kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку по теме "Фонетические средства речевой выразительности".

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

Тема раздела: Фонетика.

Тема урока: Фонетические средства речевой выразительности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Комплексные цели урока:

1)обучающая: - определить уровень базовых знаний по теме;

- расширить представление о звуковом оформлении слова, его влиянии на восприятие смысла;

- изучить основные средства речевой выразительности;

2) воспитательная: - воспитывать речевую культуру обучающихся,

-  чувство коллективизма;

3)развивающая: - развивать и совершенствовать умение аналитически мыслить;

- логически верно, грамотно строить устное и письменное высказывание;

- совершенствовать коммуникативные качества речи обучающихся;

- развивать чувство слова;

- обогащать словарный запас учащихся;

- развивать навык восприятия смысловой функции речи;

- умение решать проблемы и действовать в нестандартной ситуации.

Учебно-методический комплекс урока:

                                   1) Конспект урока.

2) ТСО: медиапроектор.

3) Презентация по теме занятия.

4) Комплект заданий для работы в группах.

5) Оценочные листы для самооценки групп.

Методы обучения: словесный, наглядный, иллюстративный.

Виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуализированная.

                                                    

Ход урока:

I.Организационный  этап:   - подготовка к уроку;

                                                             - проверка контингента;   

Основной этап:

1) мотивация: создание проблемной ситуации: метафора «В зоопарке»;

2) формулирование проблемы: Как соотносится фонетическая значимость с лексическим значением слова? Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?

3)актуализация знаний и усвоение нового материала: поэтапное решение проблемы, связанной с выявлением средств фонетической выразительности:

а) Актуализация знаний (беседа):

- С чего начинается освоение речи человеческим индивидом?

- Как происходит это освоение? 

б) Решаем проблему, открываем новые знания:

- определите сущность  понятий «звукоподражание», «звуковой символизм» (примеры слов, вызывающие при произношении различные представления: обонятельные, осязательные и проч.);

в) (работа в группах) Развиваем умения: внимательно прочтите текст стихотворения (1 группа – «Камыши» К. Бальмонт; 2 группа – «Лесной набросок» И Северянин; 3 группа – «Обвал» А.С. Пушкин) и определите, в чём особенность данного текста? За счёт чего достигается звуковая схожесть между словом и изображаемым явлением? (Приложение 2)

г) Эвристическая беседа (обсуждение проблемной ситуации, выводы)

д) Сообщение нового материала:

- определение понятия «ассонанс»;

- определения понятия «аллитерация»;

Основные средства фонетической выразительности речи: (вывод)

1)звукоподражание

2) звуковой символизм

3) ассонанс

4) аллитерация

е) Беседа:

- Какое впечатление производит на слушающего звук речи?

- Могут ли при восприятии звучащей речи возникать не только слуховые, но и другие представления?

ж) Сообщение нового материала: описание «неслуховых» представлений и эмоций, вызываемых звуками речи (цитаты из работы М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию»).

з) Создание проблемной ситуации: представьте, что перед вами название животного, опишите его, используя слова разных частей речи (1 группа – «лимень»; 2 группа – «урщух»; 3 группа – «манаф») (Приложение 2)

и) Эвристическая беседа: как данные свойства звуков речи используются в современной рекламе (из журнала «За рулём» рекламные тексты автомобилей «Лексус», «Ауди») (обсуждение проблемной ситуации, выводы)

к) Сообщение нового материала:

звуковой состав влияет на понимание смысла слова, например, слова «милый, томный, тихий, сладостный» иностранец воспринимает как вызывающие приятное впечатление, а «грубый, яркий, скорый, горький» - совершенно противоположное. Когда мы слышим слово, мы воспринимаем его лексическую, т.е. понятийную значимость, а фонетическая оболочка дополняет смысл.

л) Решение проблемной ситуации: что происходит с текстом при неправильном сочетании определённых звуков?

(анализ предложений, выводы) (Приложение 2).

м) Сообщение нового материала:

Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых звуков.

- неблагозвучные звуки русского языка;

- неудачные употребления некоторых причастных форм;

- правила, помогающие устранить неблагозвучие речи;

- сообщение «О русских именах» (благозвучие в сочетании ФИО) (Приложение 3).

