kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Односоставные предложения" содержит как теоретические вопросы, так и практические. Она может быть использована на уроках в 8 классе при прохождении данной темы и в старших классах при повторении материала к ЕГЭ. Содержащиеся в презентации тестовые задания проверяют знания учащихся, а примеры из художественных произведений иллюстрируют выразительность односоставных предложений в текстах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Односоставные предложения" »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово  Нижегородской области  Односоставные предложения. (8 класс) Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 Малафеева Людмила Ивановна. Г. Павлово, 2015 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово Нижегородской области

Односоставные предложения.

(8 класс)

Учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 10

Малафеева Людмила Ивановна.

Г. Павлово, 2015 г.

Односоставные предложения. С РУССКИМ ЯЗЫКОМ МОЖНО ТВОРИТЬ ЧУДЕСА. К.Паустовский.

Односоставные предложения.

С РУССКИМ ЯЗЫКОМ

МОЖНО ТВОРИТЬ ЧУДЕСА.

К.Паустовский.

Односоставные предложения   Главный член – Главный член –  сказуемое подлежащее  (глагольные (существительное  предложения) в им.падеже)  1.Определённо-личные. 1.Назывные.  2.Неопределённо-личные.  3.Обобщённо-личные.  4.Безличные.

Односоставные предложения

Главный член – Главный член –

сказуемое подлежащее

(глагольные (существительное

предложения) в им.падеже)

1.Определённо-личные. 1.Назывные.

2.Неопределённо-личные.

3.Обобщённо-личные.

4.Безличные.

глагольные именные ты кто-то ? вы ? ?  назывные ? мы все они Я 3) Обобщенно-личные 2) Неопределённо-личные Определённо - личные 4) Безличные

глагольные именные

ты

кто-то

?

вы

?

?

назывные

?

мы

все

они

Я

3) Обобщенно-личные

2) Неопределённо-личные

  • Определённо - личные

4) Безличные

Определённо-личные предложения Форма выражения главного члена- сказуемого Наклонение Примеры 1)  Учу уроки  Учим уроки 1-е л.,ед.ч. 1-е л.,мн.ч. Изъявительное наклонение 2) Идёшь в школу  Идёте в школу 2-е л.,ед.ч. 2-е л.,мн.ч. Изъявительное наклонение Повелительное наклонение 3) Иди домой  Идите домой 2-е л.,ед.ч. 2-е л.,мн.ч.

Определённо-личные предложения

Форма выражения

главного члена-

сказуемого

Наклонение

Примеры

1) Учу уроки

Учим уроки

1-е л.,ед.ч.

1-е л.,мн.ч.

Изъявительное

наклонение

2) Идёшь в школу

Идёте в школу

2-е л.,ед.ч.

2-е л.,мн.ч.

Изъявительное

наклонение

Повелительное

наклонение

3) Иди домой

Идите домой

2-е л.,ед.ч.

2-е л.,мн.ч.

Неопределённо-личные предложения Форма выражения главного члена- сказуемого Примеры Наклонение 1)  Ремонтируют дом Изъявительное наклонение 3-е л.,мн.ч  мн.ч., прошедшее время Изъявительное наклонение 2) Лошадей увели 3) Пусть его  отпустят Повелительное наклонение  3-е л., мн.ч. + пусть

Неопределённо-личные предложения

Форма выражения

главного члена-

сказуемого

Примеры

Наклонение

1)

Ремонтируют

дом

Изъявительное

наклонение

3-е л.,мн.ч

мн.ч.,

прошедшее время

Изъявительное

наклонение

2) Лошадей увели

3) Пусть его

отпустят

Повелительное

наклонение

3-е л.,

мн.ч. + пусть

Обобщённо-личные предложения  Форма выражения главного члена- сказуемого Примеры Наклонение Изъявительное наклонение В чужом доме  не покомандуешь 2-е л., ед. ч. Изъявительное наклонение 3-е л., мн. ч. 2) Злых не любят

Обобщённо-личные предложения

Форма выражения

главного члена-

сказуемого

Примеры

Наклонение

Изъявительное

наклонение

  • В чужом доме

не покомандуешь

2-е л., ед. ч.

Изъявительное

наклонение

3-е л., мн. ч.

2) Злых не любят

Безличные предложения Форма выражения Главного члена- сказуемого Примеры Быстро  смеркалось.   Уже  подмораживает. Безличный глагол . Настоящее – будущее время, 3-е л.,ед.ч. Прошедшее время, ед.ч., ср. р. 2) Мне  взгрустнулось. Личный глагол употреблён как безличный.

Безличные предложения

Форма выражения

Главного члена-

сказуемого

Примеры

  • Быстро

смеркалось.

Уже

подмораживает.

Безличный глагол .

Настоящее –

будущее время,

3-е л.,ед.ч.

Прошедшее время,

ед.ч., ср. р.

