Тема: «Фонетический разбор слова»
Цель: - научить учащихся производить фонетический разбор слова.
Задачи: - развивать умения различать звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные и непарные согласные; умения правильно ставить ударение и делить слова на слоги.
Ход урока:
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
II.Проверка домашнего задания
- Спишите слова с доски, расставьте ударение, запишите транскрипцию.
Получается:
Земля - [з,и м л,а]
лев - [л,э ф]
цветок - [ц в,и т о к]
открыть - [а т к р ы т,]
мороз - [м а р о с,]
очки - [а ч,к,и]
- Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь в середине новой строки запишем тему нашего урока «Фонетический разбор слова».
III.Изучение нового материала
- Итак, тема нашего урока «Фонетический разбор слова».
- Какую цель мы поставили перед собой на этот урок?
- Какие задачи необходимо решить для достижения нашей цели?
- Фонетический опрос
- Каждый правильный ответ +5 б., неправильный ответ -5 б.
- Как называется раздел науки о языке изучающий звуки речи? (фонетика)
- На какие группы делятся звуки речи? (гласные, согласные)
- Какие звуки являются гласными? (которые состоят только из голоса)
- Какие звуки являются согласными? (которые состоят из голоса и шума)
- Какими бывают гласные звуки? (ударные и безударные)
- Каким буквам отведена двойная роль? (е, ё, ю, я)
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных?
- Сколько согласных?
- В чем разница между буквой и звуком?
- Сколько парны согласных по глухости – звонкости?
- Сколько непарных глухих? (4)
- Назовите. [х, ц, ч, щ]
- Сколько непарных мягких согласных? (3)
- Назовите. [ч,, щ,, й,]
- Сколько непарных твердых согласных? (3)
- Назовите. [ж, ш, ц]
- Сколько глысных звуков? (6)
- Сколько согласных звуков? (36)
- Сколько всего звуков? (42)
- Молодцы, ребята!
2. Физминутка
- Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте). Поглядеть который час (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами).
- Мышки дернули за гири (руки вверх и приседание с опусканием рук). Раз, два, три, четыре (хлопки над головой).
- Вдруг раздался страшный звон (хлопки перед собой).
- Убежали мышки вон (бег на месте).
- Отдохнули. Теперь сел ровно. Спинки выпрямили. Теперь перейдем к изучению нового материала.
Сочетание чн как правило, произносится в соответствии с написанием.
Например: Античный, дачный, качнуть.
Но в некоторых сочетаниях букв чн не так, как пишется, а по-другому [шн], например: коне[ш]но, ску[ш]но, наро[ш]но, праче[ш]ная.
В некоторых словах допускается двоякое произнашение.
Например: булочная, гречневый, сливочный.
В конце XIX – начале XX века многие слова произносились с [шн], а не с [чн]. Произношение [шн] старой московской орфоэпической нормы.
3. Объяснения учителя
- Открываем учебники на стр. смотрим план фонетического разбора.
- А теперь я покажу вам как надо выполнять фонетический разбор.
- С красной строки, с большой буквы записываем предложение:
На лесной поляне стоял старый пень1.
Пень – 1 слог.
п [п?] – согл., парн., глух., мягк.
е [э] – гл., ударн.
н [н?] – согл., непарн., сонор., мягк.
ь [-]
4 б., 3 зв. [п, э н,]
- Ребята, кому не понятно, как выполнять фонетический разбор?
IV. Закрепление изученного.
– Разгадать ребусы и выполнить фонетический разбор слов. (учащийся у доски)
воро′та – 3 слога
в [в] – согл., парн., зв., тв.
о [а] – гл., безуд.
р [р] – согл., непарн., сон., тв.
о [о] – гл., ударн.
т [т] – согл., парн., глух., тв.
а [а] – гл., безуд.
6 б., 6 зв. в а р о т а
ры′бка – 2 слога
р [р] – согл., парн., сон., тв.
ы [ы] – гл., ударн.
б [п] – согл., парн., глух., тв.
к [к] – согл., парн., глух., тв.
а [а] – гл., безуд.
5 б., 5 зв. р ы п к а
ты′ква – 2 слога
т [т] - согл., парн., глух., тв.
ы [ы] - гл., ударн.
к [к] - согл., парн., глух., тв.
в [в] - согл., парн., зв., тв.
а [а] - гл., безуд.
5 б., 5 зв. [т ы к в а]
камы?ш – 2 слога
к [к] - согл., парн., глух., тв.
а [а] - гл., безуд.
м [м] - согл., непарн., сон., тв.
ы [ы] - гл., ударн.
ш [ш] - согл., парн., глух., тв.
5 б., 5 зв. [к а м ы ш]
- Правильно произнесите записанные слова.
Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница, гречневый, пустячный.
- Команда, все члены которого быстро и правильно справились с заданием получаете 20 баллов.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.
- Итак, ребята, наш урок заканчивается.
- Чему мы научились сегодня на уроке?
- Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале урока?
- Что на уроке понравилось больше всего?
- Выставили оценки, заработанные вами на уроке.
- Открыли дневники, записываем домашнее задание все, кроме команды С.Боброва, выполнить фонетический разбор слов: ёж, медведь, цирк.
- Команда Семена составит связанный рассказ на тему: «Что я знаю о фонетике?»