л) Проблемный вопрос: определите значение слов «богатый», «счастье», «замужество».

Пример того, как определено значение этих слов у М. Задорнова в книге «Задоринки»

н) Сообщение нового материала:

- определение понятия «народная этимология»;

- использование явления переозвучивания слов в поэзии (С. Викулов «Россия», В. Казанцев

«Окно, крыльцо, замшелый пёс…»).

о) Проблемный вопрос: способны ли звуки речи передавать цвет?

п) Сообщение нового материала:

- определение соотнесённости гласных фонем русского языка и основных цветов спектра: «а» - красный; «и» - синий и т. д. ( по А.П. Журавлёву)

- (работа в группах) запись транскрипции текста (отрывок из стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая») (Приложение 2);

- определение цветовой гаммы текста  по методике А.П. Журавлёва;

- выводы: компьютерные расчёты показывают, что рисунок гласных создаёт ту же цветовую гамму, что и смысл слов.

Вывод: фоносемантика – область языкознания, изучение которой может оказать помощь человеку везде, где его работа связана с задачами усилить языковое воздействие на читателя, слушателя; она могла бы выступить консультантом при отборе, придумывании самых разнообразных имён, названий, наименований; пригодились бы её расчёты для специалистов в области рекламы, менеджмента, для переводчиков.

4) применение полученных знаний в нестандартной ситуации: (работа в группах) самостоятельная работа обучающихся и демонстрация результатов работы.

Задание: проанализируйте названия 2-3 фирм, организаций, кампаний с точки зрения благозвучия и соответствия впечатления от слова роду деятельности фирмы, кампании.

III. Заключительный этап:

1)подведение итогов занятия в соответствии с его целями;

2)выставление и комментирование оценок (Приложение 1);

3)домашнее задание.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Фонетические средства речевой выразительности". »

Тема урока: Фонетические средства речевой выразительности

Тема урока:

Фонетические средства речевой выразительности

… ищу союза Волшебных звуков, чувств и дум…        А.С.Пушкин      Верь в звук слов:      Смысл тайн в них.         В.Я. Брюсов

… ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум…

А.С.Пушкин

Верь в звук слов:

Смысл тайн в них.

В.Я. Брюсов

Термин Звукоподражание –   это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Термин

  • Звукоподражание –

это подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Термин Звуковой символизм –  это способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также многочисленные эмоции.

Термин

  • Звуковой символизм –

это способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также многочисленные эмоции.

Термин Ассонанс -   (от франц. а ssonance – «созвучие») – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Термин

  • Ассонанс -

(от франц. а ssonance – «созвучие») – приём усиления изобразительности текста путём повторения гласных звуков.

Термин Аллитерация – (от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков.

Термин

Аллитерация –

(от лат. «собуквие») приём усиления изобразительности текста путём повторения согласных звуков.

Вопрос: Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?

Вопрос:

Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?

Задание:  Определите лексическое значение данных звукосочетаний: урщух лимень манаф

Задание:

Определите лексическое значение данных звукосочетаний:

урщух

лимень

манаф

Пример: Слова, вызывающие приятные впечатления Слова, вызывающие неприятные впечатления томный грубый милый скорый тихий яркий  сладостный горький

Пример:

Слова, вызывающие приятные впечатления

Слова, вызывающие неприятные впечатления

томный

грубый

милый

скорый

тихий

яркий

сладостный

горький

Термин Благозвучие –  отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

Термин

Благозвучие –

отсутствие в речи неудобопроизносимых, «режущих» слух сочетаний звуков, которое обеспечивает приятное и лёгкое для восприятия звучание текста.

Задание: Устраните неблагозвучие в данных предложениях: а) Прозаик И.С. Тургенев был мастером эмоционального пейзажа. б) Министр встретился с президентом и представил ему необходимые документы. в) Собрание потребовало ускорения выполнения решения правления кооператива о строительстве нового гаража. г) «Очень жаль,» - жёстко ответил Жан.

Задание:

  • Устраните неблагозвучие в данных предложениях:

а) Прозаик И.С. Тургенев был мастером эмоционального пейзажа.

б) Министр встретился с президентом и представил ему необходимые документы.

