Презентация на тему: "Понятие о синтаксисе и пунктуации"
Презентация на тему: "Понятие о синтаксисе и пунктуации"
Повторение по теме: "Служебные части речи". Работа по опорным схемам в малых группах. Дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
•развивать творческие способности учащихся;
•развивать языковые и лингвистические компетенции;
•способствовать формированию компонентов информационной культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Понятие о синтаксисе и пунктуации" »
Тема: Понятие о синтаксисе и пунктуации
Цели:
а)образовательная:
дать понятие о синтаксисе как разделе грамматики и пунктуации как системе правил правописания предложений, учить видеть границы предложения, находить грамматические основы, правильно строить словосочетания и предложения.
в)развивающая:
развивать творческие способности учащихся;
развивать языковые и лингвистические компетенции;
способствовать формированию компонентов информационной культуры.
б)воспитательная :
воспитывать уважительное отношение к русскому языку;
воспитывать умение работать самостоятельно.
Словарная работа
Арина Родионовна, нянчить, Пушкин.
Она, рассказать, он, русские, сказки.
Она, быть, верная, “подруга дней суровых”, поэт.
Задание:
Составьте и запишите предложения из данных слов, употребляя глаголы в форме прошедшего времени, а существительные и прилагательные в нужном падеже.
Попробуйте составить предложения из данных слов:
в, и, не, от, про, с, а , к, по, за, у, из, о, как
Работа с опорной схемой
(в малых группах)
Предлоги
связывают слова в словосочетании и предложении
по составу
по происхождению
Простые
Непроизводные
Производные
Сложные
Союзы
связывают части сложного предложения или однородные члены
по значению и функции
по составу
Сочинительные
Простые
Подчинительные
Составные
Частицы
передают эмоции и смысловые отношения
по значению и функции
по составу
Смысловые
Простые
Формообразующие
Сложные
Подберите к данным словам зависимые слова, чтобы более точно обозначить действия:
Едет на (куда?)
плывет на (чем?)
стоит у (чего?)
рисует (чем?)
читает (что?)
отдыхает (когда?)
находится (где?)
Задание:
Составить предложения с данными словосочетаниями.
Вывод:
Слова, соединяясь друг с другом по определенным правилам, образуют словосочетания и предложения.
Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста, называется синтаксисом.
Словосочетание - это первая и самая маленькая синтаксическая единица.
Словосочетание состоит из главного и зависимогослова, связанных по смыслу и грамматически.
Составьте и запишите словосочетания:
Зимний, дорога; у, лесной, ручей; петь, хор; гулять, лес, в.
Вопрос:
Какими частями речи выражены главные и зависимые слова в словосочетаниях?
Составьте 3-4 предложения на тему:
«В цветочном магазине», используя полученные словосочетания.
Фиалка, ландыш, гвоздика, незабудка.
Слова для справок: лиловый, белый, голубой, алый.
Вывод:
Предложение – это основная синтаксическая единица, служащая для общения людей, выражения их мыслей и чувств.
Предложение – это вторая синтаксическая единица.
Составить с данными словами предложения:
Быстрый, ласточка, лететь, над, земля, низко;
Скоро, польет, сильная, дождь;
Небо, нахмуриться.
1. Быстрая ласточка низко летит над землей.
2. Скоро польет сильный дождь.
3. Небо нахмурилось.
Что изменилось в предложениях?
1. Быстрая ласточка летит над землей, лесом, рекой, полем.
2. Небо нахмурилось, скоро польет сильный дождь.
Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
К. Паустовский рассказывает, как однажды знакомый писатель принес в редакцию рассказ, который был труден для восприятия, но интересен по теме. Корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не приписав ни одного слова…
«На следующее утро, - вспоминает К. Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
- Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?- Да просто расставил правильно все знаки препинания…. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь…»
Вывод:
Раздел лингвистики, который изучает правильную постановку знаков препинания, называется пунктуация.
Запомните:
Главные члены предложения (грамматическая основа) не являются словосочетанием.