2) Мне

взгрустнулось.

Личный глагол

употреблён как безличный.

Безличные предложения Форма выражения Главного члена- сказуемого Примеры 3) Скоро сдавать  экзамены. Быть дождю. Инфинитив 4) Пришлось согласиться с желанием друга. Сочетание инфинитива И безличной формы вспомогательного глагола Нельзя пренебрегать своими обязанностями. Сочетание инфинитива и слов можно, нельзя и подобных с безличной формой связки(или без неё)

Безличные предложения

Форма выражения

Главного члена-

сказуемого

Примеры

3) Скоро сдавать

экзамены.

Быть дождю.

Инфинитив

4) Пришлось согласиться с желанием друга.

Сочетание инфинитива

И безличной формы вспомогательного

глагола

Нельзя пренебрегать

своими обязанностями.

Сочетание инфинитива и слов

можно, нельзя и подобных

с безличной формой связки(или без неё)

Безличные предложения Форма выражения Главного члена- сказуемого Примеры Наречие или кр. страд. причастие в форме ср. рода со словом быть  в безличной форме или без него 5) Было грустно.  О походе сообщено.  Главный член выражает отрицание словами нет, не было  не будет,  не окажется, не вышло  и др. 6)Семьи у него нет. Не оказалось и друзей.

Безличные предложения

Форма выражения

Главного члена-

сказуемого

Примеры

Наречие или кр. страд. причастие

в форме ср. рода со словом быть

в безличной форме или без него

5) Было грустно.

О походе сообщено.

Главный член выражает

отрицание словами нет, не было

не будет,

не окажется, не вышло и др.

6)Семьи у него нет.

Не оказалось

и друзей.

Определить тип односоставного предложения.  I.  1) Живу как неба властелин – в прекрасном мире – но один. 2) Вам не видать таких сражений !.. 3) Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. 4) И вот нашли большое поле. 5) Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули. 6) Отзвонили вечерню во святых церквах. 7) Схоронили его за Москвой- рекой. 8) О, как мне хочется смутить веселость их… 9) Примите дивное посланье из края дальнего сего. 10) Вот смерклось. 11) Вечер. (Из произведений М.Ю. Лермонтова).

Определить тип односоставного предложения.

I. 1) Живу как неба властелин – в прекрасном мире – но один. 2) Вам не видать таких сражений !.. 3) Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов. 4) И вот нашли большое поле. 5) Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули. 6) Отзвонили вечерню во святых церквах. 7) Схоронили его за Москвой- рекой. 8) О, как мне хочется смутить веселость их… 9) Примите дивное посланье из края дальнего сего. 10) Вот смерклось. 11) Вечер. (Из произведений М.Ю. Лермонтова).

II. Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучали. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзинки. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю – день проведём отлично! Поэтому весело!

II. Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть летнего утра. Вдруг в дверь постучали. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. В руках держат удочки, сачки и корзинки. Завтракаем легко, и в путь. Узкая тропинка, цветы вокруг, птицы! Знаю – день проведём отлично! Поэтому весело!

Тест: 1.Укажите неверное утверждение.  А) Односоставное предложение может быть распространенным.  Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.  В) Назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее.  Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

Тест:

1.Укажите неверное утверждение.

А) Односоставное предложение может быть распространенным.

Б) Неполные предложения те, в которых пропущен главный член предложения.

В) Назывные предложения имеют один главный член предложения – подлежащее.

Г) В односоставном предложении второй член предложения не нужен для понимания смысла предложения.

2.Укажите верное утверждение.  Односоставное предложение – это предложение , в котором:  А) опущено подлежащее,  Б) опущено сказуемое,  В) нет второстепенных членов предложения,  Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

2.Укажите верное утверждение.

Односоставное предложение – это предложение , в котором:

А) опущено подлежащее,

Б) опущено сказуемое,

В) нет второстепенных членов предложения,

Г) грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.

3.В неопределенно- личных предложениях сказуемое может быть выражено:  А) существительным в именительном падеже,  Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица,  В) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени,  Г) глаголом – инфинитивом.

3.В неопределенно- личных предложениях сказуемое может быть выражено:

А) существительным в именительном падеже,

Б) глаголом в форме 1-го или 2-го лица,

В) глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени,

Г) глаголом – инфинитивом.

4.Это предложение обобщенно-личное .  А) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.  Б) Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.  В) Многое вспомнишь родное, далёкое,  Слушая рокот колёс непрестанный…  Г) Пахло нагретой землёй и мёдом.

4.Это предложение обобщенно-личное .

А) Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда.

Б) Иду не торопясь, любуюсь хорошей погодой.

В) Многое вспомнишь родное, далёкое,

Слушая рокот колёс непрестанный…

Г) Пахло нагретой землёй и мёдом.