в) Собрание потребовало ускорения выполнения решения правления кооператива о строительстве нового гаража.

г) «Очень жаль,» - жёстко ответил Жан.

Правила

Правила

  • 1. Не допускайте соседства слов, образующих новое слово!
  • 2. Избегайте неоправданной рифмованности прозаической речи!
  • 3. Избегайте частого повтора свистящих и шипящих звуков!
Термин Народная этимология –   это осмысление происхождения слова, которое стихийно совершается в народе. Например: Богатый – тот, у кого Бога много. Счастье – соучастие в жизни другого. Замужество – «За мужество». (Из книги М. Задорнова «Задоринки»)

Термин

Народная этимология –

это осмысление происхождения слова, которое стихийно совершается в народе.

Например:

Богатый – тот, у кого Бога много.

Счастье – соучастие в жизни другого.

Замужество – «За мужество».

(Из книги М. Задорнова «Задоринки»)

Пример: Поэтическая этимология: Россия – росы и сиянье. И значит – утро, Значит – свет. И расстоянья, расстоянья… Без них России просто нет! С. Викулов

Пример:

Поэтическая этимология:

Россия – росы и сиянье.

И значит – утро,

Значит – свет.

И расстоянья, расстоянья…

Без них России просто нет!

С. Викулов

C оответствие звука цвету Признаки Звуки [ э ] красный [ о ] жёлтый [ ы ] зелёный [ у ] синий [ и ] чёрный [ а ] белый

C оответствие звука цвету

Признаки

Звуки

[ э ]

красный

[ о ]

жёлтый

[ ы ]

зелёный

[ у ]

синий

[ и ]

чёрный

[ а ]

белый

C оответствие звука цвету  Признаки Звуки [ э ] красный [ о ] жёлтый [ ы ] + зелёный [ у ] синий чёрный [ и ] [ а ] белый + + + + +

C оответствие звука цвету

Признаки

Звуки

[ э ]

красный

[ о ]

жёлтый

[ ы ]

+

зелёный

[ у ]

синий

чёрный

[ и ]

[ а ]

белый

+

+

+

+

+

Транскрипция [ А тг а в а р ’ и л а  р о ш ’ а  з а л а т а й ’ а / Б ’ и р ’ о з а в ы м  в ’ и с ’ о л ы м  й ’ а з ы к о м  // И  ж у р а вл ’ и  п ’ и ч ’ а л ’ н а  пр а л ’ и т а й ’ а / У ш  н ’ и  ж ы л ’ э й ’ у т  б о л ’ ш э  Н ’ и  а  к о м  // ]

Транскрипция

[ А тг а в а р ’ и л а р о ш ’ а з а л а т а й ’ а /

Б ’ и р ’ о з а в ы м в ’ и с ’ о л ы м й ’ а з ы к о м //

И ж у р а вл ’ и п ’ и ч ’ а л ’ н а пр а л ’ и т а й ’ а /

У ш н ’ и ж ы л ’ э й ’ у т б о л ’ ш э

Н ’ и а к о м // ]

С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

Винсент Ван Гог «Звезда и кипарис»  Арсений Тарковский «Пускай       меня простит Винсент        Ван Гог»

Винсент Ван Гог «Звезда и кипарис» Арсений Тарковский «Пускай меня простит Винсент Ван Гог»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Презентация к уроку по теме "Фонетические средства речевой выразительности".

Автор: Тютюнникова Татьяна Александровна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116397

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Фонетические средства речевой выразительности. "
    ["seo_title"] => string(54) "fonietichieskiie-sriedstva-riechievoi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "116391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412445516"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок русского языка "Средства выразительности речи" 7 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "urok-russkogho-iazyka-sriedstva-vyrazitiel-nosti-riechi-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "246116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446297125"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Презентация по теме: "Нормы оценки знаний, умений и навыковучащихся по русскому языку" "
    ["seo_title"] => string(99) "priezientatsiia-po-tiemie-normy-otsienki-znanii-umienii-i-navykov-uchashchikhsia-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "221824"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435594348"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Частица как часть речи, презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(50) "chastitsa-kak-chast-riechi-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "184509"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426062407"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "«Частица как часть речи» "
    ["seo_title"] => string(26) "chastitsa-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "184507"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426062124"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства