План урока
Тема раздела: Фонетика.
Тема урока: Фонетические средства речевой выразительности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Комплексные цели урока:
1)обучающая: - определить уровень базовых знаний по теме;
- расширить представление о звуковом оформлении слова, его влиянии на восприятие смысла;
- изучить основные средства речевой выразительности;
2) воспитательная: - воспитывать речевую культуру обучающихся,
- чувство коллективизма;
3)развивающая: - развивать и совершенствовать умение аналитически мыслить;
- логически верно, грамотно строить устное и письменное высказывание;
- совершенствовать коммуникативные качества речи обучающихся;
- развивать чувство слова;
- обогащать словарный запас учащихся;
- развивать навык восприятия смысловой функции речи;
- умение решать проблемы и действовать в нестандартной ситуации.
Учебно-методический комплекс урока:
1) Конспект урока.
2) ТСО: медиапроектор.
3) Презентация по теме занятия.
4) Комплект заданий для работы в группах.
5) Оценочные листы для самооценки групп.
Методы обучения: словесный, наглядный, иллюстративный.
Виды учебной работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуализированная.
Ход урока:
I.Организационный этап: - подготовка к уроку;
- проверка контингента;
Основной этап:
1) мотивация: создание проблемной ситуации: метафора «В зоопарке»;
2) формулирование проблемы: Как соотносится фонетическая значимость с лексическим значением слова? Есть ли какая-нибудь содержательная связь между звучанием и значением слова?
3)актуализация знаний и усвоение нового материала: поэтапное решение проблемы, связанной с выявлением средств фонетической выразительности:
а) Актуализация знаний (беседа):
- С чего начинается освоение речи человеческим индивидом?
- Как происходит это освоение?
б) Решаем проблему, открываем новые знания:
- определите сущность понятий «звукоподражание», «звуковой символизм» (примеры слов, вызывающие при произношении различные представления: обонятельные, осязательные и проч.);
в) (работа в группах) Развиваем умения: внимательно прочтите текст стихотворения (1 группа – «Камыши» К. Бальмонт; 2 группа – «Лесной набросок» И Северянин; 3 группа – «Обвал» А.С. Пушкин) и определите, в чём особенность данного текста? За счёт чего достигается звуковая схожесть между словом и изображаемым явлением? (Приложение 2)
г) Эвристическая беседа (обсуждение проблемной ситуации, выводы)
д) Сообщение нового материала:
- определение понятия «ассонанс»;
- определения понятия «аллитерация»;
Основные средства фонетической выразительности речи: (вывод)
1)звукоподражание
2) звуковой символизм
3) ассонанс
4) аллитерация
е) Беседа:
- Какое впечатление производит на слушающего звук речи?
- Могут ли при восприятии звучащей речи возникать не только слуховые, но и другие представления?
ж) Сообщение нового материала: описание «неслуховых» представлений и эмоций, вызываемых звуками речи (цитаты из работы М.В. Ломоносова «Краткое руководство к красноречию»).
з) Создание проблемной ситуации: представьте, что перед вами название животного, опишите его, используя слова разных частей речи (1 группа – «лимень»; 2 группа – «урщух»; 3 группа – «манаф») (Приложение 2)
и) Эвристическая беседа: как данные свойства звуков речи используются в современной рекламе (из журнала «За рулём» рекламные тексты автомобилей «Лексус», «Ауди») (обсуждение проблемной ситуации, выводы)
к) Сообщение нового материала:
звуковой состав влияет на понимание смысла слова, например, слова «милый, томный, тихий, сладостный» иностранец воспринимает как вызывающие приятное впечатление, а «грубый, яркий, скорый, горький» - совершенно противоположное. Когда мы слышим слово, мы воспринимаем его лексическую, т.е. понятийную значимость, а фонетическая оболочка дополняет смысл.
л) Решение проблемной ситуации: что происходит с текстом при неправильном сочетании определённых звуков?
(анализ предложений, выводы) (Приложение 2).
м) Сообщение нового материала:
Благозвучие – отсутствие в речи неудобопроизносимых звуков.
- неблагозвучные звуки русского языка;
- неудачные употребления некоторых причастных форм;
- правила, помогающие устранить неблагозвучие речи;
- сообщение «О русских именах» (благозвучие в сочетании ФИО) (Приложение 3).
л) Проблемный вопрос: определите значение слов «богатый», «счастье», «замужество».
Пример того, как определено значение этих слов у М. Задорнова в книге «Задоринки»
н) Сообщение нового материала:
- определение понятия «народная этимология»;
- использование явления переозвучивания слов в поэзии (С. Викулов «Россия», В. Казанцев
«Окно, крыльцо, замшелый пёс…»).
о) Проблемный вопрос: способны ли звуки речи передавать цвет?
п) Сообщение нового материала:
- определение соотнесённости гласных фонем русского языка и основных цветов спектра: «а» - красный; «и» - синий и т. д. ( по А.П. Журавлёву)
- (работа в группах) запись транскрипции текста (отрывок из стихотворения С.А. Есенина «Отговорила роща золотая») (Приложение 2);
- определение цветовой гаммы текста по методике А.П. Журавлёва;
- выводы: компьютерные расчёты показывают, что рисунок гласных создаёт ту же цветовую гамму, что и смысл слов.
Вывод: фоносемантика – область языкознания, изучение которой может оказать помощь человеку везде, где его работа связана с задачами усилить языковое воздействие на читателя, слушателя; она могла бы выступить консультантом при отборе, придумывании самых разнообразных имён, названий, наименований; пригодились бы её расчёты для специалистов в области рекламы, менеджмента, для переводчиков.
4) применение полученных знаний в нестандартной ситуации: (работа в группах) самостоятельная работа обучающихся и демонстрация результатов работы.
Задание: проанализируйте названия 2-3 фирм, организаций, кампаний с точки зрения благозвучия и соответствия впечатления от слова роду деятельности фирмы, кампании.
III. Заключительный этап:
1)подведение итогов занятия в соответствии с его целями;
2)выставление и комментирование оценок (Приложение 1);
3)домашнее задание.