5.В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы. А) Было душно. К придорожью мёдом веяло с гречих.  Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра.  В) Кому-то не спится в прекрасном далеке.  Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

5.В этом безличном предложении сообщается о состоянии природы.

А) Было душно. К придорожью мёдом веяло с гречих.

Б) Страшно, что сил не хватит выдержать до утра.

В) Кому-то не спится в прекрасном далеке.

Г) С той прелестной поры мне час от часу становилось лучше.

6.В составе какого сложного предложения есть простое безличное ?  А) Уже смеркалось, и мы зажгли свет.  Б) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.  В) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.  Г) Ещё молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.

6.В составе какого сложного предложения есть простое безличное ?

А) Уже смеркалось, и мы зажгли свет.

Б) Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нём сатирика.

В) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

Г) Ещё молчаливы леса, и шум города сюда не доходит.

7.Укажите, какая схема соответствует предложению « Мне было жутко в холодном лесу, и я поспешил домой ».  А) [ двусоставное ] , и [ двусоставное ] .  Б) [ определенно-личное ] , и [ двусоставное ] .  В) [ безличное ] , и [ безличное ] .  Г) [ безличное ] , и [ двусоставное ] .

7.Укажите, какая схема соответствует предложению

« Мне было жутко в холодном лесу, и я поспешил домой ».

А) [ двусоставное ] , и [ двусоставное ] .

Б) [ определенно-личное ] , и [ двусоставное ] .

В) [ безличное ] , и [ безличное ] .

Г) [ безличное ] , и [ двусоставное ] .

8.Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения.  1) Мне надо не так уж много.  2) Его не отпускают от дома ни на шаг.  3) Лечу к тебе на крыльях любви, моя милая!  4) Вечер.  А) определенно-личное Б) неопределенно-личное В) безличное Г) назывное

8.Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения.

1) Мне надо не так уж много.

2) Его не отпускают от дома ни на шаг.

3) Лечу к тебе на крыльях любви, моя милая!

4) Вечер.

А) определенно-личное

Б) неопределенно-личное

В) безличное

Г) назывное

9.Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения.   1) В мэрии ожидают важного гостя.  2) Этого мне только не хватало!  3) Здесь вам не равнина.  4) Слышу поскрипывание половиц.  А) определенно-личное Б) неопределенно-личное В) безличное Г) назывное

9.Установите соответствие, определив тип каждого односоставного предложения.

1) В мэрии ожидают важного гостя.

2) Этого мне только не хватало!

3) Здесь вам не равнина.

4) Слышу поскрипывание половиц.

А) определенно-личное

Б) неопределенно-личное

В) безличное

Г) назывное

Проверь себя.  1. Б 8.   2. Г 1-В 3-А  3. В 2-Б 4-Г  4. В 9.   5. А 1-Б 3-Г  6. А 2-В 4-А  7. Г

Проверь себя.

1. Б 8.

2. Г 1-В 3-А

3. В 2-Б 4-Г

4. В 9.

5. А 1-Б 3-Г

6. А 2-В 4-А

7. Г

Употребление односоставных предложений в художественных произведениях.  В.П. Астафьев «Затеси».   Определить роль односоставных предложений в текстах.   Предел.  Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытье.

Употребление односоставных предложений в художественных произведениях. В.П. Астафьев «Затеси».

Определить роль односоставных предложений в текстах.

Предел.

Ночь. Темнота. Давно ветер не звучит за окном. Терпение кончилось. Предел. Надо помогать себе. Высыпаю горький порошок в рот. Половину мимо. Слезы застревают в ростках бороды, смывают перхоть порошка. Провал. Забытье.

Приветное слово.  Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света…  Мелодия. Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!

Приветное слово.

Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес. Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мной пустынно шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается в основном о конце света…

Мелодия.

Пестрый лист. Красный шиповник. Искры обклеванной калины в серых кустах. Желтая хвойная опадь с лиственниц. Черная, обнаженная в полях земля под горою. Зачем так скоро?!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация "Односоставные предложения"

Автор: Малафеева Людмила Ивановна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202961

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "обобщение урока по теме "Односоставные предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchieniie-uroka-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419577664"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "обобщающий урок по теме Односоставные предложения "
    ["seo_title"] => string(63) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "128715"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415552511"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Разработка урока на тему  "Односоставные предложения. Типы односоставных предложений" "
    ["seo_title"] => string(91) "razrabotka-uroka-na-tiemu-odnosostavnyie-priedlozhieniia-tipy-odnosostavnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "176348"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424408329"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект урока "Роль односоставных предложений в художественном тексте". "
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt-uroka-rol-odnosostavnykh-priedlozhienii-v-khudozhiestviennom-tiekstie"
    ["file_id"] => string(6) "103965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402653141"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разработка урока по русскому языку на тему " Односоставные предложения""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_na_tiemu_odnosostavnyie_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "382306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485080451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства