kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему : "Фонетический разбор слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Фонетический разбор слова»

Цель: - научить учащихся производить фонетический разбор слова.

Задачи: - развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные; умения правильно ставить ударение и делить слова на слоги.

Ход урока:

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

II.Проверка домашнего задания

- Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.

Получается:

Земля - [з,и м л,а]

лев - [л,э ф]

цветок - [ц в,и т о к]

открыть - [а т к р ы т,]

мороз - [м а р о с,]

очки - [а ч,к,и]

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».

III.Изучение нового материала

- Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».

- Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

- Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?

  1. Фонетический опрос

- Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.

- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)

- На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)

- Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)

- Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)

- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)

- Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

- В чем разница между буквой и звуком?

- Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

- Сколько непарных глухих? (4)

- Назовите. [х, ц, ч, щ]

- Сколько непарных мягких согласных? (3)

- Назовите. [ч,, щ,, й,]

- Сколько непарных твердых согласных? (3)

- Назовите. [ж, ш, ц]

- Сколько глысных звуков? (6)

- Сколько согласных звуков? (36)

- Сколько всего звуков? (42)

- Молодцы, ребята!

2. Физминутка

- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).

- Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).

- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

- Убежали мышки вон (бег на месте).

- Отдохнули. Теперь сел ровно. Спинки выпрямили. Теперь перейдем к изучению нового материала.

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произнашение.

Например: булочная, гречневый, сливочный.

В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

3. Объяснения учителя

- Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.

- А теперь я покажу вам как надо выполнять фонетический разбор.

- С красной строки, с большой буквы записываем предложение:

На лесной поляне стоял старый пень1.

Пень – 1 слог.

п [п?] – согл., парн., глух., мягк.

е [э] – гл., ударн.

н [н?] – согл., непарн., сонор., мягк.

ь [-]

4 б., 3 зв. [п, э н,]

 

- Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?

 

IV.    Закрепление изученного.

– Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов. (учащийся у доски)

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв.

о [а] – гл., безуд.

р [р] – согл., непарн., сон., тв.

о [о] – гл., ударн.

т [т] – согл., парн., глух., тв.

а [а] – гл., безуд.

6 б., 6 зв. в а р о т а

 

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв.

ы [ы] – гл., ударн.

б [п] – согл., парн., глух., тв.

к [к] – согл., парн., глух., тв.

а [а] – гл., безуд.

5 б., 5 зв. р ы п к а

 

ты′ква – 2 слога

т [т] - согл., парн., глух., тв.

ы [ы] - гл., ударн.

к [к] - согл., парн., глух., тв.

в [в] - согл., парн., зв., тв.

а [а] - гл., безуд.

5 б., 5 зв. [т ы к в а]

 

камы?ш – 2 слога

к [к] - согл., парн., глух., тв.

а [а] -  гл., безуд.

м [м] - согл., непарн., сон., тв.

ы [ы] - гл., ударн.

ш [ш] - согл., парн., глух., тв.

5 б., 5 зв. [к а м ы ш]

 

- Правильно произнесите записанные слова.

Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.

- Команда, все члены которого быстро и правильно справились с заданием получаете 20 баллов.

V.   Подведение итогов.

VI.  Домашнее задание.

- Итак, ребята, наш урок заканчивается.

- Чему мы научились сегодня на уроке?

- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?

- Что на уроке понравилось больше всего?

- Выставили оценки, заработанные вами на уроке.

- Открыли дневники, записываем домашнее задание все, кроме команды С.Боброва, выполнить фонетический разбор слов: ёж, медведь, цирк.

- Команда Семена составит связанный рассказ на тему: «Что я знаю о фонетике?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему : "Фонетический разбор слова" »

Презентация  к уроку русского языка в 5 классе: «Фонетический разбор слова» Подготовила: учитель русского языка и литературы МБУ СОШ №46 Устивицкая Алёна Валерьевна

Презентация к уроку русского языка в 5 классе:

«Фонетический разбор слова»

Подготовила: учитель русского языка и литературы МБУ СОШ №46 Устивицкая Алёна Валерьевна

Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию . Земля, Лев, Цветок, Открыть, Мороз, Очки

Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию .

Земля, Лев, Цветок, Открыть, Мороз, Очки

Проверь себя [ з , и м л , а ] [ л , э ф ] [ ц в , и т о к ] [ а т к р ы т , ]  [ м а р о с , ] [ а ч , к , и ]

Проверь себя

[ з , и м л , а ] [ л , э ф ] [ ц в , и т о к ] [ а т к р ы т , ]

[ м а р о с , ] [ а ч , к , и ]

Фонетический опрос - Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? - На какие группы делятся звуки речи? - Какие звуки являются гласными? - Какие звуки являются согласными? - Какими бывают гласные звуки?

Фонетический опрос

- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи?

- На какие группы делятся звуки речи?

- Какие звуки являются гласными?

- Какие звуки являются согласными?

- Какими бывают гласные звуки?

Фонетический опрос - Каким буквам отведена двойная роль? - Сколько букв в русском алфавите? - Сколько гласных? - Сколько согласных? - В чем разница между буквой и звуком? - Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

Фонетический опрос

- Каким буквам отведена двойная роль?

- Сколько букв в русском алфавите?

