...

Этикет разговора по телефону.

Этикет разговора по телефону.

  • Частью общего речевого этикета является этикет телефонного разговора.
  • Многие учащиеся зачастую не продумывают, что и как сказать, а попусту тратят время на разговоры, которые можно обсудить при встрече.
  • Специалисты — психологи утверждают, что появилась современная болезнь - «телефономания», которая даже сокращает жизнь человека на 3-4 года.
Мобильные телефоны. Ими пользуются практически все.

Мобильные телефоны.

Ими пользуются практически все.

  • Но использование сотовых телефонов во время управления автомобилем нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям, поэтому водителям необходимо самим соблюдать этические нормы поведения и не ждать, пока их заметит инспектор ГИБДД и оштрафует.
  • Звонок мобильного телефона можно услышать сегодня где угодно: на улице, в автобусе, на выставке... Очень часто телефоны звонят на спектаклях, ещё чаще — в кинотеатрах и в школе на уроке, что является недостатком воспитания их владельцев.
Правила разговора по телефону

Правила разговора по телефону

  • Сначала поздоровайтесь, назовите себя и только потом обращайтесь с просьбой.
  • Не набирайте номер по памяти, если не уверены в его правильности. Не звоните до 9 утра и после 22 часов ( кроме случаев срочного сообщения или если вы точно знаете, что вашего звонка будут ждать и не легли спать).
  • Если во время разговора телефон случайно отключился, перезванивает тот, кто звонил.
  • Частные разговоры неудобно вести в присутствии других лиц. Поэтому, позвонив по личному делу, вначале поинтересуйтесь, есть ли возможность говорить.
Правила разговора по телефону

Правила разговора по телефону

  • Не звоните без крайней надобности на работу по личному делу.
  • На работе говорите по телефону коротко.
  • Разговор по телефону не должен быть более 3-5 минут.
  • Окончить разговор должен тот человек, который позвонил.
  • Если звонивший ошибся номером, отвечайте вежливо. Часто бывает, что виноват не человек, а автоматика.
  • По правилам русского речевого этикета абонент, которому з вонят, может себя не называть.
  • Не забывайте, что особенно полезны при телефонных разговорах три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи: «извините», «пожалуйста», «спасибо».
  • И последнее. Даже если вы обижены или разгневаны, воздержитесь от криков и угроз по телефону. Ведите себя корректно!!!
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.  Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.

Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения. 1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику. 2.Соблюдение субординации по возрасту. 3.Учёт ответной реакции собеседника. 4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не собственное говорение. 5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника (ничто так не радует в разговоре человека, как звучание его собственного имени)

Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.

1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.

2.Соблюдение субординации по возрасту.

3.Учёт ответной реакции собеседника.

4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не собственное говорение.

5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника (ничто так не радует в разговоре человека, как звучание его собственного имени)

Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость, даже агрессию, и привлекает внимание окружающих.
  • Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость, даже агрессию, и привлекает внимание окружающих.
А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении. Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?
  • А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.
  • Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?
Давайте говорить друг другу комплименты!

Давайте говорить друг другу комплименты!

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

Комплимент - любезное, приятное слово, лестный отзыв. Комплимент — одобрение нашей внешности, ума, поступка, работы. Комплимент одобряет и ободряет!

  • Как вы хорошо выглядите!
  • Вы так прекрасны!
  • У вас замечательные глаза!
  • А вы такой интересный собеседник!
  • Вы так увлекательно рассказываете!
  • Вы прекрасный человек (ученик)!
Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.     Комплимент:  не должен быть двусмысленным;  должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;  должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордится. Если же человек не стремится совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;  должен быть без поучения, не надо учить в комплименте;  должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».  

Комплименты воодушевляют, но только правильно выраженные.

Комплимент:

  • не должен быть двусмысленным;
  • должен быть «без гипербол», содержать лишь небольшое преувеличение качеств человека;
  • должен учитывать собственное мнение человека о себе, касаться тех качеств, которыми человек гордится. Если же человек не стремится совершенствовать какое-то качество, не надо касаться его в комплименте;
  • должен быть без поучения, не надо учить в комплименте;
  • должен быть «без приправ» - «без ложки дёгтя».

 

Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

Конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты»

  • Какие комплименты вы высказали бы, например, Золушке?
Конкурс «Утешители»

Конкурс «Утешители»

  • Попытайтесь утешить ослика Иа-иа, который потерял свой хвост, или бабу с дедом, от которых убежал Колобок
Конкурс «Вежливая критика»

Конкурс «Вежливая критика»

  • Покритикуйте (вежливо) героев сказки «Лиса и журавль»
Речевые ситуации

Речевые ситуации

  • 1) Юноша идет по улице и встречает одноклассницу или знакомую девушку. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу можно использовать?
  • 2) В школе навстречу вам идет незнакомый учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Если вы поздороваетесь, как это сделаете?
Речевые ситуации

Речевые ситуации

  • 3. Учитель, преподающий в вашем классе, занят (разговаривает, проверяет тетради). Как вы с ним поздороваетесь?
  • 4. Вы едете в переполненном транспорте и видите знакомого, находящегося далеко от вас. Ваши действия.
Речевые ситуации

Речевые ситуации

  • 5) Обязательно ли здороваться с продавцом в магазине, с библиотекарем, кассиром? 6) Навстречу 9-класснику идет 11-классник. Кто должен поздороваться первым?
  • 7) Вы вошли в помещение, где сидит компания младших школьников. Кто должен поздороваться первым?
Речевые ситуации

Речевые ситуации

  • 8) С вами на улице поздоровался совершенно незнакомый человек. Ваши действия?
  • 9) Вы встречаете своего знакомого, с которым здоровались уже несколько раз в течение дня. Ваши действия?

  • «Пусть твоя борода никогда не поредеет и никогда не родится такой джинн, который загонит тебя в лампу!»  
  • Что это за текст? 
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС )   НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.

спасибо за внимание!

спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Речевой этикет. Немного истории и практики

Автор: Галина Павловна Гамей

Дата: 22.08.2024

Номер свидетельства: 655238

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Сценарий праздника "Русское слово-русское чудо" "
    ["seo_title"] => string(50) "stsienarii-prazdnika-russkoie-slovo-russkoie-chudo"
    ["file_id"] => string(6) "187979"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426602714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства