Презентация предназначена для организации работы на уроке русского языка в 8 классе "Что такое предложение? (введение)". В конспекте урока по этой теме имеются ссылки на эту презентацию с указанием номера слайда.
Цели:
1.Подвести к пониманию отличия предложения от других языковых единиц: предикативная и коммуникативная синтаксическая единица;
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
3.Средствами художественного текста воспитывать внимательное отношение к слову.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Что такое предложение?" »
1 группа:
качает деревья, голыми сучьями, почерневшие от мороза,
выдалсявпервые, осеннее солнце,
на берегу ручья, поодаль светится
Подчинительная связь,словосочетание
2 группа:
траву, листья, ветви;
сохранились и видны;
невыдержали и расцвели;
несмогло растопить, зато согрело; то ли напоминание, то ли обещание
Сочинительная связь,ряд
3 группа:
Середина октября. Трава поблекла. Возвращаюсь домой по своим следам. Откуда он? Он расцвел! И стоят среди снега одуванчики, и горят жёлтые звездочки среди серебряной травы.
Взаимная связь,предложение
Предложение
Цель:
Выявить основные признаки предложения как предикативной и коммуникативной синтаксической единицы.
Орфограмма, падеж, вопросительный знак, словосочетание, звук, имя существительное, повелительное наклонение, сказуемое, обращение, алфавит, член предложения, грамматическая основа, корень слова, мужской род, интонация, восклицательный знак, запятая, точка, степень сравнения, приставка, тире, множественное число, глагол, причастие, вводное слово, однородные члены предложения, ряд, взаимная связь, подчинительная связь, сочинительная связь.
Середина октября.Травапоблекла.Возвращаюсьдомой по своим следам. Откудаон? Он расцвел! И стоят среди снега одуванчики, и горят жёлтые звездочки среди серебряной травы. Неужели три светло-зелёные бодрости слепо красят пляску?
Предложение – одна из единиц языка, обладающая рядом признаков:
имеет определенную структуру;
отличается смысловой и интонационной законченностью;
выполняет коммуникационную задачу.
1) Душа цветка.
2) Это напоминание о прошедшем лете!
3) Еще утром вас тут не было.
4) Одуванчик или звездочка?
5) Обещание будущей весны.
6) Не пойму только, что это?
7) Золотая осень.
8) Ситцевая книга громко бежала по усатому небу.
9) Не дождались.
10) Два цветка.
По синеющему небу плыли легкие облака. –
По синеющему небуплывут легкие облака. –
По синеющему небу будут плыть легкие облака. –
По синеющему небу пусть плывут легкие облака. –
По синеющему небу плыли бы легкие облака.
По синеющему небуплылилегкие облака. –
По синеющему небуплывутлегкие облака. –
По синеющему небубудут плытьлегкие облака. –
По синеющему небупусть плывутлегкие облака. –
По синеющему небуплыли былегкие облака.
Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило снежком.
Вот два цветка стоят рядом, словно согревая друг друга.
А может, это просто проблески золотой осени?
Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елейприпудритснежком. –
Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елейпусть припудритснежком. –
Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елейприпудрило быснежком.
Вот два цветкастоялирядом, словно согревая друг друга.-
Вот два цветкабудут стоятьрядом, словно согревая друг друга. –
Вот два цветкапусть стоятрядом, словно согревая друг друга. –
Вот два цветкастояли бырядом, словно согревая друг друга.
А может, это простобылипроблески золотой осени?-
А может, это простобудутпроблески золотой осени?-
А может, это простопусть будутпроблески золотой осени? –
А может, это простобыли быпроблески золотой осени?
Искать грибы – большое удовольствие.Искатьудовольствиеискатьудовольствие
Ю.Ф.Фролов. Снег и одуванчики.
Середина октября. Ветер качает деревья, стучит голыми сучьями. Жесткую траву, почерневшие от мороза листья, ветви елей припудрило снежком. Впервые за две недели выдался погожий день, но холодное осеннее солнце не смогло растопить снег, как ни старалось.
На берегу лесного ручья трава еще совсем зеленая, только побелела от снега. Возвращаюсь домой по своим следам. Они хорошо сохранились за день и ясно видны на снегу.
Но что это? Среди заснеженной травы словно засветилась звездочка. Наклоняюсь и не верю глазам. На снегу горит желтое солнышко одуванчика! Поодаль светится еще один, а вот два цветка стоят рядышком, словно согревая друг друга.
Откуда вы? Ведь еще утром вас тут не было? Или так сильно заждались солнышка, что стоило ему показаться, как вы не выдержали и расцвели. А я-то назвал осеннее солнце холодным. Снег оно растопить не смогло, зато так согрело душу цветка, что он расцвел в октябре вместо мая!
И стоят среди снега одуванчики, и горят желтые звездочки среди серебряной травы. Не пойму только, что это – то ли напоминание о прошедшем лете, то ли обещание будущей весны?
А может, это проблески той золотой осени, которой нынче мы так и не дождались?