- Сколько гласных?

- Сколько согласных?

- В чем разница между буквой и звуком?

- Сколько парны согласных по глухости – звонкости?

Фонетический опрос - Сколько непарных глухих? Назовите их. - Сколько непарных мягких согласных? Назовите их.  - Сколько непарных твердых согласных? Назовите их.  - Сколько гласных звуков? - Сколько согласных звуков? - Сколько всего звуков?

Фонетический опрос

- Сколько непарных глухих? Назовите их.

- Сколько непарных мягких согласных? Назовите их.

- Сколько непарных твердых согласных? Назовите их.

- Сколько гласных звуков?

- Сколько согласных звуков?

- Сколько всего звуков?

Физминутка Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы  «трубочкой» перед глазами). Мышки дернули за гири (руки вверх и приседанье с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой). Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой). Убежали мышки вон (бег на месте).

Физминутка

Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте).

Поглядеть, который час (повороты влево, вправо, пальцы

«трубочкой» перед глазами).

Мышки дернули за гири (руки вверх и приседанье с опусканием рук).

Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).

Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).

Убежали мышки вон (бег на месте).

Сочетание чн Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием. Например: Античный, дачный, качнуть. Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная. В некоторых словах допускается двоякое произношение. Например: булочная, гречневый, сливочный. 

Сочетание чн

Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.

Например: Античный, дачный, качнуть.

Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.

В некоторых словах допускается двоякое произношение.

Например: булочная, гречневый, сливочный. 

Интересный факт В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

Интересный факт

В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.

Выполнение фонетического разбора Пень – 1 слог. п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк.. е [э] – гл., ударн.. н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк.. ь [-] 4 б., 3 зв.. [п, э н,]

Выполнение фонетического разбора

Пень – 1 слог.

п [п᾽] – согл., парн., глух., мягк..

е [э] – гл., ударн..

н [н᾽] – согл., непарн., сонор., мягк..

ь [-]

4 б., 3 зв.. [п, э н,]

Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор слов

Разгадайте ребусы и выполните фонетический разбор слов

Проверьте себя воро′та – 3 слога в [в] – согл., парн., зв., тв.. о [а] – гл., безуд.. р [р] – согл., непарн., сон., тв.. о [о] – гл., ударн.. т [т] – согл., парн., глух., тв.. а [а] – гл., безуд.. 6 б., 6 зв.. [в а р о т а]  ры′бка – 2 слога р [р] – согл., парн., сон., тв.. ы [ы] – гл., ударн.. б [п] – согл., парн., глух., тв.. к [к] – согл., парн., глух., тв.. а [а] – гл., безуд.. 5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

Проверьте себя

воро′та – 3 слога

в [в] – согл., парн., зв., тв..

о [а] – гл., безуд..

р [р] – согл., непарн., сон., тв..

о [о] – гл., ударн..

т [т] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

6 б., 6 зв.. [в а р о т а]

ры′бка – 2 слога

р [р] – согл., парн., сон., тв..

ы [ы] – гл., ударн..

б [п] – согл., парн., глух., тв..

к [к] – согл., парн., глух., тв..

а [а] – гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [р ы п к а]

Проверьте себя ты′ква – 2 слога т [т] - согл., парн., глух., тв.. ы [ы] - гл., ударн.. к [к] - согл., парн., глух., тв.. в [в] - согл., парн., зв., тв.. а [а] - гл., безуд.. 5 б., 5 зв.. [т ы к в а] камы´ш – 2 слога к [к] - согл., парн., глух., тв.. а [а] - гл., безуд.. м [м] - согл., непарн., сон., тв.. ы [ы] - гл., ударн.. ш [ш] - согл., парн., глух., тв.. 5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]

Проверьте себя

ты′ква – 2 слога

т [т] - согл., парн., глух., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

к [к] - согл., парн., глух., тв..

в [в] - согл., парн., зв., тв..

а [а] - гл., безуд..

5 б., 5 зв.. [т ы к в а]

камы´ш – 2 слога

к [к] - согл., парн., глух., тв..

а [а] - гл., безуд..

м [м] - согл., непарн., сон., тв..

ы [ы] - гл., ударн..

ш [ш] - согл., парн., глух., тв..

5 б., 5 зв.. [к а м ы ш]


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему : "Фонетический разбор слова"

Автор: Устивицкая Алёна Валерьевна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178589

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок русского языка в 7 классе по теме «Причастный оборот. Повторение и обобщение» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-russkogho-iazyka-v-7-klassie-po-tiemie-prichastnyi-oborot-povtorieniie-i-obobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "131910"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416246074"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока русского языка в 5 классе. Фонетика. Звуки речи. "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-fonietika-zvuki-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "228472"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441306501"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Урок- исследование по  русскому  языку Тема: «Слово "Зима "»."
    ["seo_title"] => string(55) "urok-issliedovaniie-po-russkomu-iazyku-tiema-slovo-zima"
    ["file_id"] => string(6) "249447"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446902267"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Русский язык.  «Фонетика» "
    ["seo_title"] => string(23) "russkii-iazyk-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "200281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428768787"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Русский язык. "Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(25) "russkii-iazyk-fonietika-1"
    ["file_id"] => string(6) "200282"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428769458"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства